Наверное, не существует такого горожанина, который хоть раз бы не задумывался о том, чтобы бросить все и перебраться жить за кольцевую. Туда, где свежий воздух, пение птиц, а под ногами — ковер из травы и цветов. Еще и многочисленные дачные анклавы с коттеджными поселками так и манят в свои объятия: вон сколько домов стоит — часть из них точно продается. И действительно: в базе сервиса «Дома и квартиры» столько объявлений, что подобрать вариант можно на любой вкус и кошелек. Главное при этом — не напороться на «строительную поделку», которая уже через год начнет разваливаться. Нет, безусловно, добротные и крепкие объекты есть, но и продавцы «с хитринкой» (или добросовестно заблуждающиеся) никуда не исчезли.
Одни из них искренне верят в то, что породили на свет нечто идеальное (однако это вовсе не значит, что они правы), и просят за дом огромные деньги; другие действуют по принципу «ну допустим, мы умалчивали, не договаривали, но лжи как таковой не было»; третьи откровенно избавляются от брака, приговаривая при этом, что строили для себя, из лучших материалов. И ведь на лице продавца не написано, к какой категории он принадлежит. Хоть ты таро раскладывай или магический маятник запускай. Хотя… зачем заниматься ерундой, если можно спросить у специалиста, что не так с той или иной постройкой.
Onlíner запускает новый цикл статей-проверок, и сегодня на примере симпатичного сруба, расположенного в одном из дачных товариществ под Минском, мы разберемся, куда смотреть и на что обращать внимание, если в планах есть покупка или возведение деревянного дома. А поможет нам в этом независимый эксперт по строительству Андрей Туник.
Андрей Туник — независимый эксперт по строительству, знания и квалификация которого аттестованы Министерством архитектуры и строительства. Имеет два высших образования — БелГУТ (по специальности «инженер ПГС») и Henley Business School в Великобритании. Начинал с того, что строил автомобильные мосты и путепроводы в Гомеле и Гомельской области. Переехал в Минск, чтобы развивать свою «монолитную» карьеру, возвел комплекс офисных зданий для Белорусской железной дороги, реконструировал станцию Минск-Сортировочный, курировал строительство домов на улице Брестской. Проявил себя в менеджерской работе, а именно — в течение восьми лет занимал должность технического директора сети «5 элемент», но снова вернулся в стройку — «позвал» логистический центр на 25 000 «квадратов».
Был главным инженером на строительстве Добрушской бумажной фабрики. Затем «отметился» в ФОК «Серебрянка» и логистическом центре в Болбасово под Оршей. В 2019-м решил, что пора работать на себя, оказывая всем нуждающимся услуги по стройнадзору и непосредственно строительству.
— Во время строительства своего дома я общался со многими соседями, некоторых из них строители откровенно надували. Глядя на такую несправедливость, мне захотелось облегчить участь частных застройщиков, которые не разбираются в процессе и просто верят на слово рабочим, — объясняет Андрей.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Как правило, строительство сруба — это выбор тех, кто радеет за природность и экологичность: мол, для чего уезжать за город, если жить все равно собираешься в бетоне. К тому же еще наши деды возводили хаты только из бревен, и те (даже с учетом старых технологий) стоят на своих местах по полвека без проблем. А уж теперь — с современными подходами и качественными пропитками — деревянным коттеджам вообще никакая беда не грозит.
Выглядят такие постройки, конечно, красиво, особенно если за деревом регулярно ухаживают и оно не становится со временем тускло-серым. К тому же к концу процесса и интерьер готов: только покрась поверхности в нужный цвет, и все — можно расставлять мебель, никакой тебе мороки со штукатуркой и шпатлевкой. Но, как и у каждой технологии, у «деревянного домостроения» есть свои нюансы. И если их не учесть, потом может быть очень больно (точнее, холодно).
— Совет любому, кто задумывается о строительстве или покупке деревянного дома: обращайте внимание на толщину бревен (бруса). Для Беларуси, с ее сырой осенью и суровой зимой, шов (место, где бревна соприкасаются друг с другом) должен быть шириной минимум 20 см. Тут все просто и логично: чем шире «проходка», тем теплее будет дом. Поэтому если вы хотите получить коттедж для круглогодичного проживания, выбирайте брус и бревна пошире, в идеале от 25 см.
Отопить, конечно, можно что угодно, в том числе палатку. Другой вопрос — сколько это будет стоить. И задача любого застройщика — заранее минимизировать потенциальные траты, чтобы потом не отдавать целое состояние за газ или электричество.
В данном случае мы видим профилированный брус, который сам по себе, благодаря своей форме, уменьшает проникновение холодного воздуха. Но это не значит, что можно «гнать» стены, просто укладывая один брус на другой. Без утепления никак не обойтись. Наши деды использовали в качестве межвенцового уплотнителя сухой мох. Сейчас про мох все уже забыли. Вместо него применяют джутовый или льняной уплотнитель. Он имеет форму ленты и очень удобен в использовании.
Однако он тоже должен быть выбран с умом: необходимо правильно подобрать толщину самой ленты, чтобы обеспечить плотное прилегание одного бруса к другому и, как следствие, сохранить тепло в будущем. В этом доме уплотнитель достаточно тонкий — в минус 15 в температурном шве начнется промерзание. Точнее, даже он бы справился со своей задачей, если бы стены были собраны идеально. Но посмотрите на углы: зарубка не очень качественная (хотя и не самая плохая из тех, что я видел), в отдельных местах в щели палец поместится. Как тут сохранять тепло?
В целом основные теплопотери в деревянных домах идут как раз через углы, поэтому при покупке такого дома или его строительстве на них надо обращать особое внимание.
Как выкручиваться, если деревянный дом «сифонит»? Уплотнять швы тем самым джутом, если это возможно (с профилированным брусом, увы, провернуть такое не получится), а затем проходиться по ним еще и специальным герметиком. К сожалению, эти манипуляции недешевые: и работа, и материалы тянут деньги. Да и в общем надо понимать, что деревянный дом всегда требует вашего внимания и в нем регулярно надо будет что-то подправлять, — предупреждает Андрей Туник.
Покупка чужого дома — это всегда немного игра в лотерею. Медицинской карты, в которой были бы записаны все основные данные с рождения, у построек нет. Да и подробным фотоархивом от нуля до текущего состояния вряд ли кто-то поделится. А если он и есть, то далеко не все можно определить по снимкам.
— К сожалению, ни я, ни кто-либо другой не можем видеть сквозь землю, чтобы оценить глубину залегания фундамента. А это очень важный момент. В Беларуси точкой промерзания усредненно считается 1,20 метра, то есть фундамент должен уходить еще глубже.
Да, можно оценить фундамент визуально, плюс провести дополнительные исследования при помощи специальных приборов и в лаборатории, но главный вопрос — какова глубина — так и останется нераскрытым, если, конечно, не раскопать все возле дома. Что касается этой постройки, то при первичном осмотре с фундаментом все в порядке. Также правильно, по технологии уложен первый ряд венцов (есть гидроизоляция всех уровней). Хотя вопросы по тому, что швы надо утеплять, не снимаются — ветру и холоду ведь достаточно одного-двух миллиметров свободного пространства, — отмечает эксперт.
На будущей террасе (просторной и симпатичной) отмечаем странное: горизонтальные консольные балки, которые не должны давать ригелю провисать, почему-то не опираются на имеющиеся здесь же колонны. Причем касается это «несовпадение» только балок посередине — крайние удачно легли на стойки.
— Кровля сделана неплохо, однако без нюансов не обошлось. Дом стоит уже несколько лет, и гидроизоляционная мембрана успела повредиться (она должна уходить из подкровельного пространства в водоприемные лотки), то есть вода будет затекать туда, где ей быть не следует. Чтобы это исправить, придется поднимать весь металл с кровли.
Но основная проблема все же заключается в коньковой части крыши: там нет гидроизоляционной мембраны. Мембрана должна идти полностью по скату, но строителям, видимо, не хватило материала, и они оставили кровлю в таком виде. В итоге даже изнутри все просвечивается. Любой косой дождь, сильный снег — и привет, сюрпризы на чердаке. Конечно, ничего не будет литься как из ведра. Но и хорошего в этом мало. Чтобы исправить ситуацию, надо поднимать конек и ближайший металл.
В целом дом неплохой: все поддается переделке, причем за относительно небольшие деньги. Если выставлять оценки, то баллов семь ему можно поставить. Однако уточню, что этот сруб я рассматриваю как дачный вариант, а не для круглогодичного проживания, — заключает Андрей Туник.