«Таксисты говорят: Степянка — дно. Мы не согласны». Как живется в ЖК экономкласса, где был самый дешевый «квадрат»

09 июня 2022 в 8:00
Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Малиновский

«Таксисты говорят: Степянка — дно. Мы не согласны». Как живется в ЖК экономкласса, где был самый дешевый «квадрат»

Автор: Снежана Инанец. Фото: Максим Малиновский

В Степянке на улице Карвата есть пятачок новостроек. Три уже давно заселены, еще две возводят. В начале стройки (в 2016-м) «квадрат» тут был одним из самых дешевых в городе — $800 по курсу. Приятная цена держится и сейчас, составляя то $900, то $1000 в эквиваленте. Но район на отшибе, да и метры — экономкласса. Спросили у тех, кто уже заселился, стоило ли оно того. А еще разведали у застройщика, как идут дела с высотками, которые возводят сейчас.

Что это вообще за район?

Жилой комплекс «Степянка» находится на стыке улиц Геологической и Карвата. Минчане традиционно воспринимают этот район окраиной, в советские годы здесь вообще был военный городок.

О былом напоминает памятник военному самолету. Над округой возвышается старая водонапорная башня с деревянным верхом, которая выглядит очень крафтово. Если бы рядом было море, это был бы маяк.

Первые три новостройки ЖК «Степянка» сдавали в 2017—2018 годах, сейчас строятся еще две. Все дома похожи: это одноподъездные столбики по 16 или 19 этажей.

Высотки вполне стандартные, мапидовской серии М111-90. Застройщик жилого комплекса — компания «Барэф» в лице «Вива Капитал». Генподрядчик — МАПИД.

Квартиры здесь бюджетные, строятся по программе «Доступное жилье» и сдаются в основном без отделки. Любопытно, что при этом у застройщика почти нет нагрузки по очередникам: в двух возводимых сейчас домах только пять квартир «отложили» для многодетных (по направлениям районных администраций). Последним жилье будут сдавать с сантехникой и простой отделкой (линолеум, обои). В майской проектной декларации метр для очередников стоил 1635 рублей.

Остальное жилье — для всех.

Почем здесь продают «квадраты» в 2022-м? Весной просили 2550 рублей за метр. По апрельскому курсу это было $908, по майскому — $1018. Стоимость зафиксирована в белорусских рублях.

Но есть и подводный камень: обязательное условие — приобретение машино-места в двухуровневом паркинге на Геологической (его строительство еще впереди). Сейчас за место для авто просят 4—6 тысяч долларов, эти траты нужно прибавлять к стоимости квартиры.

Планировки квартир в ЖК «Степянка» в основном стандартные. Из приятного — эксперимент с евродвушками. В высотках, которые возводятся сейчас, застройщик предлагает еще и евротрешки, в том числе необычные. Подробнее о планировках — ниже.

Квартал экономкласса. Дольщики не пожалели?

На протяжении нескольких лет ЖК «Степянка» выставлял самые дешевые квадратные метры для дольщиков. На этапе фундамента в 2016-м небольшую однушку можно было взять за $36 860 по тогдашнему курсу, двушку — за $49 360, трешку — за $63 490.

«Квадрат» на первых порах обходился в $800. Цена была очень «вкусной», тем более что у первого потока новоселов не требовали покупать машино-место. Возможно, зря. Около 17:00 вторника на парковках внутри квартала немало машин.

— Для наших домов сделали стоянку возле железной дороги, на Геологической, но пользоваться ей не очень удобно, — говорит Дмитрий, один из местных жителей.

Из жалоб других соседей можно сформулировать выжимку, в чем, собственно, неудобство. Во-первых, стоянка неохраняемая — многие опасаются оставлять автомобили в отдалении без присмотра. Во-вторых, все-таки далековато от дома: мамам с колясками и детьми неудобно идти от нее околицами, через дворы.

— А во дворах мест катастрофически не хватает, — продолжает Дмитрий. — После шести вечера можно уже и не заехать. Когда еще два дома заселят, вообще может быть сложная ситуация.

Несмотря на историю с парковками, мужчина этим местом для жизни очень доволен:

— Сначала мы искали квартиру на вторичке, но подходящего варианта не нашли. Решили остановиться на новостройке. Приехали сюда, посмотрели — понравилось.

Та самая стоянка, которой жители ЖК пользуются неохотно

Черновая отделка новоселов не остановила.

— Зато сделали все под себя. Немного водопровод по-другому разнесли. Жена сама занималась проектом, подбирала все по цветовой гамме. Получилось интересно, — говорит Дмитрий.

Собеседнику нравится, что район зеленый. В округе две школы и три детских сада.

— Но мест в садах маловато стало. Все-таки наши три дома построились, плюс еще неподалеку есть не слишком старые дома. Детей, конечно, принимают, но группы трещат: там по 25—30 человек, — утверждает мужчина.

Марта переехала в ЖК «Степянка» около четырех лет назад.

— Метр для нас обошелся в $980 по курсу. На тот момент это была самая низкая цена в Минске. Мы выбирали квартиру плюс-минус такой стоимости. Можно было взять в Каменной Горке, но мы остановились на Степянке. При наличии машины здесь жить вообще не проблема, — говорит девушка.

Большой проблемой собеседница, как и многие соседи, считает небольшое число парковочных мест:

— Мы этот вопрос решили: рядом есть рыночек, там арендовали место на стоянке. Абонентская плата — 30 рублей в месяц. Кто захотел — тот взял. У остальных вопрос с парковками стоит остро.

Местный рынок, где некоторые жители ЖК арендуют места на парковке

По мнению Марты, качество товаров в ближайших продуктовых магазинах в Степянке «хромает», попадаются просроченные продукты.

— Району не хватает нормального магазина. За большими покупками ездят в Dana Mall, на машине недалеко, — говорит девушка.

Однако были в этот день собеседники, которые говорили и так:

— По магазинам тут есть все, что надо.

Вот что видно с 18-го этажа высоток в ЖК

Мнения насчет обеспеченности района общественным транспортом у местных тоже расходятся. Например, одна из соседок Марты довольна:

— Как бы то ни было, до метро доедешь. Автобусом №43 до «Тракторного завода», автобусом №95 — до «Московской». Ехать минут 15, привыкаешь быстро. Есть маршрутки. 

Другие говорят, что не хватает прямых автобусных связей с другими станциями метро Московской ветки: «Уручьем», «Востоком».

Марта добавляет, что ее семья сейчас планирует расширяться. Подумывают купить квартиру побольше в этом же комплексе.

— Правда, иногда таксисты приезжают и говорят: «Вы куда забрались? Степянка — это же такое дно!» Мы не согласны. Кстати, тут недалеко в лесочке есть интересная поляна. Говорят, во времена военного городка там было озерцо. Вот бы благоустроили! — делится пожеланием девушка.

На территории ЖК есть несколько детских площадок. Одна из них огорожена высокой сеткой. В солнечный летний день там собирается немало родителей с детьми.

Знакомимся с местной жительницей Аленой. Ее семье «квадрат» в евродвушке достался за $900 по курсу. Девушка хвалит планировку:

— Выбрали евродвушку на 47 «квадратов», хотя изначально думали про однушку. Гостиная объединена с кухней: когда я готовлю, вижу ребенка, не бегаю без конца из кухни в комнату проверять, как он там. При этом у ребенка своя отдельная спальня. Санузел раздельный. Сейчас я считаю, что этот выбор был лучшим решением. 

Из каких районов выбирали?

— Мы ездили в Боровую, в Колодищи — ни там, ни там мне не понравилось, далеко от города, — говорит Алена. — Здесь тоже окраина, но что в одну сторону к метро быстро доедешь, что в другую. Идет и маршрутка в центр до Немиги и дальше к аквапарку. 

К замечаниям, уже прозвучавшим в этом репортаже, девушка добавляет такое:

— С водой пусть бы разобрались. Какие-то проблемы периодически возникают, течет ржавая. Что-то чистят, потом снова все в порядке. 

Еще один местный житель отказывается фотографироваться, но добавляет:

— Мне в Степянке очень нравится, на другой район уже бы не сменил. Большой плюс — лесопарк, мне нравится там гулять с дочкой. Dana Mall — близко на машине, до парка Челюскинцев — 7 минут.

Как и несколько других наших собеседников, мужчина подумывает обменять свою двушку на трешку в этом же районе.

 — Но по поводу этих двух новостроек есть тревоги. То строили очень активно, то ничего почти не происходит последние три недели. Достроят ли их вообще? — говорит житель.

За ростом высотного ЖК наблюдает Александр Викторович, из давних местных. Мужчина живет в двухэтажке рядом, на Карвата.

— Наш дом был построен как учительский 50 лет назад, вместе со школой, — объясняет.

Проблем с парковкой у собеседника нету: до сих пор жив родительский гараж. А еще его родня по сей день ходит в степянский лесопарк по грибы. Такая вот неожиданная выгода.

Представитель застройщика: «Степень готовности домов сильно опережает продажи»

Управляющий партнер ООО «Вива Капитал» Юрий Жарков рассказывает о состоянии дел на стройке двух новых домов в Степянке. Дела идут хорошо, хотя и не совсем по плану:

— Сейчас возводятся дома №11 и №16 по генплану. По состоянию на сегодня готовность по ним 70 и 75% соответственно. Де-факто стройка идет с опережением графика примерно на два месяца. Возможно, дома будут готовы уже к концу этого года, хотя по плану срок — март 2023-го.

Собеседник углубляется в детали:

— Коробки почти готовы. Один дом полностью подготовлен к покраске, второй еще требует герметизации стыков. Сейчас идет много работ, которые снаружи жителям не очень видны. Например, выполнены работы по электрике, работают сантехники. По одному из домов уже разнесли окна по этажам и начали монтаж.

Юрий Жарков рассказывает, что была напряженка с импортными материалами:

— К счастью, удалось купить краску «Капарол», на которую мы очень рассчитывали. И, думаю, мы последняя компания, которая успела получить лифты OTIS. Заказ был размещен чуть раньше последних проблем, сейчас лифты уже на нашем складе, так что импортная составляющая объекта исполнена по проекту, ничего менять не придется. В определенный момент для нас просчитывали, во сколько могут обойтись могилевские лифты — должен заметить, они были бы дороже. Надеюсь, сейчас цена снизилась, но для нас это уже не актуально, не проверяли. 

Лифты в новостройках, которые уже в строю

— В этом году вы уже несколько раз выставляли проектные декларации. Как идут продажи?

— Сейчас у нас степень готовности домов сильно опережает продажи: если укрупнять, полностью продана одна высотка из двух. Бурных или, как говорят, галопирующих продаж не замечаем. Но думаю, их сейчас нет ни у кого. «Вспышки» отчетливо видны во время скачков курса доллара, так как у нас цены за «квадрат» и рассрочка традиционно привязаны к рублю. Летом прогнозируем сезонное затишье, хотя, возможно, вновь открывшееся кредитование это снивелирует. Квартиры, вероятно, будут без спешки обретать своих дольщиков до конца года. 

При этом Юрий Жарков рассказал, что появились первые очередники:

— На два дома у нас только пять квартир для очередников. Первые многодетные семьи по направлениям районных администраций уже пришли. Знакомился с ними — приятные люди.

Управляющий партнер «Вива Капитал» отмечает, что для удешевления квадратного метра застройщик отказался от некоторых «излишеств» типовых мапидовских панелек:

— Например, сделали модернизацию общих площадей домов и повысительной насосной станции, «срезали» так называемую кукушку — техническое помещение лифтовых шахт на кровле домов типового проекта.

С другой стороны, компания довольна доработанными планировками части квартир. Речь о тех самых популярных квартирах «евроформата».

— Хотели сделать и еврочетырешки, но решили пока за это не браться. Тем не менее на них стоит обратить внимание государству, которое массово строит дома для многодетных семей — был бы удобный и современный формат жилья, — считает собеседник.

В компании показывают планировки евродвушек и евротрешек. Первые общей площадью 44,42 «квадрата», вторые — 63,70.

— В одном из вариантов евротрешек кухонную зону расположили у окна, — рассказывает Юрий Жарков. — Для квартир с шикарными видами на лес это ценно. 

Покупателям евротрешек в качестве бонуса разработали дизайн-проект.

Мойка расположена перед окном
По этому проекту также видно, что кухонная зона в таких евротрешках объединена с гостиной

Проблемы с парковкой собеседник связывает с тем, что жители слабо хотят пользоваться стоянкой на Геологической. Объясняет, почему покупка машино-места стала обязательной для новых дольщиков.

— В этом месяце входим в активную стадию строительства паркинга. Он появится непосредственно за существующей стоянкой. Да, цена машино-места привязана к курсу доллара, для клиентов это больно. Но мы стараемся найти удобный график платежей. Паркинги сейчас для застройщиков — убыточные проекты. Город требует строить такие объекты, и это правильно. Но сами жители покупать там места не торопятся. Люди готовы машину хоть на дерево повесить, лишь бы прямо у подъезда, — улыбается. — В соседних странах давно есть понимание, что без машино-места квартиру просто нельзя купить. Сделаем на паркинге несколько электрических зарядок, чтобы как-то заинтересовать людей. Хотели предусмотреть автомойку, но нам не разрешили, хотя она была бы уместна: поблизости к жилому кварталу такого объекта нет.

Уточнили мы также, что за вопросы возникают с водой в квартале. По словам Юрия Жаркова, один из них касался небольшого напора воды на верхних этажах:

— Насколько я знаю, это частая проблема для мапидовских 19-этажек. Устанавливается оборудование, которое нивелирует проблему.

Что касается ржавой воды, которая иногда появлялась в трубах, это проблема не конкретно Степянки, а городских коммуникаций, говорит собеседник.

— Сама вода в Степянке — артезианская, высочайшего качества, — уверяет Юрий Жарков.


обеденный, ткань (сиденье), металл (каркас)
обеденный, искусственная кожа (сиденье), металл (каркас)

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by