Сделки с недвижимостью на миллионы долларов. Думаете, это ни разу не про Беларусь? Ошибаетесь: рынок элитной недвижимости пусть и не такой большой (порядка 5% от общего количества), но все же существует. Квартиры в премиальных (по нашим меркам) ЖК, дома в Минске и пригороде кому-то ведь принадлежат. И периодически меняют хозяев. В хороший, не кризисный год в стране продается до 20 объектов класса «тяжелый люкс» (стоимостью от $300 000 в эквиваленте и выше). И если в предыдущие годы обеспеченные люди предпочитали аккумулировать средства, то с 2023-го в элитном сегменте пошло заметное оживление. На радость непосредственным участникам процесса и агентствам, сопровождающим такие сделки. Сегодня мы попадем в дом, который имеет все шансы в ближайшее время сменить владельца, хоть и предлагается за фантастические для большинства $2 300 000 по курсу (нет, здесь нет лишних символов — цена именно такая).
Сложно поверить, но та самая сделка, в которой стороны оперируют цифрами с шестью нулями, может совершаться прямо рядом с вами, в соседнем окошке БРТИ. Как бы тайно ни проходили «смотрины» (а большинство объектов, выставленных на продажу, остаются за кадром), стороны все равно встречаются в Агентстве по госрегистрации и земельному кадастру.
— Рынок элитной недвижимости действительно имеет свои особенности. Зачастую владельцы очень дорогих объектов не хотят их афишировать — мол, зачем привлекать лишнее внимание, — объясняет менеджер по загородной недвижимости агентства недвижимости «Твоя столица» Лариса Самусенкова. — Поэтому объявления редко публикуются на общеизвестных площадках. В основном предложения оседают у агентов, специализирующихся на таких сделках. Информацию о новых вариантах получают только те, кто всерьез интересуется объектами с подобными характеристиками.
По моим наблюдениям, в открытые базы попадают лишь порядка 30% элитных объектов. Остальные владельцы ищут покупателей без огласки, можно сказать по сарафанному радио.
— И такой подход работает. Не стоит думать, что если объявление не было опубликовано везде и сразу, покупатель не найдется. Тут надо учитывать специфику и понимать, что потенциальные покупатели мыслят и действуют по-другому: они не мониторят площадки в надежде увидеть долгожданное предложение. Задача по подбору жилья, как правило, кому-то делегируется. А обеспеченный и занятой человек выделяет время уже непосредственно на просмотр и сделку. И требует соответствующего корпоративного обслуживания: чтобы все было четко, быстро и гостеприимно (приветственная чашечка кофе еще ни один просмотр не испортила), — говорит специалист.
Как вы представляете себе сделку на миллион (а то и не один) долларов? Дипломат с деньгами, охрана, счетные машинки, черные пиджаки и солнечные очки, скрывающие лица продавцов и покупателей? Может, когда-то так и было, но сейчас все куда проще. Дорогие во всех смыслах сделки проводятся по безналу. «Более того, зачастую покупатели привлекают кредиты. Со стороны это может показаться странным, но зачем изымать из бизнеса, из своего оборота огромные суммы, если можно воспользоваться помощью банка. Так что заемные средства берут не только те, кому не хватает», — отмечает Лариса Самусенкова.
Элитная недвижимость может зависать в продаже не то что на месяцы — на годы. И это нормально. Таковы правила игры. Игры строгой и суровой: далеко не на каждый товар есть купец. Иные объекты (как бы их ни любили хозяева) — откровенно бесперспективные.
— Не каждый объект, который собственник считает элитным, является таковым на самом деле. Да, дом может быть расположен в отличном месте, построен по всем нормам и с огромным запасом прочности, но если проект морально и стилистически устарел, найти покупателя будет очень сложно, — продолжает разговор специалист. — То, что было модно и свидетельствовало о достатке 20 лет назад, сейчас считается моветоном. Колонны, лепнина, позолота играют отнюдь не на руку продавцу. Скорее наоборот, это отталкивает покупателя.
Сейчас в тренде простые линии, приглушенные цвета, отсутствие вычурности, большая площадь остекления. Тенденция на ближайшие 10—15 лет — околоскандинавский стиль. Набирает вес стиль хай-тек. От этого и надо отталкиваться.
Действительно, когда-то владельцем дома могли быть потрачены огромные суммы на двери из красного дерева и барельефы из Италии. Но сейчас это не ценится. Никто не хочет платить за чужой вкус, довольно специфический по нынешним меркам. Тот, кто ищет дом для жизни (каким бы богатым он ни был), деньги считает. И понимает, что заплатить придется дважды: сначала за демонтаж всей отделки и вывоз мусора, а потом за ремонт с нуля. Идти на уступки перед самим собой нет смысла: выбор слишком велик.
Порой чтобы все-таки продать метры, владельцы «замков» и «царских палат» вынуждены делать скидки. Очень большие скидки. Речь о сотнях тысяч долларов. Обидно, но по-другому никак.
— Вообще, по каждому такому объекту стоит проконсультироваться со специалистами из агентств недвижимости. Иногда, чтобы покупатели вообще начали рассматривать коттедж, надо все демонтировать и привести помещения в состояние white box. А порой хватает и легкой «косметики». Помню, как элитный дом обрел нового владельца после того, как мы всего лишь поработали с входной группой: убрали мраморных львов, упростили колонны, добавили дерева в отделку фасада. И объект начал смотреться совсем по-другому: стал проще и живее. И это сработало.
Но в целом у покупателей сейчас идет запрос на новостройки. Отсутствие ремонта их совсем не пугает. Наоборот, это даже плюс: человек сможет выразить свое «я» через интерьер. То есть хорошая коробка найдет покупателя гораздо быстрее, чем обжитый дом (особенно если он с претенциозным ремонтом). Если же ремонт выполнен, то предпочтение отдадут тому варианту, который можно легко трансформировать: освежить стены, обновить напольное покрытие. То есть интерьер должен быть нейтральным, — объясняют в «Твоей столице».
Но не только внешний вид и убранство дома играют роль. Важно и расположение. Причем не столько точка на карте, сколько окружение. Люди с достатком хотят жить в «однородной среде», чтобы не было такого, что за их дорогущим забором стоит покосившаяся хата с сомнительными жильцами. Не подходит большинству и вариант, когда по-настоящему чудесный дом находится в какой-то глухой деревне.
— Живописный уютный пригород — так формулируют свои пожелания покупатели. И отступать от этого не хотят, — констатирует Лариса Самусенкова.
Чем же должны быть «нафаршированы» элитные дома? Какие негласные требования сформированы?
Сауна и бассейн — обязательно. Иначе за что платить миллионы? Чтобы ездить в ближайший спортивный клуб? Многие добавляют еще открытые джакузи на террасе или эксплуатируемой кровле (прижились в нашем климате, несмотря ни на что). Тренажерный или бильярдный зал тоже присутствуют.
— Некоторые устанавливают дома лифт: цокольный этаж и два над землей — уже три уровня. Зачем бегать по лестницам, если можно ездить на лифте. А вот вертолетные площадки не делают — не распространен у нас такой вид транспорта, поэтому и необходимости нет.
Помещения для прислуги обычно не закладываются: элитные объекты, как правило, сосредоточены в 25-километровой зоне от МКАД, поэтому добраться до них не проблема. Но если все-таки такая необходимость возникает, то найти подходящее помещение удается — площадь дома позволяет. Некоторые выделяют для прислуги гостевые дома, находящиеся на том же участке. Причем надо понимать, что это не какие-то щитовые сооружения, а полноценные коттеджи, просто размером поменьше, — описывает техническую составляющую вопроса Лариса Самусенкова.
— Продавцы и покупатели знают друг друга? Это, как правило, люди из одной сферы?
— Как ни странно, но в большинстве случаев стороны сделки видят друг друга впервые. Казалось бы: страна небольшая, обеспеченных людей не так много, они должны вращаться в одном кругу. Но на деле глава айтишной компании и директор сети магазинов в жизни никогда не пересекаются. Знакомство происходит уже в моменте, — поясняет специалист.
За шесть месяцев текущего года в Минском районе было продано 12 жилых объектов стоимостью от $300 000 до $650 000 по курсу. В прошлом году картина была интереснее — максимальная стоимость достигала $930 000 в эквиваленте. Зачем люди тратят такие суммы здесь, если за эти же деньги можно приобрести «квадраты» в Западной Европе или Америке? Все очень просто: когда живешь и зарабатываешь в Беларуси, то и обстановка должна соответствовать.
• Стильная оригинальная архитектура.
• Французские балконы, обзорные лифты.
• Индивидуальная приточно-вытяжная вентиляция.
• Квартиры от 40 «квадратов», пентхаусы с уютными террасами, паркинг.
• Детсад, СПА, кафе, бизнес- и фитнес-центры.
Это квартал с уникальной многофункциональной средой, где можно комфортно жить, работать, отдыхать — не покидая его пределов. Комплекс «Фарфоровый» — это экологически чистая пешеходная зона, которая расположена рядом с парком и Комсомольским озером.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by