Последнее восстание против правительства. Как в 1970-е американские индейцы 2,5 месяца опять воевали с бледнолицыми

27 204
23 мая 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

Последнее восстание против правительства. Как в 1970-е американские индейцы 2,5 месяца опять воевали с бледнолицыми

Автор: darriuss. Фото: AP, flickr.com, Wikimedia

К 1970-м годам ХХ века войны потомков европейских колонистов с коренным населением США, казалось, уже много десятков лет были историей, уделом приключенческой литературы и вышедших из моды вестернов. Американские индейцы были загнаны в резервации, где по большей части влачили жалкое существование, постепенно спиваясь. Однако зимой 1973 года они сделали последнюю попытку отстоять свои права вооруженным путем, причем это произошло в месте давней расправы над их предками и одновременно в одном из самых нищих уголков страны, где существование было беспросветно, а впереди были лишь тлен и угасание. Конфликт с федеральным правительством и некоторой частью собственных соплеменников длился 71 день и стал последним восстанием такого рода в Соединенных Штатах.

Бойня у Вундед-Ни

Событие, ставшее известным как «оккупация Вундед-Ни» (или «инцидент в Вундед-Ни»), неспроста произошло именно в этой точке, затерянной в прериях американского штата Южная Дакота. Для мировоззрения народа лакота, проживающего в этих краях, место имело сакральный характер, наполненный трагизмом относительно недавней истории.

Для всего остального коренного населения США случившееся у ручья Вундед-Ни («Раненое колено») ознаменовало собой настоящий конец эпохи.

К 1890-м годам индейские войны, то есть многочисленные вооруженные столкновения между различными племенами, жившими на территории Соединенных Штатов на протяжении полутора десятков тысячелетий (вопрос точной датировки заселения Америки остается предметом оживленных дискуссий), и пришельцами из-за океана, продолжались уже без малого две сотни лет. Конфликт в разные периоды и в разных регионах отличался по степени ожесточенности, но в любом случае с прибытием из Европы каждого нового корабля с колонистами становилось все более ясно, что силы неравны. И дело было не только в численности сторон. Одна из них находилась на принципиально ином уровне технологического развития, а ее противник при этом не представлял собой какой-либо единой силы.

Такая продолжительность войн была обусловлена исключительно площадью территории, на которой они происходили. Наступление европейцев, а потом и американцев европейского происхождения происходило поступательно, но в этой поступательности была и неизбежность. Индейцы потерпели поражение в борьбе за родину не только потому, что у бледнолицых было огнестрельное оружие, ведь со временем и они научились им пользоваться. Пришельцы играли на противоречиях между различными племенами, использовали одних против других, избавляясь потом от прежних союзников. В дело вступали эпидемии, против которых коренные американцы не имели иммунитета, деньги, алкоголь. Проводилась активная ассимиляция покорившихся народов.

К концу XIX века этот процесс в общем и целом был завершен.

В случае с жителями прерий Южной Дакоты и сопредельных северных штатов страны (речь, в частности, идет о многочисленных народах группы сиу и шайеннах) их просто лишили традиционного образа жизни. Во второй половине столетия были истреблены миллионы бизонов и оленей, бывших для индейцев буквально всем: едой, одеждой, источником материала для организации быта, включая жилье. В условиях уничтожения кормовой базы и плохих навыков ведения сельского хозяйства на малоприспособленной для этого территории уже загнанные в резервации племена были в буквальном смысле поставлены на грань выживания.

В 1889—90 годах к ликвидации бизонов добавился и общий неурожай. В отчаянных условиях жизни впроголодь и при отсутствии обещанной помощи продовольствием со стороны правительства усмиренные индейцы региона обратились к религии как средству, которое помогло бы пережить жестокие жизненные обстоятельства. В это время среди них распространился культ т. н. «пляски духов». Он представлял собой смесь христианского учения с незабытыми еще традиционными верованиями. Десятки тысяч человек узнали о будто бы существовавшем индейце племени пайютов, которого звали Вовока. Он обещал, что, исполняя определенный сакральный танец (ту самую «пляску духов»), можно добиться прихода пришествия на землю Христа (в образе, конечно, индейца), который будто бы вернет в прерии тучные стада бизонов, а бледнолицых, наоборот, заставит исчезнуть.

Для правительства возникновение и быстрое распространение культа представляло угрозу. На степень озабоченности ею повлияли истерические рапорты чиновников с мест, а потом и отчеты прессы, уверявшей, что «пляска» — лишь прелюдия к массовому восстанию коренных народов. В свою очередь сами племена Южной Дакоты, видя такую реакцию, оказались в полной уверенности, что их решат по меньшей мере депортировать с малой родины. В попытке избежать этой участи (пусть и надуманной) группа индейцев народности лакота мигрировала в труднодоступную точку штата, к ручью Вундед-Ни, где 29 декабря 1890 года их и настиг 7-й кавалерийский полк США. Бойня у Вундед-Ни, когда в результате спонтанно начавшейся перестрелки погибло по меньшей мере 150 лакота (существует мнение и о 300 убитых индейцах) и 25 солдат-кавалеристов, стала последним крупным эпизодом индейских войн в Соединенных Штатах.

Оккупация

Спустя 80 лет после первого конфликта у ручья Вундед-Ни положение индейцев лакота, живших в этих краях, стало лучше, но не то чтобы принципиально. От голода они уже не умирали, но вместо этого в их среде распространились социальные язвы «цивилизованного» общества, и речь здесь не только о массовом алкоголизме. Для их проживания в юго-западной части Южной Дакоты была организована резервация Пайн-Ридж. В рамках подобных образований федеральное правительство признавало право племен на самоуправление. По сути, каждая коренная народность в пределах очерченных границ могла выбирать собственных чиновников, формировать свою полицию, принимать законы, устанавливать налоги помимо федеральных.

Пайн-Ридж — одна из крупнейших резерваций страны.

По площади (почти 9 тыс. кв. км) она занимала восьмое место в США, однако почти вся эта территория представляла собой холмистую прерию, непригодную для ведения сельского хозяйства. Иных источников заработка при этом почти не существовало. В этой связи широкое распространение получила коррупция. Дорвавшиеся до местной власти члены племени широко ее использовали для назначения своих родственников и друзей на должности, приносившие хоть какие-то деньги. Погрязли они и в связях с горнодобывающими компаниями, ведь наличие минеральных ресурсов на землях резерваций было чуть ли не единственной их ценностью.

В 1972 году председателем племени лакота в Пайн-Ридж (то есть главным местным чиновником в границах резервации) стал некий Дик Уилсон, который даже не был чистокровным индейцем. Зато он хорошо знал, как пользоваться преимуществами своей позиции, и принялся вовсю эксплуатировать и так ограниченные возможности вверенной ему территории.

Со своими противниками Уилсон не церемонился. В резервации были нередки исчезновения его оппонентов, которых позже часто находили убитыми, если находили вообще. Полиция, по своему обыкновению, списывала все на преступления на почве алкогольного опьянения. К февралю 1973 года ситуация приняла вовсе нетерпимые формы. Недовольство Уилсоном, коррупцией в его администрации, повальным воровством и репрессиями достигло точки кипения.

Уилсон в центре

Параллельно уже на федеральном уровне происходили совсем другие процессы. Борьба за гражданские права из 1960-х перенеслась и в следующие десятилетия, напрямую затронув в том числе коренные народы. В 1968 году это протестное движение оформилось в организацию, получившую название «Движение американских индейцев». Одним из ее главных активистов стал Рассел Минс, как раз происходивший из племени оглала народности лакота.

Пайн-Ридж была его родиной, и он был прекрасно осведомлен о царящих там нравах.

Убежденность в многолетнем неисполнении федеральным правительством заключенных с индейцами еще в XIX веке договоров, а также категорическое неприятие установленного в родной резервации режима Уилсона в конечном счете и привели к восстанию. В ночь на 27 февраля 1973 года около двух сотен человек (не только оглала-лакота, но и представители других племен) на автомобилях въехали на территорию Вундед-Ни, захватили там все постройки (к тому времени на месте бойни 1890 года успел вырасти небольшой поселок), включая церковь, и объявили о создании независимого государства и возрождении традиционного правления.

Осада

Захватившая поселок группа во главе с Минсом выдвинула целый набор требований. Во-первых, соответствующие органы должны были провести расследование деятельности «марионеточной» администрации резервации и разобраться в преступлениях, которые, как предполагали активисты, там совершались Диком Уилсоном и его шайкой. Второй комплекс требований касался уже федерального правительства. Восставшие настаивали на анализе всего комплекса прежних договоренностей США с индейцами (а речь шла о сотнях документов), после чего все нарушения должны были быть устранены, а стороны бы вернулись к неукоснительному соблюдению положений в том духе, который в них закладывался при подписании договоров.

К этому моменту Вундед-Ни был уже окружен.

Местные полицейские, «Защитники народа оглала» Уилсона (полиция резервации), федеральные шерифы, агенты ФБР и армейские подразделения установили фактическую блокаду поселка. На дорогах появились блокпосты, правительственные силы получили в помощь 17 бронетранспортеров и даже вертолет. Такая реакция была понятна: благодаря Второй поправке в Конституцию США группа Минса была хорошо вооружена.

Взаимные перестрелки начались практически сразу же. Федерального маршала Ллойда Гримма ранил индейский снайпер, в итоге пострадавший оказался парализован ниже пояса. Со стороны повстанцев-лакота были и погибшие: Бадди Ламонт и Фрэк Клируотер. Тринадцать индейцев было ранено.

Однако активного штурма федералы так и не предприняли.

Американская пресса в тот момент была занята Уотергейтским скандалом, однако все же подобный вопиющий инцидент не мог остаться без ее внимания. События в Вундед-Ни стали одной из главных новостей, привлекли внимание общественности. К тому моменту у ее либеральной части созрело понимание всей той несправедливости, которую испытали коренные американцы в течение всего периода европейской колонизации континента. Велико было и сочувствие индейцам. Апофеозом стали события на очередной церемонии вручения наград американской киноакадемии, состоявшейся 27 марта 1973 года. Марлон Брандо, выигравший свой второй «Оскар» за роль дона Вито Корлеоне в мафиозной саге «Крестный отец», премию в знак протеста против угнетения индейского населения получать отказался. Вместо него на сцену вышла актриса и активистка движения за права индейцев Сачин Литтлфезер, зачитавшая речь, где в том числе говорилось о событиях в Вундед-Ни.

Однако к третьему месяцу противостояния восставшие стали склоняться к мысли, что его пора прекращать. Федеральное правительство согласилось расследовать деятельность племенного совета Пайн-Ридж, а также заново рассмотреть договор 1868 года, по которому индейцам региона должны были отойти куда большие территории, чем те, что они получили в итоге. Повстанцы сдались, но впоследствии оказалось, что восставали они зря.

Пусть суд так и не решился отправить Рассела Минса за решетку, однако и требования протестующих выполнены не были.

В следующем году Дик Уилсон переизбрался на очередной срок. Правительство так и не пересмотрело договор 1868 года. Уровень преступности в Пайн-Ридж только вырос. В последующие годы при обстоятельствах разной степени странности погибли почти семь десятков активистов «Движения американских индейцев».

Ужаснее всего то, что и сейчас, в 2022 году, резервация Пайн-Ридж остается одним из беднейших районов США. Средняя продолжительность жизни здесь у мужчин составляет всего 48 лет, у женщин — 52 года. Уровень детской смертности в 5 раз превышает среднеамериканский, уровень самоубийств в 4 раза выше, чем в среднем по стране. Алкоголизм является проблемой 85% семей 20 тысяч проживающих здесь человек.

В этот раз история, увы, показала, что и последнее индейское восстание закончилось фактически ничем.

Читайте также:


Выбор покупателей
раскладные, 3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 280 кг
3-местные, каркас: сталь, сидение: мягкое, до 180 кг

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by