Терпит крах один из крупнейших застройщиков мира. Что к этому привело и какие могут быть последствия для экономики планеты?

02 марта 2022 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia, Xinhua

Терпит крах один из крупнейших застройщиков мира. Что к этому привело и какие могут быть последствия для экономики планеты?

Автор: darriuss. Фото: flickr.com, pinterest.com, Wikimedia, Xinhua

В конце минувшего года китайские информагентства сообщили о непривычной для наших широт ситуации. На искусственном архипелаге Ocean Flower, расположенном у побережья южного курортного острова Хайнань, суд обязал девелопера снести 39 недостроенных многоэтажек. По мнению контролирующих органов, все они сооружались после получения незаконных разрешений на начало работ. Это стало лишь одним эпизодом в череде бед концерна Evergrande, второго по размерам активов застройщика страны. На фоне происходящего сейчас в мире эти проблемы кажутся локальной историей, однако полный крах китайского гиганта может спровоцировать кризис в том числе в экономике Китайской Народной Республики, внеся тем самым и свой вклад в события на планете. Разбираемся, что там происходит и чего следует опасаться.

Evergrande, что это?

Несмотря на то что темпы роста китайской экономики в последние годы замедляются, ее локомотивом по-прежнему остается строительная отрасль. По разным оценкам, ее доля в формировании ВВП КНР составляет около 20%, а с учетом всех сопутствующих и обслуживающих отраслей косвенно может достигать и трети. Это очень много, поэтому неудивительно, что правительство страны уделяет пристальное внимание данной сфере. Одним из крупнейших частных игроков на рынке недвижимости при этом является как раз компания Evergrande, которая сейчас столкнулась с серьезнейшим кризисом ликвидности.

Для лучшей иллюстрации масштаба можно привести несколько цифр. В собственности концерна находится 565 млн квадратных метров на земле и в уже реализованных девелоперских проектах. Это еще не используемые, но уже выкупленные площадки, сотни жилых и административных комплексов, торговых центров и целый искусственный архипелаг (тот самый Ocean Flower, с застройкой которого возникли проблемы). Бюджет освоения лишь последнего актива оценивался в $15 млрд. При этом Evergrande в последние годы активно диверсифицировала свою деятельность, особое внимание уделяя инвестициям в производство электрокаров. Помимо них в портфеле концерна — тематические парки развлечений, больницы, кинотеатры, производство развлекательного контента и даже выпуск бутилированной воды.

В общей же сложности стоимость активов компании в последнем докризисном (2019-м) году оценивалась в $270 млрд. Рыночная стоимость Evergrande достигала $40 млрд, прибыль составляла $5,8 млрд, количество сотрудников превышало 160 тыс. Концерн входил в число 500 крупнейших компаний мира и являлся одним из планетарных лидеров в девелопменте. Эти показатели выглядят особенно впечатляюще, если учесть, что Evergrande была основана лишь в 1996 году. Как можно было добиться таких феноменальных успехов всего за пару десятилетий?

Залог успеха

Владелец и основатель Evergrande Сюй Цзяинь должен быть благодарен правительству КНР. Именно государственная политика по разогреву строительной отрасли позволила этому бизнесмену быстро стать долларовым миллиардером. Ключевым решением для компании стал отказ руководства страны от строительства доступного социального жилья. Да, как и в Советском Союзе, в КНР вовсю практиковалось возведение или вовсе бесплатных, или крайне дешевых квадратных метров. Благодаря госзаказу китайские города покрывались скучными ровными строчками пяти- и девятиэтажек. Много на этом заработать было нельзя, и такой масштаб застройки не мог удовлетворить отложенного спроса, ведь сотни миллионов китайцев по-прежнему жили в деревне.

Ликвидация практики предоставления бесплатного жилья и, наоборот, запуск госпрограммы по переселению населения в города вызвали взрывную урбанизацию. В 1995-м доля городского населения Китая составляла лишь 29%. Четверть века спустя этот показатель превысил 60%. За двукратным ростом стояла миграция огромной массы людей, которой надо было где-то жить. Китайские мегаполисы стали покрываться «человейниками» в десятки этажей высотой, и основными выгодоприобретателями в данной ситуации стали как раз коммерческие застройщики. Концерн Evergrande в этом ряду быстро занял одну из главных позиций.

Кредитная игла

За счет собственных средств освоить все доступные возможности компания Evergrande не могла. Когда речь шла о программе доступного жилья, норма прибыли была слишком мала, чтобы развиваться эволюционно. Спрос же на коммерческое жилье тем более потребовал активного привлечения кредитных ресурсов, которых, к слову, было в избытке. Обороты концерна начали стремительно расти, но вместе с этим он так же активно принялся погружаться в долговую яму. Руководство компании использовало все доступные инструменты: сначала брались банковские кредиты, кратко- и долгосрочные, затем стали размещаться облигации, в том числе на международном рынке. В число инвесторов Evergrande вошли и крупнейшие международные организации, например американская Merrill Lynch и немецкий Deutsche Bank.

В 2009 году концерн провел первичное размещение акций на гонконгской бирже, став публичной компанией и получив от IPO еще $750 млн. Важнейшим источником средств была продажа специфически китайских т. н. wealth management products, незастрахованных финансовых продуктов, обещавших за повышенный риск более высокую доходность. Наконец, массово привлекались и средства дольщиков, плативших Evergrande авансы за еще непостроенное жилье. Надо сказать, что похожим образом себя вели и многие другие китайские девелоперы, но именно у компании господина Сюя долговая нагрузка достигла колоссальной суммы в $300 млрд.

Сюй Цзяинь

«Три красные линии»

Китайское правительство долгое время никак не регулировало долговую нагрузку в этом секторе, будучи заинтересованным в его постоянном разогреве. Инвесторы, в том числе индивидуальные, продолжали активно нести свои деньги девелоперам. Миллионы китайцев именно недвижимость воспринимали как лучший способ сохранить и приумножить свои сбережения. По мере роста собственного благосостояния и решения вопроса с «улучшением жилищных условий» постепенно все больше и больше граждан КНР начали покупать квартиры, которыми не собирались пользоваться. Так возник феномен китайских «городов-призраков», всех этих бесконечных многоэтажек, в окнах которых по ночам не горел свет. Девелоперы с удовольствием их строили, ну а ВВП со строительной отраслью во главе показывал завидные цифры роста.

Однако в 2020 году это раздолье правительство КНР решило прекратить. Скорее всего, такие действия были связаны с фактором преодоления последствий пандемии и общим желанием руководства страны усилить контроль над экономикой. Тем более важным представлялось снижение рисков в перекредитованном строительстве.

В августе 2020 года руководству крупнейших китайских застройщиков на специальном совещании сообщили, что в КНР вводятся новые критерии регулирования долговой нагрузки, получившие неформальное определение «три красные линии». Согласно этим критериям, для недопущения дальнейшего раздувания пузыря на рынке недвижимости коэффициент задолженности у всех застройщиков должен составлять 70% (т. е. объем обязательств должен равняться 70% стоимости активов или быть ниже), объем собственного капитала должен превышать заемный, а запасы наличности должны быть больше краткосрочного долга. Ту или иную «красную линию» (или сразу несколько) в этом смысле переступали почти все девелоперы, но именно Evergrande был среди них рекордсменом. Компания нарушала (и с запасом) сразу все три критерия.

Опасность слива

К лету следующего года три крупнейших мировых рейтинговых агентства Fitch, Standard & Poor’s и Moody’s (организации, оценивающие краткосрочные и долгосрочные кредитные рейтинги компаний) начали понижать рейтинги Evergrande. Процесс интенсифицировался после появления в интернете копии письма руководства концерна к правительству провинции Гуаньдун, в котором топ-менеджмент застройщика признавался, что средств на счетах у него недостаточно, в связи с чем график платежей по долгам может быть нарушен. Этого слива оказалось достаточно, чтобы подорвать доверие кредиторов к компании. Ее рейтинг быстро снизился до уровня, определяемого как «близкий к дефолту». Одновременно из-за нарушения всех трех «красных линий» Evergrande оказалась лишена возможности перекредитоваться у государственных организаций.

В сентябре — октябре 2021 года девелопер несколько раз нарушил график платежей (но все же успел провести их в льготный период до объявления дефолта), а в декабре неизбежное все же случилось. Компания пропустила даже льготный период по одному из займов, после чего получила от агентства Fitch черную метку «ограниченный дефолт». В результате руководство концерна было вынуждено заняться экстренным латанием дыр в бюджете, распродавая активы. При этом текущие финансовые показатели у застройщика оставались неплохими — он показывал миллиардную прибыль. Однако долг, основу которого составляли более 1,4 млн недостроенных квартир, был слишком велик.

Чем это грозит?

Всю эту историю с Evergrande опасно было бы недооценивать. Во-первых, это слишком крупный игрок в самом важном секторе китайской экономики. Его крах может повлечь за собой цепную реакцию перекрестных дефолтов не только на строительном рынке, но и в смежных областях. А во-вторых (и для китайского правительства, вероятно, это главное), гибель Evergrande чревата социальным взрывом. В самой компании работает почти 200 тыс. человек. Если взять подрядчиков и прочие возможные «косвенные жертвы», то речь может идти о 3,5—4 млн рабочих мест, что даже для Китая немало. Однако самое рискованное — это судьба дольщиков, которые могут остаться без своих сбережений, вложенных в незаконченные проекты компании. Учитывая, что для миллионов граждан КНР инвестиции в недвижимость являются чуть ли не единственным способом финансовых вложений, банкротство гиганта может повлечь совсем уже неприемлемые для партии и правительства последствия.

При этом риторика властей остается достаточно жесткой. Председатель КНР неоднократно подчеркивал, что крупный бизнес должен сам нести ответственность за свои действия. Девелоперу настойчиво советуют сократить долги, угрожая в ином случае серьезными последствиями. «Evergrande должна сама себя спасать, не напрягать государство и не рассчитывать на то, что власти ее спасут», — пишет одно из крупнейших китайских государственных изданий «Хуаньцю шибао» (Global Times).

Что будет дальше?

Существует множество оценок относительно того, как будут развиваться события дальше. Спектр мнений широк. Одни считают, что ситуация слишком напоминает 2007 год и закончится все повторением ипотечного кризиса в США, только уже в рамках КНР. Впрочем, как известно, события в Соединенных Штатах стали триггером и экономической депрессии по всей планете. Другие специалисты полагают, что все находится под контролем ЦК КПК и из Evergrande сознательно и управляемо делают показательную жертву, чтобы объяснить другим девелоперским гигантам новые правила игры. Где-то посередине есть мнение, что краха в итоге не будет и правительство, несмотря на свои текущие воинственные заявления, в конечном счете залезет в свои бездонные резервы и все-таки окажет необходимую помощь компании, предотвратив ее гибель.

Пока же Evergrande так и не снесла те 39 приговоренных домов и обещает за полгода реструктуризировать свой долг, сдав в течение 2022-го около 600 тыс. новых квартир. История продолжает развиваться.


газовая на 4 конфорки, закаленное стекло, мощность: 7600 Вт, автоматический электроподжиг, газ-контроль, решетки: чугун, независимая установка, размеры (ШхГ): 60x52.5 см

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by