25 372
24 февраля 2024 в 8:00
Автор: Виктория Завадская. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

Огни большого города. Наблюдаем за ночными проспектами, пока все спят

Автор: Виктория Завадская. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

Мы продолжаем искать романтику в электрическом свете ночного города. На этот раз в объектив попали оживленные проспекты, которые, кажется, не засыпают никогда. Тем, кто собирается отдыхать, пожелаем спокойного сна, а сами уходим в ночь, чтобы ловить огни столичных магистралей.

Проспект Независимости

Протяженность самой главной артерии Минска — около 15 километров. Сложно представить, но пару веков назад здесь, под слоем толстого асфальта, пролегали, как натянутые нити, рельсы первого городского транспорта — конки. Уже чуть позже цивилизация взяла верх и «пересадила» минчан с лошади на транспорт с двигателем. После разрушительной Второй мировой войны проспект буквально по крупицам восстанавливали из пепла: от знаковых сооружений в тот период целыми остались единицы.

Сегодня архитектурный ансамбль главной магистрали Минска хранит в себе отголоски изящного неоклассицизма и сталинской эклектики. Правда, местами их попытались разбавить современными штрихами вроде «Кемпинского», но это не мешает проспекту оставаться в списке историко-культурного наследия и претендовать на статус мировой ценности.

Проспект Победителей

Еще одна главная магистраль Минска, которая растянулась на 9 километров. Она связывает исторический центр с северо-западной частью города, которая оформлена эффектной современной застройкой с самым дорогим «квадратом» в столице. Вдоль оживленной городской артерии тянется извилистая река Свислочь, которую облюбовали не только местные, но и туристы. Гуляя в этой части города, можно на время забыть о том, что вокруг тебя шумит оживленная столица: уж очень много здесь зелени и парков, где можно услышать тишину. Активная застройка тогда еще Парковой магистрали началась в 1960-х годах. Довольно быстро здесь выросли высотки и крупные городские объекты: гостиница «Юбилейная», Дворец спорта, кинотеатр «Москва» и другие. Проспект переименовали в 2005 году, а чуть позже его окружили современные ЖК с самыми высокими многоэтажками столицы.

Проспект Машерова

Предлагаем остаться в границах Центрального района и переместиться на проспект Машерова, который назван в честь советского деятеля. Кстати, эту магистраль можно смело считать колыбелью столичного трамвайного движения: именно здесь в 1929 году был заложен фундамент первого трамвайного депо. Чуть позже этот вид транспорта потеснили троллейбусы: они ездили тут бок о бок около 14 лет.

Партизанский проспект

Двигаемся дальше, в сторону еще одной крупной транспортной магистрали, которая растянулась в юго-восточной части Минска. В далеких 1930-х годах эта территория частично пустовала. Чуть позже проспект стал прирастать не только малоэтажной застройкой, но и крупными промышленными объектами. Сегодня жизнь этой городской артерии редко прерывается на сон. К слову, расстояние от одного конца проспекта до другого составляет порядка 8 километров.

Проспект Дзержинского

В описании этого проспекта не будет лирических отступлений: над его проектом не сидели лучшие советские архитекторы. Тем не менее сегодня облик этой магистрали почти сформирован и имеет свои знаковые объекты. Протяженность проспекта — порядка 7,8 километра от центра на юго-запад столицы. Он берет свое начало в районе площади Богушевича и тянется аж до МКАД. Свое нынешнее название проспект получил в 1979 году в честь партийного деятеля Феликса Дзержинского. До этого узкие улочки, окруженные частным сектором, носили название Советских Пограничников. Впервые магистраль реконструировали в 1970-х годах, и, кажется, процесс этот не закончился до сих пор. Вдоль широких полос не перестают вырастать эффектные многоэтажки и другие объекты современной цивилизации.

Проспект Жукова

Строительство этой магистрали началось в конце 1970-х годов. Сегодня проспект стал частью Второго кольца в Минске и соединяет проспект Пушкина с улицей Аэродромной. Вдоль него нет каких-то значимых сооружений: бóльшая часть построек — панельки. Пожалуй, самый примечательный факт, который мы знаем про эту городскую артерию: она проходит по нижнему уровню трехуровневой транспортной развязки (под проспектом Дзержинского). Появилась эта развязка в 2011 году и является сегодня единственным объектом таких масштабов в Беларуси.

Проспект Пушкина

Еще немного, и впереди замаячили огни магистрали, названной в честь классика русской литературы. Проспект Пушкина территориально тоже вошел во Второе кольцо, соединяя проспект Жукова с улицей Орловской. Эта оживленная магистраль имеет небольшую протяженность — всего 3,7 километра.

Проспект Рокоссовского

Эта магистраль завела нас в юго-восточную часть столицы — ночную Серебрянку, которая кое-где еще отражала жизнь в окнах панелек. В 2011 году проспект протяженностью около 3 километров планировали расширить до восьми полос, но это так и осталось частью нереализованного плана.

Проспекты Газеты «Звязда», Газеты «Правда» и Любимова

Эти три оживленные городские артерии находятся в границах Московского района. Они соединяют «спальник» с другими частями столицы, но в архитектурном плане не отличаются чем-то уникальным. Правда, есть здесь один интересный объект, который разместился на пересечении проспектов Газеты «Звязда» и Любимова, — могильник X—XI веков, попавший в число историко-культурных ценностей нашей страны.

Бонусом предлагаем вам полюбоваться улицей Притыцкого, которая в огнях ночного города выглядит не менее эффектно, чем столичные проспекты.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by