Как устроен старейший в мире район социального жилья? Уже 500 лет люди непрерывно живут там на средневековых условиях

26 265
06 декабря 2023 в 8:00
Автор: darriuss

Как устроен старейший в мире район социального жилья? Уже 500 лет люди непрерывно живут там на средневековых условиях

Автор: darriuss

Комплексы доступного жилья кажутся изобретением XX века, времени активной урбанизации, массового переезда вчерашних обитателей села в города и необходимости их расселения максимально экономичным образом. Однако первые эксперименты в этом направлении начались давным-давно, причем по частной инициативе, ведь стремление к благотворительности встречалось, пусть и реже, и в прежние времена. Жилому району Фуггерай в немецком Аугсбурге ровно 500 лет, и весь этот колоссальный срок (половину тысячелетия!) в нем живут нуждающиеся. Причем им до сих пор управляет семья, которая и финансировала строительство этих домов в начале XVI века. Комфорта с тех пор стало гораздо больше, но вот базовые условия выделения квартир остались теми же. Удивительный пример социального и архитектурного долголетия.

Место действия

Аугсбург, один из старейших германских городов, некогда столица пограничной провинции Римской империи, а затем богатейший купеческий центр, долгое время сохранял свою независимость от феодального окружения. Основу его процветания заложила легкая промышленность, производство тканей и одежды, а также ювелирное и оружейное дело. К XVI веку успешность некоторых местных семей достигла того уровня, когда они фактически контролировали значительную часть европейского банковского бизнеса и добычи полезных ископаемых, прежде всего цветных металлов, включая драгоценные.

Влияние, полученное этими династиями (Фуггерами, Вельзерами, Хохштеттерами), не имевшими аристократического происхождения, было колоссальным и мало с чем сейчас сравнимым.

Они финансировали расходы императоров, римских пап, войны, крупные инфраструктурные проекты. В эпоху Великих географических открытий их амбиции начали выходить на планетарный уровень, фактории и представительства стали важным фактором международной торговли. Тем не менее судьба этих династий сложилась по-разному. Одни пали жертвой своей тесной вовлеченности в геополитику, другие сумели вовремя выйти из рискованных бизнесов и реинвестировать капитал в более надежные активы.

Из семьи ткачей

Как раз в число последних удалось попасть семье Фуггеров, чей патриарх, Ханс Фуггер, переехал в Аугсбург в 1367 году. Он был профессиональным ткачом, и в Аугсбурге, где это ремесло получило особенное развитие, его навыки пригодились как нельзя лучше. Впрочем, сам Фуггер, очевидно, обладал недюжинным предпринимательским даром и вовсе не собирался сидеть за станком, какие бы доходы тот ни приносил. Оказалось, что еще выгоднее было заниматься посреднической торговлей, поставками сырья для цеха ткачей.

Уже первое поколение Фуггеров сумело войти в число богатейших жителей Аугсбурга.

Второе и третье этот статус не просто укрепило, а довело до лидирующих позиций. Доходы от торговли они инвестировали в банковский бизнес, причем среди клиентов быстро появились первые лица тогдашней Европы. В 1487 году банковский дом Фуггеров выдал первый заем австрийским эрцгерцогам, и с тех пор тесные связи с династией Габсбургов, уже в следующем столетии начавших играть в европейской политике главную роль, не прекращались.

Дворец Фуггеров в Аугсбурге

Горные короли

Сохраняя свое процветавшее торгово-банковское дело, постепенно Фуггеры стали все больше заниматься горнодобывающей промышленностью, и именно она в основном и позволила им заработать грандиозные деньги. Первые серебряные и медные рудники в австрийском Тироле ими были получены как залог под кредиты, выдававшиеся Габсбургам. Оценив степень доходности бизнеса, Фуггеры принялись усердно его расширять. Медные шахты в Венгрии, ртутные копи испанского Альмадена, серебро и золото приносили сотни тысяч флоринов. Добыча медной руды и выплавка из нее ценного цветного металла одно время были фактической монополией семьи, а конечный продукт через континентальные порты отправлялся даже в Индию.

Обратно шли специи и дорогие восточные предметы роскоши, что позволяло диверсифицировать интересы, делать их менее рискованными.

Сотрудничество с Габсбургами давало всяческие преференции, но оно же оказалось чревато и крупными потерями, когда монаршие прожекты, которые Фуггеры финансировали, заканчивались провалом. Однако долгое время плюсы перевешивали возможные минусы.

Золотые монеты, которые чеканили Фуггеры

Якоб-Богатый

Своего расцвета семья аугсбургских банкиров и горнодобытчиков достигла в первой четверти XVI века, когда семейное дело возглавил Якоб Фуггер — младший, получивший прозвище Богатый. Он был десятым ребенком (и седьмым сыном), но с подросткового возраста, когда стал работать представителем торгово-банковского дома в Венеции, доказал, что среди своего поколения наилучшим образом подходит на роль главы династии.

К 1510-м годам Якоб-Богатый действительно стал одним из самых (если не самым) состоятельных жителей Европы.

По оценкам современных исследователей, он контролировал до 2% совокупного ВВП европейских стран. Под стать эпохе и раннекапиталистическому окружению Якоб был чрезвычайно жестким предпринимателем, безжалостным к своим конкурентам, жестким к сотрудникам и работникам и крайне расчетливым в отношениях с лицами, имевшими политическое и военное влияние. Однако не были ему чужды и гуманистические проявления. По крайней мере, именно Якоб-Богатый профинансировал строительство в родном Аугсбурге жилого района, названного его фамилией.

Якоб Фуггер — младший с женой

Рождение Фуггерая

Из-за отсутствия источников сложно сказать, какими соображениями руководствовался Якоб Фуггер при реализации этого социального проекта. Условия труда на его рудниках и в шахтах были суровыми, так что «любящим отцом» для своих работников он точно не был. Возможно, свою роль сыграла религия. В отличие от многих своих соотечественников Фуггеры остались равнодушны к Реформации и в протестантизм переходить не стали, оставшись католиками, за что их сребролюбие остро критиковал Мартин Лютер.

Близость к Габсбургам, ставшим опорой Контрреформации, для них имела более важное значение, чем преимущества протестантской этики.

Из соображений престижа, сострадания или будучи озабоченным необходимостью обеспечить собственное попадание в рай после совершения общественного благодеяния, в 1514 году 55-летний Фуггер начинает скупать соседние участки к востоку от аугсбургской ратуши. Спустя два года по проекту и под контролем мастера-строителя Томаса Кребса началось возведение первых домов, а к 1523 году район из 52 зданий был закончен.

Устройство района

Фуггерай был задуман и реализован как «город в городе». Здания располагались на шести улицах, которые окружили стеной с несколькими воротами. Те запирались на ночь, с 22:00 до 5:00. Привратник мог пустить внутрь и в это время, но такой вход был платным. Кроме этого, Фуггер профинансировал обустройство источников водоснабжения (колодцев и фонтана), а его наследники в 1580-е годы возвели на территории района собственную церковь.

Все дома были типовыми таунхаусами во времена, когда слова «таунхаус» еще не знали и понятия не имели о преимуществах типового домостроения.

Каждая из двухэтажных построек рассчитана на две семьи. Одна занимала первый уровень и в качестве бонуса располагала палисадником и хозпостройкой во дворе, другая жила на верхнем этаже, и ей доставался еще и чердак. Входы при этом были отдельными, что создавало имитацию жизни в собственном доме. Фасады получились довольно однообразными, и чтобы жители не путались, особенно ночью в первые столетия после постройки, когда электричества не было, у каждой квартиры была своя уникальная ручка дверного колокольчика. В общей сложности в районе было 102 квартиры в 51 доме, еще одно здание выполняло административные функции.

Для кого Фуггерай был предназначен

У Якоба Фуггера были очень четкие представления о том, кто мог проживать в его районе. Он был предназначен «для людей трудолюбивых и порядочных, но по несчастью впавших в бедность». Отдельно оговаривалось, что профессиональные нищие, попрошайки, в Фуггерай не допускаются. Целевой аудиторией являлись квалифицированные ремесленники с детьми, чье финансовое положение по каким-то причинам (например, из-за состояния здоровья, возраста) ухудшилось, ввиду чего съем или покупка своего жилья для них стали затруднительными. Например, с 1681 года и до своей смерти в 1694-м одним из жителей района был Франц Моцарт, прадед гениального композитора, работавший строителем, но под конец жизни обедневший.

Это кажется удивительно прогрессивной концепцией и сегодня, а для 1520-х годов идея звучала тем более инновационно.

Фуггеры тем самым оказывали посильную помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, но еще способным из них выкарабкаться. К жителям района предъявлялось и еще несколько дополнительных требований. Они должны были быть католиками и обязаны были ежедневно возносить три молитвы за семью добродетелей (то есть Фуггеров). Со своей стороны за год жизни в социальной квартире спонсоры брали 1 рейнский гульден. Во времена постройки это примерно соответствовало месячной заработной плате ремесленника средней руки.

Финансирование через частный фонд

На содержание квартала Якоб Фуггер выделил 10 тысяч рейнских гульденов. Эти средства, своеобразный фонд, его наследники вкладывали в различные семейные бизнесы, а на полученные проценты обслуживали район. Направления для инвестиций менялись по мере трансформации фуггеровских интересов. В настоящее время примерно 70% всего бюджета района формируется из доходов от лесных угодий, 20% — от вложений в недвижимость, еще 10% — это собственные доходы района.

Формально Фугеррай передал Аугсбургу еще сам Якоб-Богатый, но фактически еще в те годы было оговорено, что управление его кварталами остается за семьей Фуггеров. Сейчас районом занимается специальный фонд из нескольких представителей династии, так что она по-прежнему, как и 500 лет назад, имеет к этим домам самое прямое отношение.

Проблемные периоды и современность

Существование Фуггерая продолжительностью в половину тысячелетия безоблачным не было. Во времена Тридцатилетней войны (первая половина XVII века) район был частично разрушен в результате боевых действий. Особенно серьезные повреждения он получил при бомбардировках центра Аугсбурга во Вторую мировую. Каждый раз Фуггеры восстанавливали его за средства своего частного фонда. В ходе последней реконструкции, закончившейся в 1973 году, район расширили за счет соседних кварталов. Фуггеры построили еще 15 дополнительных домов в том же стиле, доведя их количество до 67, а число квартир — до 140. Все они теперь обеспечены современными удобствами: электричеством, канализацией, водопроводом, телевидением.

В настоящее время в Фуггерае проживает около 150 человек.

Они по-прежнему должны быть католиками, живущими в Аугсбурге не менее двух лет, они все еще обязаны молиться за Фуггеров, но и годовая арендная плата все еще составляет 1 рейнский гульден, сейчас приравненный к 0,88 евро. За квартиру площадью до 60 квадратных метров со спальней, гостиной, кухней и санузлом в центре города это весьма небольшие деньги. Однако есть и изменения, внесенные в последние годы. Например, наличие семьи и детей — уже вовсе не обязательное условие, зато каждый житель района должен выполнять волонтерский труд на его благо. К примеру, заниматься уборкой или работать в местных музеях. Сейчас две квартиры комплекса отданы под экспозиции о его прошлом и настоящем, а в бункере времен Второй мировой рассказывается об этом периоде истории Фуггерая. Кроме этого, на территории района функционируют школа, церковь, ресторан, так что управляющая семья пытается и таким способом заработать деньги на содержание квартала. Старейший социальный жилой район мира спустя 500 лет существования превратился в популярный туристический объект, показывающий, что и утопия может получиться долгоживущей, несмотря на все перипетии истории.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by