Пошутили в чате — купили усадьбу за 29 рублей. Компания друзей путешествует по стране и спасает дворец

03 февраля 2023 в 8:00
Источник: Надежда Конон

Пошутили в чате — купили усадьбу за 29 рублей. Компания друзей путешествует по стране и спасает дворец

Источник: Надежда Конон

Эти ребята с веселой иронией называют себя так: клуб поехавших. Или еще проще: поехавшие. Потому что действительно ездят по всей стране в поисках старины и красоты. А еще потому, что готовы к авантюрам. Купить за 29 рублей заброшенную усадьбу? А давайте! С утра до вечера расчищать ее, вывозя мешками мусор? Поехали! Рассказываем.

«Думали, за полгода пересмотрим всю страну. Потом поняли: без шансов»

Летом 2021 года компания друзей, гонявшая в путешествия по Беларуси на авто, завела «Инстаграм» по теме, потом появился и чат в «Телеграме». Они так и называются: club.belarus, или «Клуб поехавших».

— Решили сделать площадку для объединения людей, которые хотят исследовать нашу страну так же, как мы — на машинах. Сначала в группах были только наши знакомые, потом стали появляться новые люди, — рассказывает Мария Скрипкина, из тех, кто в компании давно. — Так и стали ездить, вместе наслаждаться нашим наследием. 

В группе в «Телеграме», например, сейчас 700 человек. Понятно, что активно ездит по стране меньшая часть, но интересующихся много.

Технически поездки происходят так: участники продумывают однодневный маршрут по старинным усадьбам и другим живописным местам, собираются где-нибудь в Минске и стартуют.

— План есть, но часто бывает, что кто-то в одной из машин предлагает: давайте сюда заедем, здесь круто. И вот мы уже едем по дороге, которой нет на карте, в какой-то странный лес во-о-он в то странное болото! — со смехом добавляет Игорь Шатило, еще один давний участник сообщества. — Не всем понравится подобный формат, ведь кто-то любит путешествовать на автобусе, когда ему чай наливают и в микрофон истории рассказывают. 

Но многих такой свободный туризм затягивает, и они остаются.

Игорь и Мария

Сообщество открытое, к нему может подключиться любой. Разброс по профессиям в компании получается большой. Например, Мария — модель и фотограф, Игорь — инженер по технологическому оборудованию для общепита. Есть айтишники, таксисты, маркетологи, преподаватели, бизнес-аналитики.

— Раньше перед поездками даже устраивали небольшие лотереи: ты вытягивал место в любой машине и мог поехать неизвестно с кем. Сейчас уже сложились условные небольшие группы, — говорит Игорь. — Поездки получаются очень яркие в том числе благодаря живому общению.

Собеседники вспоминают: сначала рассчитывали, что за каких-нибудь полгода пересмотрят всю страну.

— Но, углубившись в вопрос, поняли: без шансов! История Беларуси потрясающая, мест интересных очень много, постоянно что-то добавляется, — рассуждает Игорь.

Заброшенные шляхетские усадьбы, старинные церкви, костелы, древние кладбища, необычные природные объекты — все это может попасть в маршрутный лист.

— То, что западает в душу, — для каждого индивидуально, — рассказывает Мария. — Для меня это усадьба в Совейках, костелы в Слободке, Сарье и Богушевичах, Климовичские карьеры. Ночевали на болоте Ельня, наутро наблюдали потрясающее: карликовые березки на болотном озере в тумане, подсвечиваются солнцем на рассвете. Будто ты не на нашей планете.

— А у меня было огромное впечатление от усадьбы в Красках (Волковысский район. — Прим. Onlíner), — добавляет Игорь. — Хороша и деревянная усадьба в Порозово, которую сейчас продают.

Самой массовой была поездка в октябре 2022-го. Тогда «поехавшие» сгоняли на Голубые озера и в Лынтупы Поставского района, в путешествии участвовали 38 человек.

— Как жители небольших населенных пунктов реагируют на появление большой группы туристов? И как вообще строите коммуникацию с местными?

 — Реакция на приезжих бывает разной, — говорит Мария. — Однажды в полесской деревушке мужчина на своем особенном наречии нас прогонял. Мы многого не могли разобрать, но было ясно: ругается! А жители деревни Сковородки как-то просили: «Посмотрите, какое у нас интересное название, расскажите про нас друзьям!»

Игорь вспоминает историю гостеприимства от жителей городка Россоны, что в Витебской области:

— Россоны были на середине маршрута, но не повезло: одна из машин, арендованная в каршеринге, сломалась. Люди, которые в ней ехали, остались ждать, пока их сломанное авто увезут, заменят на новое. Мы со своей машиной остались с ними за компанию. Ожидание затянулось на целый вечер. За это время жители Россон провели экскурсию по местной усадьбе, а потом ради нас вызвали из дома буфетчицу, ради нас открыли кафешку, наделали бутербродов, чаю. И мы сидели до десяти вечера в этом буфете, даже танцы устроили. Это самая фантастическая история о том, как нас принимал город.

«Шутили в чате: давайте купим усадьбу»

В августе 2021-го мы уже рассказывали про партнеров, купивших 200-летнюю усадьбу Рудницких, что в Миорском районе. Новым хозяевам она досталась за одну базовую (29 рублей). Купили ее как раз друзья из «Клуба поехавших». Но этими деньгами, конечно, не обошлось: еще около тысячи рублей потянули два налога — на недвижимость и землю.

— В чатик сбросили скриншот с новостью о том, что в Миорском районе продается усадьба Осада-Дедино. Мы стали шуточно рассуждать, что там можно сделать. Кто-то сказал, что пригласит художника для росписи стен. Сотрудник строительной фирмы был готов помочь с крышей. Был среди нас и ландшафтный дизайнер, — вспоминает Мария. — Подумали, что большим комьюнити мы сможем сделать что угодно. Быстро решили съездить на аукцион и стали единственными участниками. Конечно, объединяясь для совместных поездок, мы не думали, что так далеко зайдет и что у нас появится усадьба.

Имение в Миорском районе — дворец, построенный в 1820 году для судьи Александра Рудницкого. Два этажа, площадь почти в 800 «квадратов», четырехколонный портик с треугольным фронтоном, сводчатые подвалы. Здание в классическом стиле пришло в запустение еще до Второй мировой войны, потом там обосновалась администрация колхоза. С конца 80-х дворец стоит заброшенным. Его уже, бывало, выкупали, но ни один проект еще не осуществился.

Какие виды у новых хозяев на усадьбу Рудницких? Говорят, конкретного бизнес-плана пока нет, но не сомневаются, что объект можно будет использовать благодаря туристическому потенциалу региона. Неподалеку Браславские озера, рядом заказник Ельня. Однако пока друзей заботит реанимация, которая необходима изболевшемуся историческому зданию.

— Когда приехали смотреть дворец, увидели много проблем. Были пробоины в перекрытиях между первым и вторым этажом, в стропильной системе. Во время сильных дождей здание изрядно заливает, — рассказывает Мария.

— Да, есть сложности, — добавляет Игорь. — На первом этаже из-за прохудившейся крыши обваливается сводчатый потолок, но все это в дальнейшем может быть исправлено. Со вторым этажом сложнее: там нет потолка, плюс в советское время сильно поменяли план помещений — пока непонятно, как там все выглядело в оригинале. Находиться на втором этаже, возможно, даже небезопасно. 

Пока в усадьбе Осада-Дедино активно устраивают субботники, на которые съезжаются участники того самого комьюнити путешественников. Ребята называют бывшее имение Штабом, готовы тратить на спасение дворца свое время и деньги. Подсчитано: из здания вывезли уже 419 мешков мусора. Ниже — один из более ранних отчетов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Клуб поехавших (@club.belarus)


— Чтобы добраться до оригинального пола, иногда приходится снимать по 10—15 сантиметров песка, камней, листьев, — говорит Игорь.

Причем желающих помочь с уборкой обычно в разы больше, чем машин с водителями.

Но в ближайших планах дела, на которые нужно будет тратить реальные деньги. Так, необходим анализ аварийности здания, проект реконструкции. Одна из важных задач — замена крыши. Накрывать дворец хотят дранкой (деревянной черепицей), а это недешево. По прикидкам владельцев, на все это нужно несколько десятков тысяч долларов.

— Хотелось бы открыть фонд, куда бы люди могли пожертвовать какую-то сумму на спасение усадьбы, — по примеру дворца Радзивиллов в Полонечке, — отмечает Мария.

По условиям аукциона, на реконструкцию объекта новым собственникам дается четыре года. Выходит, полтора уже прошли. Успеется ли? Будет видно.

— Главное, добиться начала работ. Но когда мы общались с чиновниками, представителями Витебскоблимущества и местных, миорских, организаций, нам давали понять: если будут видеть, что процесс идет, могут сдвинуть сроки в нашу пользу. В текущих реалиях не всегда возможно за очень короткий срок все возобновить до былой красоты. Но мы будем очень стараться. Глаза у людей горят, — заключает Мария.

А пока, несмотря на унылый февраль, друзья разрабатывают новый маршрут для поездки.


Onlíner рекомендует
12 ГБ GDDR6 LHR, 1320 МГц / 1777 МГц, 3584sp, 28 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
12 ГБ GDDR6X, 1920 МГц / 2550 МГц, 5888sp, 46 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 1830 МГц / 2670 МГц, 3072sp, 24 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by