Корабль потерпел крушение во время первого рейса. После высадки команды на необитаемый остров там началась кровавая резня

31 мая 2023 в 8:00
Источник: Валерий Волатович

Корабль потерпел крушение во время первого рейса. После высадки команды на необитаемый остров там началась кровавая резня

Источник: Валерий Волатович

Судьбу нидерландского галеона «Батавия», отправившегося в свое первое и последнее плавание осенью 1628 года, называют одной из самых страшных в истории мирового судоходства. Очень странно, что она до сих пор не получила своего художественного воплощения в кинематографе, хотя книг-расследований и документальных фильмов о трагедии, произошедшей с экипажем и пассажирами корабля, написано и снято немало. Казалось бы, все составляющие потенциального кассового успеха в ней есть: экзотический сеттинг, морские приключения, заговор, кораблекрушение, выживание в невозможных обстоятельствах, спасение и, увы, много, очень много насилия. Как вышло, что команда «Батавии», новенького флагмана флота всесильной «Голландской Ост-Индской компании», оказалась на безымянном тогда острове неподалеку от австралийского побережья и почему некоторые участники экспедиции так стремительно озверели, превратившись в массовых убийц?

Маршрут Браувера

К моменту, когда развернулись эти печальные события, «Голландская Ост-Индская компания» (Verenigde Oostindische Compagnie, VOC), первое акционерное общество в мире, начала превращаться в первую в мире транснациональную корпорацию. В 1628 году она уже контролировала торговлю специями между государствами Индонезийского архипелага и Европой. Монополия на поставки гвоздики с Молуккских островов и муската с островов Банда приносила огромные прибыли, постепенно превращая компанию в «государство в государстве» со своими флотом, армией, правом заключения международных договоров и чеканки денег.

На собственных верфях фирмы строились галеон за галеоном.

Трижды в год флотилии этих кораблей, сделанных из дуба, росшего на берегах польской Вислы, отправлялись в опасное путешествие из портов Нидерландов в азиатские торговые фактории VOC. Их трюмы были забиты европейскими товарами, а на обратном пути они были готовы принять экзотическую, но крайне дорогую продукцию с берегов Индийского и Тихого океанов. Не только пряности, но и чай, шелк, керамику, медь.

Важной инновацией компании был случайно обнаруженный ей в 1611 году морской путь, получивший по фамилии первооткрывателя, капитана Хендрика Браувера, название «маршрут Браувера». Ранее путешествие от побережья Нидерландов вдоль берегов Африки и далее через Индию до индонезийского острова Ява, ставшего центром деятельности фирмы, занимал около года. В 1611 году Браувер от мыса Доброй Надежды поплыл прямо на восток. Такой путь по «ревущим сороковым», океанскому пространству между 40° и 50° широты с его устойчивым и сильным западным ветром, позволил сократить продолжительность путешествия в 1,5—2 раза.

У маршрута при всех его неоспоримых преимуществах был и один существенный недостаток.

В те годы моряки еще не могли определять свое точное положение в океане по долготе. Жизненно важным было вовремя повернуть из «ревущих сороковых» на север, к Яве, иначе возникал риск потерпеть крушение на коварных коралловых рифах у западного побережья Австралии. Такая незавидная судьба в итоге ждала много кораблей «Голландской Ост-Индской компании», и одним из них оказался галеон «Батавия».

Его спустили на воду в 1628 году после двухлетнего строительства. Судно, названное в честь Батавии, столицы операций VOC в Индонезийском архипелаге (сейчас это Джакарта), было способно принять на борт 600-тонный груз. Его немедленно назначили флагманом одной из трех ежегодных флотилий и назначили выход в первый рейс на 27 октября 1628 года.

В состав экспедиции помимо «Батавии» входило еще шесть судов: военных, торговых и вспомогательных. Общее руководство флотом осуществлял функционер VOC Франциско Пелсарт, имевший должность старшего купца (opperkoopman). Капитаном «Батавии» являлся Ариан Якобс, а фактическим заместителем Пелсарта был младший купец (onderkoopman) Иероним Корнелис. Этим троим персонажам (а также одному пока не известному никому матросу) и предстояло стать важнейшими участниками разыгравшейся драмы.

Реплика «Батавии»

Аптекарь-неудачник

Как оказалось, старший купец Пелсарт и капитан Якобс еще до назначения в одну экспедицию знали друг друга, причем не с лучшей стороны. До этого плавания в одной из индийских торговых факторий VOC между ними произошел публичный конфликт (нетрезвый Якобс оскорбил Пелсарта в присутствии коллег, за что был наказан). Почему людей, в лучшем случае недолюбливавших друг друга, тем не менее поставили во главе флотилии, причем заставив их находиться на одном корабле, уже вряд ли станет известно, но именно это и произошло.

Третьим фактором стала личность младшего купца Корнелиса.

Этому уроженцу города Леуварден было около 30 лет. Он получил неплохое образование и со временем начал управлять семейным бизнесом — аптекой, сначала в родном городе, а потом и в куда более крупном Харлеме. Предприниматель из Корнелиса не получился. Он влез в долги, затем оказался замешан в трагической истории с гибелью новорожденного сына, причем ходили упорные слухи, что причиной смерти был врожденный сифилис, что делало родителей социальными изгоями. Вдобавок, судя по всему, Иеронимус еще и умудрился связаться с художником Йоханнесом Торрентиусом, у которого была устойчивая репутация дебошира, скандалиста и даже еретика. В конце концов, оставшись без аптеки и денег, Корнелис решает поступить на работу в «Голландскую Ост-Индскую компанию», где сразу же получает должность младшего купца на «Батавии».

Если верить изданной в 1647 году книге Франциско Пелсарта «Несчастливое путешествие судна „Батавия“», в процессе многомесячного плавания Корнелис с Якобсом задумали заговор против руководителя экспедиции. У капитана со старшим купцом были давние счеты, а вот мотивация Иеронимуса куда запутаннее. Судя по имеющейся информации и его последующему поведению, Корнелис решил захватить «Батавию» во время прохождения по маршруту Браувера и начать жизнь заново, не возвращаясь в Европу. Захватывать было что. Помимо груза европейских товаров, в трюмах «Батавии» находилось 12 деревянных сундуков, в каждом из которых лежало 8 тысяч серебряных монет. Суммы в 250 тысяч гульденов, которую руководство VOC отправило в Батавию для выплаты жалований и закупок нового товара, должно было с лихвой хватить для безбедной жизни до самой смерти. Для сравнения, в 1626 году другой нидерландец — Петер Минёйт — всего за 60 гульденов выкупил у индейцев Манахатта остров Манхэттен, где впоследствии был заложен город Новый Амстердам, сейчас более известный как Нью-Йорк.

После выхода от африканского мыса Доброй Надежды на маршрут Браувера капитан Якобс, воспользовавшись болезнью Пелсарта (тот подхватил лихорадку), сумел изменить курс «Батавии» таким образом, чтобы она оторвалась от остальной флотилии. На следующем этапе заговорщики планировали инспирировать на борту бунт матросов. Для этого Корнелис, уже собравший вокруг себя группу сообщников, подговорил их изнасиловать прямо на палубе одну из пассажирок «Батавии» Лукрецию Янс. По мнению неудавшегося аптекаря, это должно было заставить Пелсарта применить жесткое наказание против преступников, что в свою очередь вызвало бы недовольство матросов и восстание против старшего купца.

Все происходящее на борту настолько отвлекло команду от выполнения своих обязанностей, что они все-таки совершили главную ошибку на маршруте Браувера. Вовремя не повернув из «ревущих сороковых» на север, в ночь на 4 июня 1629 года они наткнулись на не указанные на карте коралловые рифы примерно в 60 километрах от западного побережья Австралии.

Резня у Terra Australis

Моряки из Нидерландов впервые наткнулись на «южную землю», будущую Австралию, еще в 1606 году. С тех пор экспедиции «Голландской Ост-Индской компании» неоднократно приближались к новому континенту, ставшему позже известным как Новая Голландия, но систематических его исследований не предпринималось. Эти земли считались безжизненными и непригодными для колонизации вплоть до экспедиций Кука в 1770 году. Соответственно, подробное картографирование и самой Австралии, и коралловых островов вокруг нее не проводилось, жертвами чего становились корабль за кораблем, шедшие из Европы на остров Ява маршрутом Браувера.

«Батавия» потерпела крушение у нынешнего острова Бикон, входящего в архипелаг Хатман-Абральос.

На борту галеона был 341 человек, не только профессиональные моряки, но и обычные гражданские пассажиры (включая женщин и детей), плывших во владения VOC. Кроме этого, на корабле находился отряд вооруженных мушкетами солдат, задачей которого была охрана груза корпоративных денег. Около 40 несчастных утонули во время крушения, но три сотни оставшихся, включая всех гражданских, смогли добраться до Бикона.

Выжившим быстро стало понятно, что на небольшом острове площадью чуть больше 5 гектаров нет источников пресной воды, а еда представлена только птицами и морскими львами (тюленями). К счастью, «Батавия» не ушла сразу на дно, и с нее удалось снять запасы продуктов и питья. Впрочем, ждать спасения, учитывая, что галеон отклонился от курса, было бессмысленно, поэтому вскоре руководство экспедиции во главе с Пелсартом и Якобсом, а также почти все имевшиеся офицеры отправились за помощью в уцелевшей открытой шлюпке. За 33 дня они успешно преодолели около 2 тысяч километров до города Батавии, получили там в распоряжение от генерал-губернатора Голландской Ост-Индии яхту «Сардам» и вышли назад спасать оставленную часть команды и деньги компании.

Из-за навигационных ошибок обратная дорога растянулась на долгих два месяца.

Фактическим руководителем группы на острове Бикон стал Иеронимус Корнелис, младший купец экспедиции. Поразительно, но даже несмотря на форс-мажорные обстоятельства в виде кораблекрушения, он не потерял надежды реализовать свой план по похищению средств VOC и бесследному исчезновению впоследствии. Для того чтобы сделать это, он первым делом решил избавиться от солдат, охранявших ценный груз.

Сославшись на ограниченность запасов, он приказал двум десяткам из них отправиться на один из соседних островов, оставив при этом оружие. План заключался в том, чтобы отвезти солдат к цели на другой уцелевшей шлюпке, после чего бросить их там на произвол судьбы. Корнелис был уверен, что воды и еды нет ни на одном из островов архипелага. Плавать большинство солдат не умело, поэтому с точки зрения аптекаря-авантюриста несчастные были обречены.

Избавившись от людей, которые могли бы ему помешать, Иеронимус начал фактическую ликвидацию всех остальных выживших.

С его точки зрения, для дальнейшей жизни ему было достаточно группы сообщников из 40—50 человек. «Лишних» матросов и гражданских он решил устранить. Делалось это разными способами. Людей обвиняли в преступлениях (например, воровстве продуктов или воды) и казнили или просто тайно убивали под покровом ночи. Женщин превратили в рабынь для утех. Лукрецию Янс, с изнасилования которой все и началось, Корнелис оставил лично себе. Некоторые исследователи крушения «Батавии» считают, что у аптекаря было психическое расстройство — возможно, он страдал нейросифилисом. Всерьез уверовав в собственную избранность, он рассказывал о своих планах по основанию нового королевства в неосвоенных землях с собой во главе.

Спасение

Однако Иеронимус не учел двух факторов. Во-первых, он не ожидал, что лодка Пелсарта и Якобса доплывет до цели и вернется с помощью. Во-вторых, солдаты, отправленные на соседний остров, казалось бы, на верную смерть, не просто выжили, но даже нашли источник пресной воды и стада небольших кенгуру, которыми можно было питаться. Когда по дыму от их костров Корнелису стало ясно, что его план провалился, он попытался напасть на солдат, но те к тому времени, объединившись вокруг рядового Виббе Хейеса, сумели сделать импровизированное оружие и даже построить небольшой каменный форт, сейчас считающийся старейшей европейской постройкой Австралии. Иеронимус нападал на отряд Хейеса трижды и в конце концов даже попал в плен.

Во время четвертой атаки на горизонте показался парус.

Сложно представить удивление Франциско Пелсарта, так вовремя вернувшегося к месту крушения «Батавии» на яхте «Сардам». Он оставлял без малого 300 человек, с провизией и водой, но бóльшая часть из них была убита, а оставшиеся в живых воевали друг с другом. В голове набожного кальвиниста такое стремительное одичание Корнелиса и его сообщников, их показательная жестокость по отношению к себе подобным не укладывались. В своих записках он обвиняет Иеронимуса в сатанизме, поклонению дьяволу. Рациональных причин он найти не смог.

Впрочем, с виновниками резни также обошлись отнюдь не милосердно — слишком страшны были рассказы о творившемся на острове Бикон. Корнелиса и часть его сообщников повесили там же, предварительно отрубив им кисти рук. Двоих довезли до побережья Австралии, высадили на землю и просто бросили — они стали первыми постоянными европейскими жителями континента. Еще пятерых преступников повесили уже по возвращении в Батавию. Якопа Петерса, главного сообщника Иеронимуса, колесовали, еще нескольких человек протащили под килем, сбросили с реи, выпороли. Судить пытались даже несчастную Лукрецию Янс, которую обвинили в провоцировании матросов своим поведением. Капитан Якобс умер в тюрьме Батавии. Франциско Пелсарт, по мнению властей Голландской Ост-Индии, оказался виноват в том, что допустил подобную трагедию. Его финансовые активы конфисковали, сам он скончался менее чем через год. К счастью, он успел написать свои записки, единственный дошедший до нас источник, рассказывающий об обстоятельствах крушения «Батавии» и последовавших событиях.

Из 341 человека, находившегося на борту галеона, до Батавии, порта назначения, доплыли в декабре 1629 года лишь 77. Зато рачительные купцы не забыли забрать 10 из 12 сундуков с гульденами, так что с их точки зрения потери были относительно приемлемыми. Затонувший корабль был обнаружен в 1963 году, а в 1970-х австралийские археологи провели тщательные исследования самого места крушения, а также следов пребывания людей на острове Бикон и соседнем, где находился отряд Хейеса. Захоронения там продолжают находить до сих пор. Эти останки и обнаруженные артефакты стали важными экспонатами морского музея Западной Австралии.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by