В пустыне строится «город будущего» стоимостью в сотни миллиардов долларов. Это очередная фантазия или реальный проект?

17 ноября 2023 в 8:00
Автор: darriuss

В пустыне строится «город будущего» стоимостью в сотни миллиардов долларов. Это очередная фантазия или реальный проект?

Автор: darriuss

Летом прошлого года страницы практически всех мировых СМИ обошла редкая архитектурная новость: власти Саудовской Аравии объявили о намерении построить на северо-западе страны горизонтальный небоскреб, аналогов которому даже близко не существует на нашей планете. Комплекс высотой в 500 метров и длиной в 170 километров получил название The Line («Линия») и сразу же вызвал волну скепсиса. Многие специалисты (от экологов до архитектурных критиков) высказали сомнения в реализуемости столь амбициозного проекта и сочли его совершенной фантастикой. Однако через несколько месяцев в сети появились фотографии с места стройки, судя по которым она действительно началась, причем практически на всем протяжении этого грандиозного объекта. Более того, контуры «Линии» уже видны даже на спутниковых снимках. Это лишь один из элементов масштабного градостроительного преобразования пустыни, которое в Саудовской Аравии назвали Неом. Разбираемся в его нюансах, фиксируем претензии пессимистов и выясняем, почему работы, стоимость которых должна превысить $500 миллиардов, считаются самым противоречивым урбанистическим проектом современности.

Что такое Неом и где он будет расположен?

Впервые о Неоме заговорили еще осенью 2017 года, причем сделал это лично наследный принц Саудовской Аравии и фактический нынешний руководитель страны Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Очевидно, что первая концептуальная идея некоторое время дозревала в голове главы королевства, затем произошел вынужденный перерыв на пандемию коронавируса, и лишь летом 2022 года с ее окончанием реализация проекта наконец перешла от стадии разговоров и красивых визуализаций к практической фазе.

В соответствии с задумкой саудитов прежде слабонаселенная пустыня на крайнем северо-западе страны вблизи границ с Египтом, Иорданией и Израилем должна быть трансформирована в невиданное прежде пространство для жизни, работы и отдыха, с применением революционных градостроительных идей, но при этом с минимальным инвазивным вторжением в природу. Само название гигапроекта (именно такой термин используется по отношению к Неому) произошло от греческого префикса нео- (новый), а четвертая буква «м» взята из арабского слова «мустакбаль» («будущее»). То есть вместе все должно означать «новое будущее».

Зачем Саудовской Аравии «новое будущее»?

Неом, по крайней мере в представлении наследного принца, являющегося, очевидно, главным вдохновителем проекта, должен стать краеугольным камнем в реализации программы «Видение Саудовской Аравии 2030». Она должна перевести страны в постнефтяную эпоху через масштабные инвестиции в диверсификацию сырьевой экономики, стимулирование туризма, модернизацию систем образования, здравоохранения, транспорта, градостроительные инициативы. Неом — далеко не единственный гигапроект, начатый в рамках «программы 2030», но самый ресурсоемкий и долгосрочный.

В документальном фильме про Неом, показанном на телеканале Discovery летом 2023 года, наследный принц Мухаммед назвал и более конкретную причину реализации проекта:

«Население Саудовской Аравии вырастет и к 2030 году может достигнуть 50—55 миллионов человек. В 2030-м мы выйдем на полную загрузку нынешней инфраструктуры страны. Это поднимает очень важный вопрос — нам нужно создавать новый город».

Это город?

Во многих СМИ Неом называют «городом», хотя, строго говоря, это не так. Проект задумывали как комплексное освоение достаточно большой территории (ее площадь сравнима с площадью некоторых стран, например Албании). Предполагается, что Неом будет состоять из нескольких новых населенных пунктов совершенно разного размера и назначения. В самом проекте их называют «регионами».

Известно, что Неом должен состоять как минимум из десяти «регионов», из которых представлены концепции пока шести.

Крупнейшим, несомненно, станет горизонтальный небоскреб «Линия». Это и есть город будущего, население которого в обозримом будущем должно составить миллион человек, а в перспективе достичь 9 миллионов. Кроме «Линии» объявлено о создании еще четырех «регионов»: «Оксагон» должен стать промышленным городом нового типа, «Тройена» — горнолыжным курортом, «Синдала» — морским островным курортом, «Лейя» — пустынным оазисом, «Эпикон» — приморским «миражом». Планируется и строительство нового морского порта и аэропорта.

Что революционного в «Линии»?

Концепцию якорной «Линии» придумал лично наследный принц Саудовской Аравии. Архитекторы американской компании Morphosis, возглавляемой лауреатом Притцкеровской премии (архитектурный эквивалент Нобелевки) Томом Мейном, придумали концепт линейного города (в противовес традиционным радиально-кольцевой и гипподамовой, квадратно-гнездовой планировкам), однако его предложенная ширина (2 километра) показалась принцу чрезмерной. Вместо этого он предложил уменьшить ширину «Линии» в 10 раз, до 200 метров, с одновременным увеличением высоты до 500 метров.

По сути, этот город должен представлять собой два параллельных небоскреба, объединенных в центре атриумом, выполняющим общественно-рекреационные функции.

Для положенной в основу концепции был придуман термин Zero Gravity Urbanism, «урбанизм с нулевой гравитацией». Под последней подразумевается, что негативное воздействие на окружающую среду «Линии» будет сведено к минимуму. Энергия для его функционирования будет на 100% браться из возобновляемых источников, а общая площадь занятой комплексом территории составит лишь 34 квадратных километра, что существенно меньше, чем у старых городов с похожим населением (9 миллионов человек).

Как будет устроена жизнь в «Линии»?

Пока архитекторы и руководители проекта лишь в самых общих чертах обнародовали свое видение перспективной жизни в городе, аналоги которому существуют лишь на бумаге. «Линия» должна состоять из 135 отдельных модулей, объединенных в единое целое. Структурно она напоминает слоеный пирог, где наземный уровень занят людьми, а два подземных отданы под инженерные сети и транспорт. Автомобилей здесь не будет вовсе, что в соответствии с Zero Gravity Urbanism должно дополнительно уменьшить негативное влияние на природу. Экологически чистый рельсовый транспорт будет способен развивать скорость, достаточную для преодоления 170-километровой длины всего за 20 минут.

Никаких технических подробностей проекта пока не объявлено.

Неизвестно, как конкретно будет устроена транспортная система, как будет организовано зонирование внутри «Линии», насколько она будет общедоступна. Лишь в общих чертах понятно, что за электроэнергию будут отвечать солнечные батареи и ветрогенераторы, а за воду — опреснительные установки. Здание должно обойтись суверенному фонду Саудовской Аравии, основному инвестору проекта, где сейчас аккумулируются доходы от саудовской нефтедобычи, в $100—200 миллиардов. Предполагается, что в «Линии» создадут около 460 тысяч новых рабочих мест, однако вновь-таки никакой конкретики, кроме того что они будут связаны с индустрией XXI века, не приводится.

Когда будет закончено строительство первых объектов?

Остальные пять «регионов» существенно скромнее размерами, а потому и выглядят куда более правдоподобно. Первым в реальную эксплуатацию запустят, скорее всего, морской курорт «Синдала».

По замыслу создателей, именно он должен познакомить богатых и знаменитых с амбициозным Неомом.

На острове в Красном море уже строится рекреационный комплекс общей площадью 840 тысяч квадратных метров, спроектированный итальянским архитектором Лукой Дини. В него войдут три роскошных отеля на 413 номеров, включая 33 виллы, а также 333 апартамента. Помимо прочей инфраструктуры здесь устроят и большую марину, гавань для яхт и катеров. Судя по прогрессу работ на объекте, он может принять первых гостей уже в будущем году.

Чем будут отличаться остальные «регионы»?

У каждого из анонсированных «регионов» Неома своя конкретная концепция. Если «Линия» должна представлять собой высокотехнологичный город, управляемый искусственным интеллектом, то «Синдала» будет предназначена для пляжного отдыха. А, например, «Тройена» станет первым в регионе горнолыжным курортом, где обещают катание на лыжах как минимум в течение трех месяцев в году. Над проектом работают сразу несколько известных архитектурных студий.

Недавно было объявлено, что башню Discovery («Открытие»), а также обзорную площадку комплекса проектирует известное бюро Zaha Hadid Architects.

«Регион» под названием «Лейя» также анонсировали только в прошлом месяце. Он будет представлять собой расположенный в горном ущелье оазис из трех отелей, специализацией которых станут веллнес и спа-услуги, а также пеший туризм и скалолазание. Пятый «регион», промышленный «Оксагон», также уже частично строится. Здесь, в «крупнейшей в мире плавучей структуре», будут размещены производства «продукции будущего». Под этим подразумеваются зеленая энергетика, IT-разработка, искусственный интеллект, робототехника и так далее. В настоящее время идет сооружение крупнейшего в мире завода по производству водорода.

Самым свежим «регионом» стал анонсированный буквально на днях, в минувшую среду, «Эпикон». Две футуристические башни (275 и 225 метров высотой) и отель на берегу залива Акаба предложат приморский отдых, но, в отличие от «Синдалы», в высотном формате. И, конечно, класса люкс.

Почему проект противоречив?

Неом называют самым амбициозным и самым противоречивым архитектурным проектом в мире. С амбициями, вкратце, все понятно, но в чем его противоречивость? Претензии к Неому лежат в разных плоскостях. Самая одиозная носит гуманитарный характер: власти Саудовской Аравии обвиняют в насильственном переселении с территории, которую займут объекты комплекса, коренных жителей из племени хувейтат. Этот процесс будто бы вызвал сопротивление представителей племени и их преследование со стороны Эр-Рияда.

В саудовской столице признают переселение, но категорически отвергают его насильственный характер.

По словам официальных представителей страны, к настоящему моменту более 6 тысяч человек переехали на новое место жительства из районов, затронутых гигапроектом. Все они получили «полную компенсацию» стоимости их движимого и недвижимого имущества. Некоторые активисты племени действительно оказались в тюрьме (трое из них приговорены к смертной казни), но, по утверждению саудовских чиновников, их обвиняют в связи с террористическими ближневосточными организациями, а вовсе не в неприятии стройки.

Какие претензии у экологов?

Свои вопросы к Неому возникают и у экоактивистов. Они считают уверения саудовских властей в минимальном негативном влиянии на окружающую среду «наивными». Сама реализация такого градостроительного проекта требует проведения грандиозного объема работ, что не может не привести к вторжению в природу со всеми издержками этого процесса. Особенное недовольство вызывает «Линия». Ее зеркальная облицовка представляет угрозу для птиц, не замечающих подобные фасады, а экстремальная длина должна перекрыть маршруты миграции сухопутных животных.

Не слишком доверяют экологи и заявлениям о 100-процентном использовании возобновляемых источников энергии.

По их мнению, в настоящее время Саудовская Аравия в таких целях применяет ископаемые виды топлива.

Так реален ли проект или это фантазия?

После обнародования планов на преобразование пустыни значительная часть урбанистов и архитекторов объявила их нереальной утопией. Однако факты показывают, что строительные работы действительно начались, хотя и находятся сейчас на своем начальном этапе. Проводится колоссальная выемка грунта, прокладываются дороги, сдаются городки строителей, построена больница. В октябре 2023 года на сайте Неома опубликовали новое видео о прогрессе проекта. Согласно информации в ролике, в настоящее время на различных объектах гигапроекта занято более 60 тысяч человек. В начале ноября на территорию комплекса доставили первую партию ветрогенераторов.

Тем не менее, несмотря на то, что работы действительно идут, к тому, как будет функционировать Неом, остается очень много вопросов.

В реализации большинства его «регионов» сложно сомневаться, ведь ничего трудного в возведении нескольких новых отелей и даже целого горнолыжного курорта нет, тем более с финансовыми возможностями королевства. К тому же в «Трайене» в 2029 году обещают провести Зимние Азиатские игры (региональный эквивалент Олимпиады). Недоверие пока вызывает лишь «Линия» и прежде всего жизнеспособность города со столь необычной планировкой. Наследный принц Саудовской Аравии уверяет, что все аспекты его функционирования просчитаны, проект реализуем, но очевидно, что структура такого масштаба будет невероятно сложна не только в строительстве, но и в управлении и обслуживании. Некоторые архитекторы, например Томас Маас, сооснователь известной нидерландской студии MVRDV, уверены, что в процессе реализации проект «приземлят», он будет видоизменен и перестанет быть похож на обнародованные во время презентации рендеры. Окажутся ли правы скептики или саудиты докажут всему миру, что невозможное возможно, покажут уже ближайшие годы. Наблюдать за этим будет интересно.

паровая швабра, 1200 Вт, пар 23 г/мин, бак 0.28 л
наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 15-25000 Гц, кабель 1 м
Onlíner рекомендует
умные, максимальная нагрузка: 180 кг, 9 измеряемых показателей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by