«Он просто сидел на обочине дороги и смотрел на проезжающие мимо машины. Люди действительно не знали, кто он такой. Я имею в виду, что даже я, глава муниципалитета, не знала, как его зовут», — заявила журналистам Кэтрин Линч, мэр американского городка Хинсдейл, после получения шокирующего известия. Хинсдейл — из тех населенных пунктов США, о существовании которых не подозревают даже сами американцы, не говоря уже про жителей других стран мира. И тем не менее в ноябре он оказался в федеральных и международных новостях по приятной причине. Один из 4 тысяч его обитателей, человек, ведший настолько тихую и скромную жизнь, что его не замечали даже соседи, оставил месту, где он провел большую часть своего земного существования, почти $4 миллиона. Практически все хинсдейльцы и представить не могли, что Джеффри Холт, занимавшийся на старости лет стрижкой газонов и уборкой территории жилого комплекса, окажется тайным миллионером, щедро распорядившимся своим состоянием.
Про такие места, как Хинсдейл, принято говорить, что там все всех знают. В этом городке, расположенном в юго-западном углу американского штата Нью-Хэмпшир на берегу реки Коннектикут, живут всего 1,5 тысячи человек. Еще 2,5 тысячи имеют дома в ближайших окрестностях на территории, управляемой муниципалитетом. Одна главная Мейн-стрит, ратуша, почтовое отделение, несколько магазинов, парикмахерская, пара баров, церковь, отделения полиции и пожарной службы — Хинсдейл является воплощением провинциальной Америки, где жизнь течет неторопливо и где годами не происходит ничего, заслуживающего внимания даже прессы штата, не говоря уже про общеамериканский уровень.
И тем не менее в ноябре название города начало мелькать в заголовках крупнейших СМИ, включая газеты The New York Times и The Washington Post, посвятивших одному из жителей Хинсдейла большие редакционные материалы. Издания писали об удивительной истории Джеффри Холта, человека настолько незаметного, что о его существовании не подозревало даже большинство жителей города, где все всех знают. Мужчина умер еще 6 июня, но лишь осенью стало известно, что он оставил Хинсдейлу щедрый подарок — $3,8 миллиона.
Джеффри Холт родился в 1941 году в интеллигентной семье. Его отец был профессором английской литературы в Американском международном колледже, небольшом частном университете в городе Спрингфилд, штат Массачусетс. Дед также был литературоведом и даже написал актуальную и по сей день монографию о творчестве Шекспира. По их стопам пошел и Джеффри, закончивший колледж, где преподавал отец, а потом сам ставший учителем.
В средней школе Тейер в Винчестере (Нью-Хэмпшир) он учил детей социальным наукам, а также водительскому мастерству.
Впрочем, в 1970-е Холт решил кардинально поменять профиль деятельности и переехал в Хинсдейл, где устроился на работу на мукомольный комбинат компании Agway, находящийся в Брэттлборо, соседнем с Хинсдейлом городе на противоположном берегу реки Коннектикут. Уже тогда он вел чрезвычайно скромный и бережливый образ жизни и даже продал автомобиль, предпочтя ездить на работу на велосипеде. В конце концов Джеффри дорос до управляющего производством, но в 1980-е комбинат закрыли, выплатив сотрудникам неплохие компенсации. Свою долю получил и Холт — именно она составила базу его будущего состояния.
Люди, знавшие героя, отмечали, что всю свою жизнь он старался быть незаметным. «Он говорил мне, что вся его философия заключается в том, чтобы никто никогда тебя не замечал, — рассказала журналистам Элисон Холт, сестра Джеффри, живущая в Калифорнии. — Не выделяйся, ничего такого не делай, иначе кто-нибудь сможет тебя раскритиковать». Отношение Холта к деньгам, очевидно, было сформировано еще в детстве. По воспоминаниям родных, глава семейства отличался крайней скупостью, категорически не приемля любые лишние, на его взгляд, расходы.
На пенсии Джеффри существовал на чеки социального страхования, дополнительно подрабатывая завхозом собственного жилого комплекса.
Он стриг газоны, убирал мусор, сгребал снег и решал остальные возникавшие хозяйственные задачи. Все отмечали его доброжелательность, готовность помочь, но в то же время застенчивость и нежелание пускать посторонних в свой мир. Холт жил в скромном домике, который делил с одной из жительниц Хинсдейла. У него не было даже телевизора. В свободное время он занимался коллекционированием моделей автомобилей и поездов, изучением специализированной литературы на эту тему. Друзья отмечали, что помимо этого каждый день Джеффри внимательно читал и прессу, предпочитая The New York Times, The Wall Street Journal и Forbes. Как оказалось, неспроста.
Лишь в 2001 году Холт поделился секретом со своим ближайшим другом и работодателем Эдвином Смитом, владельцем того самого жилого комплекса, где находился домик мужчины. Оказывается, сразу после увольнения доставшуюся ему компенсацию он вложил в несколько фондов взаимных инвестиций, в основном занимавшихся телекоммуникациями. Видимо, при всей своей бережливости и внешней скромности инвестором Джеффри был талантливым, ведь к моменту смерти его активы выросли до $3,8 миллиона.
Это, впрочем, никак не сказывалось на образе жизни мужчины.
По его собственным словам в разговорах с друзьями, ему вполне хватало пенсии и бонуса от подработки. Проблема заключалась в другом. Детей у Холта не было, женщина, с которой он жил, умерла в 2017-м, а единственная сестра сама отказалась от денег. Накопленное состояние требовалось кому-то оставить, и Джеффри решил, что достойным кандидатом будет город, в котором он прожил лучшие, по его мнению, годы своей жизни.
Согласно завещанию Холта, после его смерти все $3,8 миллиона достались Благотворительному фонду Нью-Хэмпшира с условием, что эта некоммерческая организация займется управлением активами и выделением грантов на нужды Хинсдейла, связанные со здравоохранением, образованием и культурой. «Уникально то, что он хранил все в тайне, — рассказала местной газете The Bennington Banner Мелисса Мозьер, сотрудница фонда. — Он был очень скромным. Он просто хотел внести свой вклад, чтобы действительно сделать Хинсдейл лучше без какой-либо помпы. Подобные истории действительно являются сердцем и душой нашего общества».
«Это было похоже на выигрыш в лотерею», — заявила мэр городка Кэтрин Линч.
«Это замечательный подарок нашему маленькому городу, — добавил Стивен Диорио, глава городского совета Хинсдейла. — Мы ни в коем случае не богатый город, и это будет иметь для нас большое значение». Годовой бюджет населенного пункта составляет $12 миллионов, так что деньги Холта ему пригодятся, тем более что Благотворительный фонд Нью-Хэмпшира не собирается их просто тратить. Организация намерена реинвестировать деньги, а гранты выделять исключительно из полученного с общей суммы дохода, что позволит растянуть подарок на очень продолжительное время. Среди первых инициатив — закупка для муниципалитета специальной машины для подсчета бюллетеней во время голосований, ремонт часов на ратуше и ее покраска. Состояние Джеффри Холта будет расходоваться очень бережливо, так же, как и жил этот незаметный городской герой.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by