Фотографы показали крупнейший в США заброшенный метрополитен. Рассказываем, почему он в таком состоянии

25 февраля 2024 в 8:00
Автор: darriuss

Фотографы показали крупнейший в США заброшенный метрополитен. Рассказываем, почему он в таком состоянии

Автор: darriuss

Метрополитены — дорогое удовольствие. Далеко не каждый город может позволить себе затеять такую стройку, да и не всем городам подобные транспортные системы нужны. Тем не менее в американском Цинциннати строительство подземки началось, и значительный ее участок даже успели возвести в конструкциях. Однако через несколько лет работы прекратили, и в США появилось крупнейшее в своем роде метро-призрак. Долгие десятилетия ему не могут найти иное применение, но и достраивать также не собираются. Хотя, несмотря на продолжительное запустение, станции и тоннели находятся в неплохом состоянии. Что же пошло не так и почему амбициозные планы закончились в буквальном смысле зарыванием денег в землю?

Город, который не смог

Сейчас Цинциннати, мягко говоря, не относится к числу самых известных и популярных у туристов городов Соединенных Штатов. Здесь, на берегах реки Огайо, в одноименном штате проживает около 300 тысяч человек. Примерно такое же население в Цинциннати было и сто лет назад, но тогда город активно рос, был важным индустриальным центром Среднего Запада страны и даже рассматривался как конкурент Чикаго или Бостона. Кто знает, если бы не смена экономических приоритетов США, погубившая значительную часть местной промышленности, возможно, Цинциннати также бы дорос до статуса мегаполиса и сейчас был бы у всех на слуху.

Но о том, что готовит городу XX век, в самом его начале еще никто не подозревал.

Наоборот, в будущее смотрели с оптимизмом. Главным же негативным фактором, сдерживавшим развитие Цинциннати в этот момент его истории, был назревающий транспортный коллапс. Город стоял в пробках. Несмотря на то что автомобили лишь начали набирать популярность среди местных жителей, они уже появились на улицах, где столкнулись с пешеходами, конными экипажами и, главное, с электрическими трамваями, бывшими основным видом общественного транспорта. На этом фоне в мэрии и было принято решение о необходимости собственного метрополитена, тем более что определенные обстоятельства позволяли построить его быстрее и дешевле, чем в других крупных городах Америки того времени.

Поезда в канале

Впервые план по строительству в Цинциннати метро представили в 1910 году. К этому моменту подобными скоростными транспортными системами еще обладали редкие американские города — Нью-Йорк, Чикаго, Бостон и Филадельфия. Этот факт как нельзя лучше иллюстрирует то место, которое Цинциннати занимал в экономике США. То есть муниципальные власти рассматривали подотчетный им населенный пункт как минимум как равный вышеперечисленным мегаполисам. Впрочем, проектные работы и поиск финансирования заняли целых шесть лет. Лишь в 1916-м мэрия города выпустила облигации на $6 миллионов и провела референдум, на котором амбициозные планы получили одобрение местных жителей.

По образцу Чикаго первая линия должна была кольцом обогнуть центр и ближайшие пригороды.

Строго говоря, подземка не предполагалась полностью подземной. Кольцо должно было частично пройти по земле и над ней по эстакадам наподобие чикагских. Но предполагался и подземный участок, который как раз и начали строить первым. В центре Цинциннати существовал канал, прежде наполненный водами реки Огайо, но к моменту начала стройки уже осушенный. Как раз по нему и должен был идти подземный фрагмент метросистемы. Это было удобно, потому что канал позволял вести фактически наземное строительство без использования проходческих щитов.

Начало и конец стройки

Сооружение метрополитена началось в Цинциннати весной 1917 года и сразу столкнулось с форс-мажорными обстоятельствами. Всего 11 днями ранее США вступили в Первую мировую войну. Конечно, она закончилась уже в следующем году, но конфликт одним из своих последствий имел рост инфляции в стране. Вместе с инфляцией увеличивался и бюджет проекта. Согласно первоначальному плану полученных от займа $6 миллионов должно было хватить на все кольцо первой линии, но вскоре стало очевидно, что на самом деле стройка потребует дополнительные $6—12 миллионов. По тем временам это была очень и очень серьезная сумма, которую город вынужденно изыскивал самостоятельно. Федерального финансирования или хотя бы выделения денег на уровне штата на подобные инфраструктурные объекты предусмотрено не было.

Муниципалитет делал все, что мог, работы шли мучительно долго.

К 1928 году подземный участок длиной 3,2 километра с четырьмя станциями был готов. Закончили и еще восемь километров на поверхности, но в общей сложности длина первой линии должна была достигнуть 26 км. То есть метрокольцо не было готово даже наполовину, а средства закончились. В самом начале проекта мэрия рассчитывала на финансирование подземки из доходов, которые приносило городу производство алкогольных напитков, одна из основных отраслей местной экономики. Введение в 1920 году «сухого закона» нанесло этим планам катастрофический удар. А в 1929 году в стране еще и началась Великая депрессия. Цинциннати и его жителям стало окончательно не до метро. Общественное мнение резко качнулось в сторону противодействия таким тратам, а с ним соответствующим образом изменилось и отношение чиновников, ведь должность мэра была выборной и настроения избирателей не учитывать было нельзя.

Город в раздумьях

Значительные суммы были потрачены фактически напрасно. Из полезного Цинциннати получил лишь новый бульвар, который прошел прямо по закопанному подземному участку. Средств на завершение проекта не было, но при этом на балансе города имелась достаточно обширная подземная система, с которой совершенно непонятно было, что делать.

Естественно, со временем стали делаться попытки найти несостоявшемуся метро какое-то иное применение.

В 1936 году муниципальные власти даже организовали специальную комиссию из экспертов, которые должны были подготовить предложение по перспективному использованию подземного участка. Ее вывод оказался неутешительным. Комиссия, проанализировав ситуацию, пришла к заключению, что тоннели и станции можно использовать лишь по прямому назначению, то есть для движения поездов. Но так как за прошедшее время «нужды города изменились», в текущий момент подземка должна быть «забыта».

Настоящее и будущее

В 1939 году в мэрии Цинциннати все же начали обсуждаться две идеи. Первая предполагала использование подземного участка для движения автомобилей. Согласно второй по нему должна была пройти трамвайная линия. Начало Второй мировой заставило забыть и об этих перспективных планах. Тоннели и станции казались настолько бесполезными, что их не стали трансформировать даже в бомбоубежища. В последующие десятилетия делались попытки их переоборудовать в склады, торговый центр, винодельню и даже ночной клуб, но все осталось на уровне теоретических рассуждений.

Системе нашли единственное применение в 1950-е годы, когда в одном из тоннелей проложили участок городского водопровода диаметром 1,3 метра.

Относительно недавно, в начале нулевых, специалисты разработали проект использования недостроенной подземки в новой системе «легкого метро», но ее стоимость в $2,6 миллиарда оказалась городу не по силам. Построенный в 1920-е годы объект так и стоит законсервированным, ежегодно вытягивая из бюджета Цинциннати несколько миллионов долларов на обслуживание. Многие местные жители даже не подозревают, что под их ногами находятся тоннели и станции, ведь доступ внутрь максимально затруднен. Но никакие тернии не остановят желающих их преодолеть, поэтому фотографии этого атмосферного объекта, конечно, найти можно. Остается лишь сожалеть, что всему этому так и не было найдено достойного применения.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by