Люди, впервые вступившие в долевое строительство, наивно полагают, что окончанием их взаимодействия с девелопером станет день выдачи ключей. Мол, воздушные шарики развешаны, документы подписаны, игристое выпито — можно прощаться, дальше каждый сам за себя. В идеальном мире так и было бы. Но в нашей строительной вселенной настоящее сотрудничество сторон зачастую только начинается в этот момент, ведь квартиры через одну сдают с «косяками». И хорошо, если застройщик исправляет все на ходу, как только дольщик ткнул пальчиком в участок с отслоившейся штукатуркой или в царапину на стекле. Чаще же девелопер берет себе некий «разумный срок» на устранение недостатков и… благополучно «сливается» под разными предлогами (а в деле формулирования отговорок фантазия у него работает на ура).
Как результат — метры простаивают месяцами. В конце концов собственник, который больше не хочет ждать, решает все исправить сам — так проще и быстрее.
Застройщику только остается хлопать в ладоши и радоваться, что одной проблемой стало меньше. И даже тратиться не пришлось. Но на тысячу покорных клиентов обязательно найдется хотя бы один борец за справедливость. Он-то и наведет порядок. А заодно научит остальных, как надо действовать.
Если вам еще только предстоит принять квартиру, читайте и запоминайте проверенный алгоритм действий, который будет актуален для любого застройщика (с некоторыми нюансами). Без судебных разбирательств, увы, может не обойтись, но ведь и к ним надо быть готовым: Фемиде несут не обиду и эмоции, а факты и документы.
На путь борьбы (сам того не зная) Николай вступил еще в январе 2021-го, когда заключил договор на строительство 66-метровой квартиры в доме «Дубровник» в «Минск-Мире». Стройную высотку на 25 этажей застройщик обещал сдать через год с небольшим: посильный срок ожидания. Но, как это зачастую у нас бывает, процесс застопорился — в течение практически полугода на площадке ничего существенного не происходило.
— По этому поводу я неоднократно писал застройщику и в различные инстанции, обращений сто, наверное, ушло в общей сложности, — описывает ход событий Николай. — Как выяснилось, у нас произошла смена генподрядчика. Из-за этого дом сдали только в конце октября 2022-го (вместо 1 февраля), ключи людям начали отдавать только в середине декабря. Многие дольщики были очень рады этому событию и воспринимали его как подарок на Новый год. Я же смотрел на происходящее трезво: мало того что дом на десять месяцев «задолгостроили», так еще и качество оказалось не на уровне. Причем это касалось как мест общего пользования, так и квартир.
Доходило до того, что в некоторых квартирах даже не все окна были на своих местах, а некоторые стеклопакеты оказались треснувшими или разбитыми. Что-то существенное рабочие подправляли на ходу, на «мелочи» реагировали с гораздо меньшей охотой.
Очень быстро домовой чатик начал закипать от претензий со стороны дольщиков, но дальше того, чтобы излить душу единомышленникам, дело не шло: повозмущались и разошлись делать ремонты. Я же решил, что не буду идти по самому простому пути и придерживаться «терпеливой стратегии»: пусть застройщик, который брал деньги, обещал сроки и качество, исполняет свои обязательства. Благо мне есть где жить и можно подождать с переездом. Уточню, ничего сверхъестественного просить я не собирался: просто чтобы все было выполнено согласно договору и требованиям законодательства.
Строительную приемку квартиры Николай осуществлял вместе со специалистом в назначенный застройщиком день. На 66 метрах без отделки замечаний оказалось на два с половиной листа. И это, как потом выяснилось, приемщик еще не все заметил.
— Документы о приемке-передаче квартиры я подписал не сразу, на это понадобилось встречи три. Но только потому, что действовал по закону: написано в акте, что застройщик должен передать полный комплект ключей и сопутствующие элементы (пожарные извещатели, паспорта на счетчики и т.п.), значит, так оно и будет. Я не собирался бегать по всему «Минск-Миру» и искать некоего ключника, а потом выпрашивать у него недостающие «детали» от квартиры (как это происходило у моих новых соседей).
Поэтому поставил представителям застройщика условие: вы мне отдаете все и сразу. В офисе. И только тогда я подписываю акт приемки-передачи. Конечно, услышал, что я не хочу принимать квартиру, ищу конфликта и прочее, но эти эмоции меня не интересовали: считал, что все должно пройти именно так, как изложено на бумаге.
В итоге через пару дней мне перезвонили и очень любезно предложили приехать в офис, чтобы получить ключи и подписать бумаги. Оказывается, так можно было. И никакие посредники в виде ключника, которого еще поди вылови, не нужны, — описывает, как «поломал» отлаженную годами систему, минчанин.
Но это был только один этап. Следующий, не менее важный, — официальная фиксация всех строительных «косяков». Для этого каждому дольщику выдается специальный бланк, являющийся приложением к акту приемки-передачи. Документ, надо сказать, весьма скромный: 13 пустых строчек, после которых следует приписка «иных замечаний по объекту долевого строительства у Дольщика не имеется».
— Я заранее знал, что не буду что-то исправлять своими силами или брать компенсацию стройматериалами. Поэтому вносил в акт абсолютно все, что меня не устраивало и требовало доработки. Исходил из того, что я не эксперт и не обязан знать ТНПА, поэтому отмечаю все «косяки», а уже строители пусть доказывают со ссылками на законодательство, почему они это не будут переделывать, — объясняет Николай. — Естественно, отведенных в документе строчек мне не хватило. Но это не страшно, ведь и акт стоит заполнять совсем другой.
Вам, вероятнее всего, во время строительной приемки будут предлагать сразу несколько актов — основной от застройщика и, возможно, бланки для подрядчиков (например, по окнам). Объясняют это тем, что каждый акт будет передан своему подрядчику. Но у меня договорные отношения не с подрядчиками, а с конкретным застройщиком.
Поэтому я требовал приложение к акту с количеством пустых строк, соответствующим моему числу замечаний, подписанный «Дана Астра» на каждом листе, чтобы в случае чего с этим документом можно было обращаться в суд.
Выдали этот расширенный акт мне только в офисе и тоже не сразу, но своего добиться все-таки удалось. Уточню: как бы вас ни уговаривали не вписывать все (мол, мы исправим, не нужно формальностей) в специальный акт со штампом застройщика — не ведитесь и записывайте максимум. Это ваша подстраховка на будущее. Нужно понимать, что второго шанса принять квартиру или дописать замечания у вас не будет.
Если же вам предложат вариант приложения к акту на 13 строчек и попросят все, что не вместилось, вписать уже в другой документ — заявку на гарантийный ремонт, то делать этого не стоит, т.к. при приемке квартиры речь не идет о гарантийном ремонте.
Что касается сроков: застройщики, как правило, хотят взять себе на переделки три месяца. Да и как по-другому, если замечания вы вписываете в заявку на гарантийный ремонт. Но, на мой взгляд, это слишком долго.
Что нужно делать? Указать в акте и в приложении, где перечислены замечания, свой срок — например, 30 дней. Этого более чем достаточно.
Вполне разумный период. Пять-десять дней, конечно, не реально. А месяц — вполне.
Важно понимать, что стороны должны договориться и согласовать этот срок в акте. Рекомендую на этом этапе не доводить дело до суда, но и идти на попятную тоже не стоит. Вписывайте в акт, который уже «проштампован» застройщиком, тот срок, который считаете правильным (исходя из количества «косяков» в вашей квартире). Также не стесняйтесь потребовать для ознакомления доверенность (если в акте есть ссылка на такую доверенность) и паспорт сотрудника, который передает вам объект долевого строительства. И сверьте подписи в акте, доверенности и паспорте — они должны быть идентичны.
Казалось бы, стороны обо всем договорились. Будучи спокойным, Николай продолжил заниматься своими делами, ожидая, когда же ему позвонят и попросят впустить в квартиру, чтобы строители могли начать исправлять «косяки» (все ключи находились у минчанина). Но время шло, а телефон молчал. Минул месяц, потом еще. Занятый своими делами, минчанин не сильно обращал внимание на то, как проносятся дни и недели. А когда стал посвободнее, решил, что хватит ждать.
— Бегать за застройщиком и уговаривать его сделать свою работу я не собирался. Поэтому обратился в общество защиты прав потребителей, — продолжает минчанин. — Там помогли составить иск в суд (досудебную претензию мы не писали, так как грамотно составленный акт уже был готов — это еще раз говорит о пользе правильного составления документов).
Накануне первого заседания застройщик мне наконец позвонил. И предложил все исправить, признав недостатки. Это же прозвучало и в суде. На устранение «косяков» я выделил строителям еще три недели. Правда, ударно трудиться рабочие не спешили.
После очередных переговоров в зале суда со второй стороной мы пришли к решению заключить мировое соглашение: застройщик выплачивает мне компенсацию, покрывает расходы на работу общества защиты прав потребителей и за две недели исправляет недостатки.
В итоге деньги мне перевели в срок, «косяки» постепенно исправили, хотя и пришлось подождать (и открыть исполнительное производство).
Так что все возможно: не надо думать, что застройщики всесильные и на них нельзя повлиять. Если закон на вашей стороне — не бойтесь идти до конца.
Поскольку я сначала не сильно погружался в процесс, то на то, чтобы добиться устранения всех недостатков в квартире, у меня ушло порядка четырех месяцев. Если бы я обратился в общество защиты прав потребителей сразу, как истек установленный мною срок на переделки, уложился бы месяца в два.
По опыту могу сказать, что застройщики любят «переводить стрелки» на «плохих» подрядчиков. Мол, они-то сами готовы помочь, но эти подрядчики… Однако не ведитесь на такие рассказы: по закону застройщик имеет право устранить выявленные недостатки самостоятельно с отнесением на счет подрядчика всех расходов.
Как и любой жизненный процесс, все эти движения в суде занимают ваше время и потребляют энергию. Но, поверьте, оно того стоит: вы не только восстанавливаете справедливость, но и получаете финансовую компенсацию (вместо того, чтобы писать очередное электронное обращение, скандалить на ресепшн или месяцами ловить оконщиков). А ощущение того, что «одолел» застройщика, бесценно.
Вдохновившись своей победой, Николай решил помогать и другим дольщикам (не только из «Минск-Мира», ведь почти все застройщики не без греха). Для этого минчанин создал свой телеграм-канал и телеграм-чат, в которых готов общаться с товарищами по стройкам и направлять их в деле праведной борьбы.
— Относительно денежной компенсации, которую выплачивает застройщик: точных цифр, на что можно рассчитывать, сказать не могу, так как это зависит от очень многих факторов. Но главное, действовать надо грамотно и обращаться в суд, имея на руках все доказательства.
По своему опыту могу сказать: если не жаловаться и не добиваться защиты своих прав, то ничего не будет. Строительная сфера так и останется территорией, где бал правит застройщик, хотя деньги платят как раз таки дольщики.
К слову, это не последний мой суд с «Даной». За то, что сроки строительства дома оказались так затянуты, тоже буду требовать законную компенсацию. И позже обязательно поделюсь своими результатами, — отмечает Николай.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by