«Сейчас квартиры принимают чуть ли не под микроскопом, 15 лет назад было иначе». Какими были первые дома застройщика модной «Левады»

37 224
09 августа 2023 в 8:00
Источник: Надежда Конон. Фото: Максим Малиновский, коллаж: Максим Тарналицкий

«Сейчас квартиры принимают чуть ли не под микроскопом, 15 лет назад было иначе». Какими были первые дома застройщика модной «Левады»

Источник: Надежда Конон. Фото: Максим Малиновский, коллаж: Максим Тарналицкий

В цикле «Первенцы» Onlíner смотрит, какими были первые дома известных минских застройщиков. Мы уже удивлялись почти забытым панелькам от «А-100 Девелопмент» и Dana Holdings, теперь вспоминаем, с чего начинал «Айрон». Это та самая компания, которая сейчас возводит в Минске амбициозную «Леваду» и один за другим выкупает лакомые земли под новые проекты в Бресте. Мало кто помнит, но старт всему положила многоэтажка в столичной Лошице в 2008-м. Узнали, как живется там (и не только там) спустя годы.

Самый первый. Игуменский тракт, 26

Этот монолитно-каркасный дом стоит на пересечении Игуменского тракта с улицей Гашкевича: 10-этажная часть на три подъезда и 17-этажный столбик в торце, где спрятался четвертый подъезд. Адрес, по которому прописан «первенец» «Айрона», нагуглить сложно: на выручку нам с подсказкой пришел сам застройщик.

На первом этаже этой высотки работает супермаркет «Зеленый клен» — его видят все проезжающие по Игуменскому тракту. Если, конечно, не смотрят в другую сторону, где прямо сейчас встают новые лошицкие микрорайоны. Те дома, что строились в 2008-м, сегодня уже кажутся бывалыми.

Юлия прогуливается по двору с собакой, она заехала в многоэтажку сразу после постройки. Спрашиваем, почему, собственно, сюда?

— Очень понравился район. Он не перегруженный, Лошицкий парк рядом. В пешей доступности — поликлиника, магазины, огромная детская площадка. Приглянулся и наш, первый, подъезд: как заходишь, сразу можно попасть к лифту — без каких-то подъемов и лестниц. Такая ситуация в этом доме не у всех, — говорит девушка.

По воспоминаниям собеседницы, цены за метр в то время были «от тысячи долларов», на фоне среднегородских выглядели привлекательными.

— Но кто-то и по 1300 здесь брал «квадрат». Все было очень по-разному, в зависимости от года, метража и каких-то других моментов.

Квартира Юлии — трешка на 98 «квадратов», «комнаты просторные, два санузла, два застекленных балкона».

— Жилье сдавалось в черновой отделке. Кривовато, конечно. Мы стены выравнивали, потолки, а где-то было настолько криво, что пришлось зашивать гипсом, чтобы не уходили тонны штукатурки.

Где-то на первых страницах форума этого дома на Onlíner можно увидеть возмущения новоселов из-за трещин, которые пошли по штукатурке в некоторых квартирах.

— У меня в квартире глобально этой проблемы нет. Но уже в процессе эксплуатации трещина появилась в детской комнате. К счастью, неширокая: обои не порвала, — уточняет Юлия.

Из неприятного — в подъезде частенько ломается лифт, а пешком ходить на шестой этаж — сомнительное удовольствие.

Но в целом своими метрами собеседница довольна. Говорит, дом очень теплый:

— Мы совсем не замечаем осенний сезон, когда еще не работает отопление. У нас тепло, да и зимой можно батареи не включать. 

Один из местных покупал тут квартиру в конце 2009-го.

— Мне повезло: к тому времени сильно просели цены. Если кто-то из моих соседей тут строился и по 1600 за «квадрат», то после кризисов цена уже была по 1000, но нужно было сразу рассчитаться. Мне тут понравилось: трешка, планировка классная, большие окна, огромные комнаты, хорошие деревянные стеклопакеты, — рассказывает мужчина.

Еще одной жительнице Ирине это место подсказали родственники, ей метр в трешке обошелся по 1200 долларов по курсу.

— Мы покупали самую последнюю квартиру, в ней жили строители: они успели сделать под себя легкий косметический ремонт. Правда, когда мы только смотрели жилье, там были и туалет, и ванная, а когда заехали — остался только унитаз, ванну строители увезли с собой, — хохочет собеседница.

Свою трехкомнатную квартиру семья превратила в четырешку: одно из помещений было очень большим, с двумя окнами, так что получилось выгодно разделить пространство.

Соседи вспоминают, что у некоторых новоселов были вопросы по трещинам, дошло даже до судов.

— Говорили, «башня» и наши три подъезда строились почти как отдельные здания, с соединением. И основные проблемы с трещинами якобы у соседей, которые напрямую с высоткой контачат, — припоминает местный житель. — В моей квартире никаких трещин не было.

— А как прошла приемка?

— Здесь все более-менее адекватно было. Знаете, это сейчас квартиры принимают чуть ли не под микроскопом, тогда так никто не делал, — смеется мужчина. — Рассуждали: стены есть, стекла есть — класс, заезжаем! 

Насчет звукоизоляции жители дома говорят: неплохая, но как соседи играют на музыкальных инструментах — слышно.

Надо сказать, что внешняя отделка дома спустя годы изрядно потрепана. Кое-где трещины, иногда замазанные. Конструкции открытых балконов на «башне» выглядят проржавевшими. Несмотря на это, наши случайные собеседники съезжать никуда не собираются.

Еще один сосед, Иван, купил однушку в четвертом (высотном) подъезде в 2014-м.

— Квартира мне тогда обошлась где-то в 45—50 тысяч долларов. Брал с рук, ремонт там был, что называется, на скорую руку, — вспоминает мужчина.

Плохого о своем жилье Иван сказать не может.

— Только вот балконная рама меня не устраивает: на балконе холодно, а утеплять его дорого. Пока что махнул на все это рукой. В подъезде скучные цвета: все тускло, мало света. Но это уже из разряда придирок.

Кстати, в четвертом подъезде теснее, чем в других. Соседи говорят, что в столбике немало однокомнатных квартир, многие из них сдаются, поэтому, мол, подъезд выглядит более уставшим, чем остальные.

Что по инфраструктуре? Иван с устройством ребенка в детский сад в 2021-м проблем не имел. Но соседи, столкнувшиеся с таким же вопросом в другие годы, отзываются по-разному: кому-то место нашлось запросто, кому-то пришлось ждать — искать.

Район хвалят: транспорт в сторону центра ходит бойко, добраться до ж/д вокзала можно быстро. В магазинах недостатка нет.

Обычно мы уточняем, куда бы хотели переехать наши собеседники, следят ли они за новыми проектами застройщиков. На Игуменском эти вопросы не зашли. Жители очарованы Лошицей, поэтому съезжать со своих «квадратов» не хотят.

— Были бы деньги — поменял бы свою однушку на двухкомнатную здесь же, причем можно в этом же доме, — заключает Иван.

— Когда мы заезжали, в 2009-м, тут пустырь был, — добавляет еще один из жителей. — А потом появились «Виталюр», «Гиппо», «Евроопт»! Когда между этими магазинами начали строить небольшой бизнес-центр, я подшучивал, говорил, что это нам еще и «Корону» строят. Инфраструктура обалденная.

Почти первые: 19-этажки в Степянке

Второй и третьей «Айрон» построил высотки под адресами Высокая, 11Д и Связистов, 11 — в 2009 и 2010 годах. Монолитно-каркасные одноподъездные столбики почти ровесники дома в Лошице, но выглядят сильно аккуратнее, даже со двора. На первых этажах обосновались магазинчики, явно не лишние в этом районе — Степянке.

Андрей, один из первых жителей высотки из 2009-го, поделился своими впечатлениями:

— Наш дом, по Высокой, 11Д, сдали 31 декабря 2009 года, почти под бой курантов. В формате как есть, даже на временной линии электропередач.

Впрочем, собеседник тут же поясняет, в связи с чем была заминка с электричеством.

— Там, где сейчас во дворе трансформаторная будка, стоял частный дом. Во многом проблемы со сдачей были с ним и связаны. Мы уже тут года два жили — и только тогда с владельцем усадьбы смогли договориться. Потом построили подстанцию и подключили постоянное электричество. 

По качеству жилья, говорит мужчина, у него вопросов практически не было.

— На сдаче были минимальные шероховатости, но их достаточно быстро исправили. Возможно, кому-то из соседей повезло меньше, но я этого не знаю.

Одним из определяющих факторов при покупке для Андрея была цена. Точных расценок он не помнит, но уверенно говорит:

— Это был один из наиболее доступных вариантов по городу. Тем более дом — каркасный, такие ценились выше панельных.

Решал и район (не удивляйтесь, мы все еще про Степянку).

— Многие считают, что мы на отшибе, но это ощущение только у людей, которые здесь не жили. Лесополосу переехать — и ты уже у Нацбиблиотеки, у цивилизации. 

Для Андрея было важно, чтобы в районе не было ощущения Каменной Горки.

— Сейчас тревожит, что количество бетона на квадратный метр увеличивается. Домов все больше, на месте бывшей воинской части все будет сноситься, и там тоже уже идет стройка. Но радует, что кусок леса нам остался.

Как изменились дома «Айрона»?

Мы обратились в «Айрон» с расспросами, как изменились за годы проекты компании. Застройщик был не против комментария, но оперативно ответить, к сожалению, не смог. Когда информация от девелопера появится — дополним этот текст. Пока же прикинем основные моменты сами.

В целом видно, что изменился подход «Айрона» к выбору локаций: спальники вроде Лошицы или Степянки его теперь не слишком интересуют. На смену им пришли места вроде проспектов Дзержинского, Победителей и наконец Нововиленской.

На форумах проектов первых лет критиковали не только трещины на Игуменском. Например, какое-то время застройщик придерживался манеры использовать гипсокартон вместо штукатурки: люди жаловались, что это помогает прятать огрехи. Сейчас специалисты по приемке квартир ставят «Айрону» высшие баллы по качеству отделки. Замечания есть, но минимальные.

Если поначалу застройщик возводил отдельные дома, то сейчас предпочитает строить кварталами. Теперь в компании есть собственная проектная мастерская: судя по «Леваде», это приятно сказалось на архитектуре многоэтажек и даже микрорайонов.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by