Коллапс «Нового мира». Сингапурская гостиница мгновенно рухнула и убила три десятка человек

15 марта 2024 в 8:00
Автор: darriuss

Коллапс «Нового мира». Сингапурская гостиница мгновенно рухнула и убила три десятка человек

Автор: darriuss

Сейчас Сингапур считается образцом современного города XXI века. На него принято равняться. Его прогрессивный опыт в урбанистике, архитектуре, внедрении умных технологий изучают, осмысливают и пытаются заимствовать. Но при всех впечатляющих достижениях азиатского мегаполиса его путь к ним был не без терний. Одной из черных страниц стремительной эволюции Сингапура остается обрушение гостиницы New World, произошедшее в 1986 году. В этой катастрофе воплотились издержки безудержного развития города, а потому она была, да и продолжает оставаться, важной развилкой в его истории. И уроки, которые Сингапур извлек из того происшествия, унесшего 33 жизни, по-прежнему не забыты в массовом сознании его жителей. Сегодня очередная годовщина трагедии «Нового мира».

15 марта 1986 года

«Мы услышали какие-то крики, а потом что-то рухнуло. Вместе с другими людьми мы побежали к этому зданию и увидели, что его больше нет. От него осталась просто крыша. Все было под крышей», — рассказывал сингапурской редакции Yahoo News Сиджей Сингх. В 1986-м ему было 26 лет, он владел магазином текстиля через дорогу от упавшего отеля. Другой свидетель, которого цитировало издание в своих материалах, посвященных 30-летию катастрофы, добавлял: «Я никогда раньше не видел ничего подобного. Это было похоже на место сноса. Если бы это произошло сегодня, мы бы подумали, что это своего рода террористический акт».

Сингапур и тогда, и сейчас — город, где меньше всего ожидаешь теракта, но именно такая версия моментально стала основной у специалистов, расследовавших обрушение. Поражала скорость и легкость, с которыми «сложилось» здание гостиницы New World. Это была довольно массивная шестиэтажная модернистская коробка, из тех, на которых не останавливается глаз ни туриста, ни местного жителя. Просто очередная непримечательная функциональная постройка, машина для жизни. И вот всего за несколько секунд она просто исчезла, рассыпавшись чуть ли не в пыль. Причем эту аккуратную кучу строительного мусора, обычно возникающую при сносе объектов направленными взрывами, действительно накрывала крыша, пострадавшая меньше всего. Казалось, без злого умысла в такой ситуации было не обойтись. Но достаточно быстро стало очевидно, что его все-таки не было.

В «Маленькой Индии»

В 1986 году сингапурское экономическое чудо, архитектором которого стал многолетний премьер-министр города-страны Ли Куан Ю, уже стало признанным фактом. Но город только начинал формировать свой образ, ставший привычным гораздо позже. Шел всего 21-й год независимости. Он оказался кризисным, безработица росла, и описываемые события стали невольным олицетворением неожиданных препон, вставших на пути амбициозного «азиатского тигра».

Рухнувшая гостиница располагалась на центральной артерии сингапурской «Маленькой Индии» — Серангун-Роад.

Объект построила в 1969—71 годах компания Lian Yak Realty, то есть отелю было всего 15 лет. Строго говоря, номера занимали лишь верхние четыре этажа здания. На первом находилось отделение Industrial and Commercial Bank, уровнем выше работал ночной клуб Universal Neptune. В 1975-м гостиница, тогда называвшаяся New Serangoon, уже попадала в заголовки местных газет: 30 августа того года утечка угарного газа привела к тому, что 35 постояльцев потеряли сознание. К счастью, тогда все обошлось без непоправимых потерь, чего нельзя было сказать про случившееся спустя 11 лет: сразу после инцидента СМИ опасались, что под завалами может находиться более сотни человек.

Шок для нации

New World («Новый мир») упал в 11:25 утра субботы. Уже восемью минутами позже на место катастрофы прибыли два первых пожарных расчета. Тушить им было нечего, и спасатели растерялись. Ни с чем подобным они прежде дела не имели, у них не было ни нужного оборудования, ни соответствующей квалификации для действий в подобной ситуации. Ясно было одно — крупная строительная техника для разбора образовавшихся завалов оказалась бесполезна.

В первые часы пожарные, полицейские, просто собравшиеся волонтеры действовали голыми руками.

После обеда на место трагедии приехали и растерянные правительственные чиновники. В 17:10 к остаткам «Нового мира» прибыл лично премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, назвавший случившееся «беспрецедентным событием» в истории страны. На самом деле, тяжелые техногенные катастрофы там уже случались, никто от них не застрахован. К примеру, восемью годами ранее на верфи «Юронг» взорвался греческий нефтяной танкер Spyros, унеся 76 жизней. Но моментальное разрушение крупных зданий действительно было из ряда вон выходящим происшествием.

Помощь метростроителей

В каком-то смысле местным спасателям повезло. Неподалеку от места ЧП строился метрополитен, до открытия которого оставалось около полутора лет. На масштабном инфраструктурном объекте работали специалисты, в том числе множество иностранцев (британцев, ирландцев и японцев), чей опыт и оборудование оперативно помогли в разборе завалов. Их техника, а также предоставленные частными компаниями специальные резаки по металлу и бетону, инфракрасные сканеры и детекторы, доставленные на площадку, позволили достаточно быстро приступить к спасательным работам.

Основной проблемой для спасателей стало малое количество крупных обломков.

Все подобные фрагменты (в основном — крыши) быстро удалили, после чего специалистам пришлось иметь дело с плотной средой мелкого строительного мусора. Единственным выходом в такой ситуации оставалось строительство своеобразных тоннелей, и вот здесь как нельзя лучше пригодился опыт метростроевцев. При этом работы приходилось вести максимально аккуратно, чтобы не допустить деформации тоннелей, а также возможного разрушения имевшихся полостей, где могли находиться уцелевшие люди.

С риском для жизни

Использование спецтехники ограничивалось и дополнительным фактором. У разрушенной гостиницы помимо шести наземных этажей имелся и один подземный, занятый парковкой. Машины стояли в том числе на улице у здания. Некоторые оказались раздавлены падающими фрагментами, и в воздухе, по воспоминаниям очевидцев, ощущался стойкий запах разлившегося топлива. Похожая ситуация потенциально могла быть и под землей. В итоге любая случайная искра грозила воспламенением горючих жидкостей, что могло привести к гибели выживших в результате падения New World, а также самих спасателей.

«По сути, мы рыли тесный тоннель, где места хватало только для нас самих, — рассказывал один из метростроителей, участвовавших в спасении. — По мере нашего продвижения мы просто передавали обломки обратно по живой цепочке. Мы буквально доставали их руками». И все это время работавшие в тяжелейших условиях специалисты слышали человеческие голоса из оставшейся от отеля груды мусора. Сначала люди кричали, но с течением времени голоса становились все слабее и слабее. Увы, некоторые умолкли навсегда.

Выжившие и погибшие

К полуночи 16 марта, спустя полтора дня после катастрофы, были спасены 11 человек и найдены 7 тел погибших. Спустя еще два дня нашли 17 живых и 11 мертвых людей, работавших и проживавших в здании. Каждого спасенного приветствовали радостными криками. Жертв встречали молчанием. Предварительные оценки количества человек, которые могли находиться в рухнувшей гостинице, оказались преувеличенными. В общей сложности в остатках здания обнаружили 33 тела.

Среди погибших было 10 иностранцев, остальные являлись гражданами Сингапура.

Последней выжившей стала 30-летняя Чуа Ким Чу, работавшая в банковском отделении на первом этаже здания. Женщина потом вспоминала, что за несколько минут до трагедии она уже готовилась уйти на обеденный перерыв, потом услышала какой-то шум в подвале, пол затрясся, и когда она очнулась, ее рот и нос были забиты бетонной пылью, вокруг было темно, но сама она была цела и невредима. Девушку спас ее рабочий стол, под которым она каким-то чудом оказалась в момент разрушения «Нового мира».

Версии

Спустя неделю, к 22 марта, расчистка места ЧП завершилась, и президент Сингапура образовал специальную комиссию, в которую вошли четыре человека. Их задачей было расследование причин случившегося. Среди первых версий, рассматривавшихся экспертами, были и теракт, и взрыв бытового газа, но их быстро отвергли. Анализировали члены комиссии и возможное влияние работ по сооружению метрополитена, однако в конце концов и эту причину признали несостоятельной.

Подземку возводили пусть и неподалеку, но все же на достаточном расстоянии от отеля.

В итоге специалисты сконцентрировались на технических дефектах и ошибках в строительном процессе. Это оказалось верным направлением, хотя для восстановления всей цепочки, приведшей к трагедии, понадобилось несколько месяцев. Финальный отчет комиссии, увы, нарисовал очень неприглядную картину.

Вопрос времени

Уже опрос выживших, а также людей, работавших и посещавших отель, показал, что катастрофу можно было предотвратить. Выяснилось, что за сутки до нее в здании наблюдались признаки его деформирования. На потолке и несущих колоннах появились микротрещины. Рабочие гостиницы вместо вызова представителей надзорных служб ограничились косметическим устранением повреждений. Горничные отеля жаловались, что двери некоторых номеров перестали закрываться, но и это оставили без внимания.

В отчете было указано, что к трагедии привела совокупность факторов.

Во-первых, инженерные расчеты при подготовке строительного проекта производили неквалифицированные специалисты. Во-вторых, они не учли всю нагрузку, которую будет нести здание в процессе эксплуатации. Во внимание не был принят вес облицовки из керамической плитки, составлявший 50 тонн, а также дополнительное оборудование, которое установили на крыше объекта. Помимо прочего там находились цистерна для воды, два водонагревателя, внешние блоки кондиционеров. Кроме того, не до конца учли и собственный вес гостиницы. В-третьих, строительство осуществлялось без соответствующего внешнего надзора. В-четвертых, не производилось регулярное техническое обследование «Нового мира». На структурные дефекты не обращали внимания. Другими словами, все 15 лет своего существования отель постепенно разрушался и, по сути, был обречен. Его обрушение оказалось лишь делом времени.

Последствия

Катастрофа произвела тяжелое впечатление на сингапурское общество. Многие жители страны поняли, какие издержки несет неконтролируемое развитие, когда экономические успехи и бурное строительство заставляют забыть о должном следовании техническим правилам и требованиям. Правительство Ли Куан Ю постановило провести тотальную проверку всех городских зданий, построенных за предыдущие полтора десятилетия. Некоторые из них в итоге признали опасными для жизни. Ужесточили и надзор над проведением проектных и строительных работ, все процессы в которых начали дополнительно проверяться независимыми специалистами.

Урок для Сингапура оказался жестоким.

Но главное, что он подействовал на нацию отрезвляюще и из него, из гибели 33 человек, сделали верные выводы. На месте, где когда-то располагался New World, уже давно стоит другая гостиница, но даже молодые местные жители, уже не подозревающие, где рухнувший отель физически находился, знают про «Новый мир», знают о том, что это словосочетание в локальном контексте имеет трагическую историю.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by