Немало грандиозных недостроев в Беларуси долго стабильно стояли на своих местах со времен заката СССР или сложных 90-х. Но ничто не вечно — и это тоже. Есть люди, ностальгирующие по таким объектам, в основном это диггеры, руферы и прочие любители экстрима и эстетики заброшенных построек. Одно из таких культовых зданий — «цех смерти» в Жодино. Долго пустовавший производственный корпус сносят. Пока эпоха не ушла окончательно, показываем, что там происходит сейчас, и вспоминаем, как выглядело место в (уже далеком) 2008-м.
Глыбы бетона с торчащими металлическими штырями, огромные прессы, давно покрытые ржавчиной железные штуковины, назначение которых понять непросто, — все это легендарная заброшка на окраине Жодино. Вот снимки, снятые на объекте в 2008-м.
Вообще-то это недостроенный производственный корпус Кузнечного завода тяжелых штамповок. Само предприятие существует и сейчас, его решили строить в середине 1970-х, потому что автопрому остро нужны были крупногабаритные детали. Спустя несколько лет завод запустился, производил, например, огромные ободья колес для карьерных самосвалов БелАЗ.
В 1982-м затеяли новый корпус, в котором хотели запустить крупное литейное производство. Но объект успели построить только наполовину.
Почему все стало? Одни источники пишут, что дело в безденежных 90-х, другие — что амбициозный проект в Жодино заморозили из-за появления крупных литеек на других предприятиях.
Цеха быстро облюбовали экстремалы. Любители индастриала обменивались информацией на тематических форумах о подобных недостроях еще во времена беспарольного доступа в интернет через dial-up, нещадно занимая надолго домашние телефонные линии. Заброшку изучали диггеры и любители производственных фотографий не только из Беларуси, с крыши корпуса прыгали роуп-джамперы.
Подростков оттуда не раз гоняла милиция. Чтобы остановить паломничество к недостроенному корпусу, срезали лестницы. История умалчивает, конкретно из-за какой ситуации несостоявшийся заводской корпус прозвали «цехом смерти». Но беспечность тут вполне могла стоить жизни: все-таки прогнившие лестницы, многометровые шахты, полуразрушенная арматура.
Скелет доисторического животного, остов корабля — пытаясь описать, как сейчас выглядит «цех смерти», можно долго перебирать набившие оскомину эпитеты. Лучше посмотреть на снимках, снятых неделю назад, в декабре 2021 года. Теперь строение видно на просвет, на объекте работают люди и краны.
За 40 лет существования заброшка несколько раз меняла хозяев. Одно время принадлежала заводу «Амкодор», который тоже планировал здесь цеха. Потом здание перешло городу.
В истории недостроя были аукционы со снижением цены, год назад объект все-таки выкупили всего за одну базовую. Новый владелец — корпорация «Волма Бел», которая занимается производством строительных материалов. Инвестор российский, он уже приступил к реализации проекта.
Как сообщал газете «Жодзінскія навіны» председатель горисполкома, инвестор заинтересовался долгостроем с подачи губернатора Александра Турчина. Компания планирует производить здесь аквапанели.
Есть требование к инвестору, что новый завод должен заработать в 2026 году, ожидаемый объем инвестиций — не менее 25 млн рублей, здесь должны появиться не меньше 50 новых рабочих мест.
Похоже, история знаменитой заброшки действительно подходит к концу.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро