Пять преступников похитили богатейшего человека европейской страны. За него заплатили самый крупный выкуп в истории

39 868
23 февраля 2023 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: кадры из фильма «Похищение Фредди Хайнекена»

Пять преступников похитили богатейшего человека европейской страны. За него заплатили самый крупный выкуп в истории

Автор: darriuss. Фото: кадры из фильма «Похищение Фредди Хайнекена»

«Все это дело должно было закончиться полным успехом. Оно должно было обеспечить нас на всю оставшуюся жизнь — и я имею в виду не срок за решеткой. На роль жертвы мы выбирали того, за кого могли заплатить большой выкуп и сделать это очень быстро», — вспоминал гораздо позже один из организаторов, возможно, самого нашумевшего в Европе похищения 1980-х годов. К нему готовились тщательно, на протяжении нескольких месяцев, и, казалось, все прошло успешно. Цель — богатейший человек Нидерландов, человек, превративший семейную компанию в мирового лидера своей отрасли. Выкуп, беспрецедентный по своим размерам, был выплачен, пусть и не так оперативно, как надеялись преступники. Однако в конечном счете все закончилось для пивного барона Фредди Хайнекена относительно неплохо, а вот его похитители наверняка не один раз пожалели, что ввязались в эту авантюру, казавшуюся им идеальным преступлением.

Пенозе — нидерландская мафия

В массовом сознании, особенно у иностранцев, сейчас есть некий стереотипный образ Нидерландов. Каналы, велосипеды, мельницы, прекрасные железные дороги и, возможно, лучшая современная архитектура в мире. Между тем за всем этим живописным туристическим фасадом скрывается один из главных центров европейского наркотрафика, а различные преступные группировки, его контролирующие, давно приняли многонациональный характер. У ситуации давние традиции, и похищение руководителя и владельца главной пивоварни страны организовали вовсе не случайные люди, а как раз таки представители пенозе, нидерландской организованной преступности, местной мафии, если пользоваться устоявшимся термином из итальянской действительности.

Главными организаторами похищения стали Виллем Холлеедер и Кор ван Хоут, два одноклассника, знавших друг друга с детства. Оба росли в рабочих районах Амстердама, а повзрослев, еще и стали родственниками — Кор женился на сестре Холлеедера. С 17 лет, сразу после школы, у них появился и собственный, весьма специфический бизнес. Они основали компанию, занимавшуюся принудительным выселением людей (например, арендаторов, просрочивших платежи за квартиры или дома) из их жилья.

 Кор ван Хоут (слева) и Холлеедер

По их собственному утверждению, компания была успешной, что позволило им обзавестись рядом объектов недвижимости в стране, а также вести образ жизни, который принято называть разгульным. Вечеринки в ночных клубах, дорогие машины, азартные игры — молодые люди рано привыкли ни в чем себе не отказывать. Правда, амстердамская полиция была уверена, что легальный бизнес был лишь прикрытием для их теневых занятий в одной из местных ОПГ, занимавшихся рэкетом и наркоторговлей. Подозревали школьных друзей и в организации нескольких ограблений, оставшихся нераскрытыми.

Как бы то ни было, дальнейшие события показали, что активными членами Пенозе они, очевидно, были, причем играли в рамках ее структуры далеко не последние роли.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов Холлеедер и ван Хоут столкнулись с определенным падением доходов, на что свое влияние оказал также общий экономический кризис в Европе. Именно в этот момент они и задумали совершить преступление, которое бы обеспечило их на всю оставшуюся жизнь, позволило получить необходимые средства для поддержания уже привычного качества жизни и для инвестиций в новые проекты. Жанр «дела» выбирали недолго — по собственному признанию, похищение было выбрано практически сразу.

Семидесятые в Европе стали десятилетием киднеппинга. Организованная преступность, экстремистские организации крайне левого и правого толка сделали его средством достижения своих интересов — как политических, так и экономических. Нидерланды в этом смысле были относительно благополучной страной, и именно поэтому Холлеедеру и ван Хоуту казалось, что их ждет легкий успех. Фигуры, представлявшие для них интерес, не опасались, что их украдут, что упрощало задачу. Гангстерам было ясно при этом, что их жертвой не могли стать политики или представители королевской семьи, чей статус осложнял получение выкупа и мог сделать похитителей врагами всего государства.

Им был нужен «жирный кот», крупный бизнесмен, обладавший достаточным счетом в банке и семьей, которая из-за опасения за его жизнь могла бы легко поделиться деньгами с инициаторами акции.

Кандидат определился легко. Отец Холлеедера работал на одной из амстердамских пивоварен и был изгнан оттуда за пьянство на рабочем месте. Владелец завода, 60-летний Альфред Хайнекен, которого все называли Фредди, являлся если не самым, то одним из богатейших людей Нидерландов. Представитель третьего поколения семьи, талантливый маркетолог и рекламщик, верно угадывавший вкусы публики, он сумел превратить семейное предприятие в международный концерн, а свою фамилию сделать одним из самых узнаваемых брендов планеты. При этом он принципиально не имел охраны и обычно передвигался лишь в компании своего водителя.

Три недели в ангаре

Холлеедер и ван Хоут никуда не торопились, ведь преступление изначально планировалось как «похищение века», а значит, организация должна была быть идеальной. К реализации своего плана они привлекли своих давних «коллег» по Пенозе Яна Белльаарда, Франца Майера и Мартина Эркампса. На протяжении долгих месяцев группа тщательно изучала распорядок дня Хайнекена, его режим, маршруты его передвижений. Параллельно готовилось место для содержания жертвы, собирался целый арсенал оружия. Были угнаны сразу шесть автомобилей, а для полицейских подготовлены фальшивые зацепки, которые могли бы увести следствие на ложный путь.

Первоначально преступники хотели похитить миллиардера от его загородного дома в приморском городке Нордвейк, в 50 км от Амстердама. Однако несколько попыток закончились неудачей, Хайнекен не появлялся в нужное время у своего особняка. В конце концов акцию провели 9 ноября 1983 года в 18:56 в центре Амстердама, у «Виллы Хайнекен», где располагается штаб-квартира концерна. Все прошло безупречно. Вооруженные пистолетами и израильскими Uzi заговорщики запихнули Фредди Хайнекена и его многолетнего водителя Аба Додерера в кузов микроавтобуса. Пострадала лишь случайная прохожая, в лицо которой распылили содержимое перцового баллончика.

«Вилла Хайнекен»

Жертв отвезли в западную часть Амстердама, где у Яна Белльаарда, входившего в преступную группу, в одной из промзон было деревообрабатывающее предприятие. Хайнекена и его водителя поместили в т. н. куонсетский ангар, сборный модуль из гофрированного железа, разработанный в США еще в годы Второй мировой. Белльаард использовал 42-метровый объект как цех, но в его заднем торце заранее были подготовлены две звуконепроницаемые камеры для похищенных. Любопытно, что ангар продолжал использоваться по своему производственному назначению, но работники заводика не обратили внимание на исчезновение сразу 4 метров здания.

Надо отметить, что Хайнекен не пал духом.

Ван Хоут позже отмечал его сильный характер и волю. Миллиардер даже предусмотрительно сохранял запас еды, которую им по ночам приносили никогда не снимавшие масок преступники, — на тот случай, если на следующий день такого визита не будет. Холлеедер и ван Хоут рассчитывали, что выкуп будет заплачен очень быстро, но по факту пребывание раздетых и прикованных цепью к стенам заложников в их камерах продолжалось 21 день.

Все это время преступники с помощью придуманной ими весьма изощренной системы пытались получить нужные им деньги. Именно передача выкупа зачастую является самым рискованным этапом для организаторов киднеппинга. Для начала в один из полицейских участков был подброшен пакет с часами Хайнекена, документами его водителя и запиской с требованием заплатить 35 миллионов нидерландских гульденов ($11 миллионов на то время и $33 миллиона в современном эквиваленте). О готовности суммы к передаче полиция должна была известить с помощью рекламного объявления в одной из местных газет с текстом следующего содержания: «Луг зелен для зайца».

Семья магната действительно приняла решение заплатить деньги, как и рассчитывала группа Холлеедера — ван Хоута.

Впрочем, первая попытка их отправить из поместья миллиардера в Нордвейке закончилась неудачно. За полицейским, выехавшим от особняка, сразу увязались десятки репортеров. Дело предсказуемо стало блокбастером не только у нидерландских, но и у международных СМИ. После такого провала и некоторого периода молчания организаторы вновь наладили коммуникацию с представителями семьи и полиции с помощью все тех же закодированных газетных объявлений.

Миллиардер с водителем

Освобождение и дальнейшие события

В конце концов передача выкупа произошла следующим образом. Одинокий полицейский в автомобиле, получая по дороге инструкции по маршруту, остановился ночью на одном из указанных мостов неподалеку от Амстердама. Далее он сбросил все пять мешков (почти 200 кг денег в четырех разных валютах) в отмеченный дорожным конусом люк ливневой канализации. Преступники на машине уже ждали внизу, под мостом. Они погрузили выкуп в багажник и исчезли, пока полиция пыталась добраться до места передачи. Далее мешки с деньгами засунули в бочки и закопали их в лесном массиве к юго-востоку от столицы Нидерландов.

Вскоре полиция получила анонимную наводку не только о месте предполагаемого содержания Хайнекена и его водителя, но и о личностях, входивших в группу похитителей. Кто сдал Холлеедера, ван Хоута и их подельников, так до конца и не ясно. Однако спустя два дня после передачи выкупа, 30 ноября 1983 года, обеих жертв наконец освободили из их камер. Фредди поприветствовал правоохранителей фразой «Вы могли бы появиться и немного пораньше».

Внутри камеры

Преступники быстро узнали, что их сдали и весь план сытой благополучной жизни провалился. Бочки с деньгами вскоре обнаружили случайные люди, гулявшие по лесу. В них не хватало примерно $2,5 миллиона, чуть меньше четверти заплаченной суммы. Следы этих денег так и не были обнаружены. К тому времени похитители разделились, и каждый из них выбрал для себя свой путь. Друзья Холлеедер и ван Хоут успели уехать в Париж, где и были арестованы. Пребывание в различных французских тюрьмах (в том числе и в заморских карибских департаментах страны) растянулось для них на годы. Лишь в 1987-м между Францией и Нидерландами были улажены все юридические вопросы и пару экстрадировали на родину. Они получили по 11 лет заключения.

Ян Белльаард, владелец ангара, где содержали похищенных, сбежать не успел, был арестован и получил 12 лет. Самому молодому члену банды Мартину Эркампсу дали 9 лет. Франц Майер пришел в полицию с повинной в декабре 1983 года, заявил, что сжег свою часть выкупа, и для проведения психиатрической экспертизы был определен в специализированную лечебницу, откуда сбежал 1 января 1985-го.

Майер (слева) и Белльаард

Никому из участников группы в конечном счете эта авантюра, задумывавшаяся как идеальное преступление, счастья не принесла. Холлеедер и ван Хоут досрочно вышли на свободу в 1991 году и сразу же вернулись к преступной деятельности, став среди участников Пенозе своего рода легендами. У одноклассников быстро появилась сеть отелей и публичных домов, которые, как считают полицейские, были куплены на те $2,5 миллиона из выкупа, которые так и не были найдены. Однако подельники вскоре рассорились друг с другом, в буквальном смысле насмерть. В 1990-е на ван Хоута было совершено несколько покушений, а в январе 2003 года его все-таки застрелили в Амстердаме. Холлеедер, успев за это время неоднократно снова побывать в тюрьме по разным поводам, в 2019-м был признан виновным в организации заказного убийства бывшего компаньона и приговорен к пожизненному заключению.

Белльаард также прошел через новые сроки, в том числе и за убийство, но в настоящее время отошел от дел.

Ту же судьбу повторил Эркампс. Сбежавший из психиатрического центра Франц Майер в конце концов был обнаружен в Парагвае с новой семьей. Он вернулся на родину и в 2019-м получил очередной 3-летний срок — снова за ограбление.

Похороны ван Хоута

Похищение повлияло и на главную цель преступников. Фредди Хайнекен после освобождения забыл про свой демократизм и отказ от телохранителей, создал собственное охранное агентство и с тех пор передвигался только с сопровождением в бронированном автомобиле. Он умер в 2002 году в возрасте 78 лет.

Читайте также:


29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
Нет в наличии
28", рама 20", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 17.3 кг
Нет в наличии
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.4 кг
Снят с продажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by