12 февраля 2024 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич

Куда плывет «Корабль»? Дольщики «Петровских верфей» жалуются: их дом не могут достроить уже два года

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Влад Борисевич

Этот амбициозный проект должен был украсить столицу жилым комплексом, похожим на корабельную гавань. Строить «Петровские верфи» начали в 2020 году. Первые дома уже заселены, а вот с третьим — «Кораблем» — возникли проблемы. Дольщики, отдавшие кровные деньги, ждут обещанной сдачи уже два года. Прогуливаются мимо стройки и со вздохом сверяются с графиком работ: отставания давно очевидны. Застройщик «УКС Запад» успокаивает: здание введут в эксплуатацию в срок. Правда, будущие жильцы слышали это уже не раз. И даже не два. Onlíner попытался разобраться в непростой ситуации.

Короткий (или не очень) ликбез: что это за квартал такой?

Жилой комплекс «Петровские верфи» в свое время вызвал бурные обсуждения в интернете. О детище питерского архитектурного бюро «Студия-17» говорили много — все-таки это не какие-нибудь рядовые панельки, а жилье по индивидуальному проекту. Концепция предполагала строительство девяти домов. На улице Семашко должны были вырасти четыре коричневых корпуса, символизирующих корабли на верфи. За ними — четыре белые многоэтажки, похожие на паруса. Завершала бы композицию высотка в 50 метров со шпилем.

В состав жилого комплекса должна войти «гранитная набережная» со встроенными магазинами, кафе, мастерскими. Дворы планируется сделать без машин — для автомобилей жильцов предусмотрены два паркинга. На их крышах оборудуют спортивные площадки.

Реализацию проекта городские власти доверили застройщику «УКС Запад». Первый дом — тот самый 18-этажный «Маяк» — стали возводить в сентябре 2020 года. Следом на участке вырос и один из «Парусов». Оба здания уже введены в эксплуатацию и заселены.

Изначально жилье в «Петровских верфях» предлагали только нуждающимся. Конечно, квадратный метр в квартирах со стандартными и европланировками (а где-то в них включали даже террасы) обходился дешевле, чем в коммерческих новостройках. Однако был и свой нюанс: вместе с жильем дольщики обязаны были приобретать место в паркинге. Вот и получалось, что однушка площадью 47 «квадратов» вместе с машино-местом обходилась в $57 000 по курсу.

Но в 2021 году Мингорисполком разрешил УКСу продавать метры всем желающим. Цены стартовали от 2350 рублей, или $883 за «квадрат». К весне 2023-го они достигли минимальной планки в 3150 рублей ($1105 по тогдашнему курсу) — именно такая стоимость метра была заявлена в третьем строящемся доме — «Корабле». Многим дольщикам предложение показалось заманчивым еще и потому, что можно было отказаться от обязательного машино-места за почти 25 000 рублей. Так что поток заявлений хлынул в офис госзастройщика с повышенной скоростью. Правда, будущие собственники не догадывались, что на тот момент сроки сдачи многоэтажки уже не раз переносились.

Сначала это был II квартал 2022 года, который с течением времени трансформировался в май 2024-го. Однако покупатели не уверены, что строители успеют: сейчас на площадке виднеются только три этажа из восьми, хотя по графику уже должна стоять вся коробка. Естественно, волнения среди дольщиков нарастают с каждым днем, особенно когда на объекте ничего не происходит.

Дольщики ждут и нервничают

Дмитрий (здесь и далее имена изменены по просьбе самих дольщиков) приобрел в «Корабле» двушку еще в марте 2022 года. Квартира метражом 59,57 «квадрата» досталась ему за 166 200 рублей, еще 24 613 рублей потянуло парковочное место. Итого — 190 813 рублей, или $64 250 по курсу. Эту сумму белорус выплатил сразу.

— В тот период строители только приступили к первой секции, хотя в договоре было прописано, что дом введут в эксплуатацию уже в августе. Было понятно, что в это время они не уложатся. Хотя до декабря 2022 года работы на площадке велись довольно бодро: было много людей и техники. Коробку для первой секции они возвели. Но с 1 января 2023-го активность практически прекратилась. В УКСе нас уверяют, что на объекте задействовано около 40 человек, хотя мы наблюдали максимум 10—20. Здание небольшое, всего три секции, а строительство ведется уже больше двух лет… — утверждает собеседник.

В чем же причины таких задержек? Как следует из ответа Администрации Московского района, приостановки строительства с 2022-го по май 2023-го связаны с полным отсутствием финансирования из-за «негативной макроэкономической ситуации и, как следствие, низкой покупательской способности населения». Если верить письму, с мая заключение договоров долевого строительства, равно как и сами работы на площадке, возобновилось.

Виктория как раз была одной из тех, кто соблазнился на эксклюзивное предложение «квартира без машино-места».

— Изначально выбирала район рядом с метро, ну и чтобы рядом было немножко зелени (через дорогу от «Петровских верфей» как раз есть парк). Понравилась и относительно небольшая высота домов. Так что в июне я заключила договор долевого строительства. Двушка обошлась мне в 208 000 рублей. Половину стоимости я заплатила из накопленных средств, половину — за счет банковского кредита. Сейчас отдаю ежемесячно 1300 рублей, плюс около $250 плачу за съемную квартиру — на жизнь остается меньше 1000 рублей, — рассказывает собеседница.

Девушка была уверена: 31 декабря она заберет заветные ключи. Тем более, по официальной информации из администрации района, готовность здания на 1 сентября 2023 года составляла 42%, и при должной организации процесса завершение объекта в установленный срок представлялось застройщику возможным.

Но увы, «Корабль» так и не отправился в свободное плавание. В течение года дольщики получали дополнительные соглашения на перенос сроков сдачи. Последнее — на май 2024-го. Многие решили его не подписывать — тогда есть шанс отсудить у застройщика пеню за несвоевременное завершение объекта (такое условие имеется в договорах).

На этот раз «УКС Запад» объяснил задержки сложностью с поставками опалубки для производства консольной части дома (на минуточку, она 12 метров в длину). Мол, уникальный проект, аналогов в Беларуси нет, так что придется потерпеть. Потом затянутость процесса объясняли тем, что внутри конструкции очень много арматуры, которая медленно и тяжело вяжется.

Дольщики продолжали упорно рассылать письма госорганам, ходить по кабинетам чиновников, встречаться с представителями УКСа на объекте. Однако на темпы строительства это не очень-то повлияло.

— Тем, кто не готов ждать, предлагали расторгнуть договор. Но из-за скачков курса это невыгодно, особенно тем, кто приобретал квартиры в 2022 году, — говорит Виктория.

Не устраивает будущих жильцов и тот факт, что в концепцию дома внесли изменения: например, в подъездах не будет лифтов OTIS, а в комнатах — окон в пол (хотя на рендерах везде нарисовано витражное остекление).

— Если посмотреть на дом, то можно увидеть, что проемы частично заложены кирпичом, хотя изначально они были под французские окна, — утверждает девушка. — На мой взгляд, эти корректировки удешевляют проект, с чем мы, конечно, не согласны.

Надежд на то, что застройщик справится с домом в срок, у дольщиков нет. По графику строители уже должны приступить к внутренним работам, однако на площадке пока так и не появились все секции. Будущее по-прежнему туманно: если не в мае, то когда? Ответов нет. А если учесть, что это далеко не единственный проект «УКС Запад» (вспомним хотя бы печально известный «Грушевский посад», который тоже передали этому застройщику), то картина становится более понятной. Но от этого не менее печальной.

Застройщик успокаивает

Чтобы разобраться в ситуации, Onlíner обратился за комментарием в «УКС Запад». И вот что ответил нам застройщик:

«Строительство жилого дома „Корабль“ начато 5 апреля 2021 года. В связи с несоблюдением подрядной организацией графика производства работ сроки строительства объекта неоднократно переносились. С целью недопущения консервации объекта в связи с невыполнением подрядной организацией договорных обязательств была осуществлена ее замена. В мае 2022 года заказчиком заключен договор с ОАО „Стройтрест №35“.

Снижение темпов строительства было вызвано длительностью процедуры по выбору поставщика и непосредственной поставкой опалубки для производства 12-метровой консольной части жилого дома (что является уникальным для Республики Беларусь видом работ), а также выполнением проектной организацией дополнительных расчетов ее несущей способности. Следует отметить, что в связи с тем, что в Республике Беларусь аналогов такой опалубки не было, поставка осуществлялась из соседних стран.

30 ноября 2023 года Мингорисполкомом принято решение об изменении срока строительства объекта до 15 мая 2024 года.

По состоянию на 7 февраля 2024 года на объекте выполнено бетонирование элементов консольной части здания, осуществляется монтаж опалубки перекрытия над 3-м этажом 1-го и 2-го подъездов. Работы по возведению 3-го подъезда объекта выполнены в полном объеме, осуществляется монтаж остекления лоджий и лифтового оборудования 3-го подъезда.

Также отмечаем, что разработанная и утвержденная межправительственным соглашением концепция застройки не корректировалась. Строительство квартир в жилом доме осуществляется в соответствии с проектной документацией, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу.

Изменения в проектную документацию по остеклению оконных блоков квартир не вносились.

В связи с отсутствием возможности поставки лифтов OTIS ввиду санкций в отношении Республики Беларусь застройщиком приобретены пассажирские лифты MRLGLZ производства ООО „Гомельский лифтовый завод“ с аналогичными характеристиками.

Заказчиком совместно с Администрацией Московского района, Комитетом строительства и инвестиций Мингорисполкома и подрядной организацией проводятся еженедельные совещания, в том числе и на строительной площадке, для обеспечения завершения строительства в кратчайшие сроки. Ввести жилой дом в эксплуатацию планируется во II квартале 2024 года.

Также на объект приглашается инициативная группа дольщиков для ознакомления с ходом производства работ и разъяснения возникающих вопросов».

А вот что добавил заместитель главы администрации Московского района Владимир Танкевич:

«Дело в том, что до Нового года стройтрест №35 был занят на других важных объектах, где требовалось много людей. Сейчас организация возвращается на площадку: нам пообещали, что число строителей будет значительно увеличено. Например, на монолите ранее было задействовано около 30 человек, сейчас добавят еще 20 и организуют весь процесс. Люди работают вахтами по 12 часов без выходных. В стройтресте №35 заверили, что до конца марта возведут коробку и приступят к отделочным работам. На этой неделе будет сформирован новый график работ, который мы будем контролировать. По прогнозам, дом сдадут к началу июля. 

В прошлую пятницу на стройплощадке была встреча с дольщиками, они обо всем проинформированы. Договорились, что 15 марта снова встретимся на объекте».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by