04 декабря 2021 в 10:00
Автор: Маша Сорока. Фото: Максим Тарналицкий

Белорусы открыли плавучее кафе и планируют строить дома на воде. Узнали, сколько они будут стоить

Участки на берегу водоемов часто стоят неприлично дорого, что толкает белорусов на поиск других вариантов. Зачем покупать землю, если можно встать прямо на воде? Надо лишь соблюсти правила швартовки и не парковаться в запрещенных местах. Похожая мысль пришла предпринимателям из Бреста далеко не первым: схема хорошо отработана за границей, были подобные попытки и у нас (о них вспомним позже). Команда уже построила и запустила плавучее кафе. Необычное заведение открылось в Бресте 6 ноября и уже скоро начнет катать гостей прямо по заливу. Следующий шаг — строительство аналогичного жилья. Сколько будут стоить плавдома, мы узнали у энтузиастов.

Выиграл аукцион и преобразил набережную

«Старая пристань»  место, хорошо знакомое всем жителям Бреста. Несколько лет назад команда предпринимателей приобрела с молотка часть набережной, обустроив там зону для отдыха и аренды. Теперь набережную не узнать:

— Все началось еще в 2016 году. Тогда на аукционе мы с товарищами приобрели 100 «квадратов» набережной Муховца. На тот момент эта площадка была заброшена: только мусор, грязь и никакого благоустройства, — вспоминает собственник бизнеса. — Своими силами обустроили пирс, убрали мусор, сделали дорожки и инфраструктуру. Следом открыли лодочную станцию, отреставрировали блочную постройку и стали катать людей на катамаранах.

Сезонный бизнес дал свои плоды, и через несколько лет команда выиграла еще две сотни «квадратов» набережной, а водный парк расширился лодками и даже небольшой яхтой.

— Все делали своими руками: дорожки, мостики, пирс. То, как набережная выглядит сейчас, и то, что мы приобрели на аукционе, — это земля и небо, — гордится работой владелец. — Уже в этом году нам согласовали пирс, что позволило пришвартовать кафе.

Судно построил с нуля

Кафе Zalif — это самоходное маломерное судно, которое Александр построил с нуля. Со слов владельца, попыток реализовать проект было несколько, но из-за пандемии литовские партнеры обанкротились, когда работы были оплачены уже на 70%. Вернуть деньги до сих пор не получилось, поэтому пришлось взяться за строительство снова. В этот раз самостоятельно:

— Пришлось все делать самим. Ну а как? Разработали проектную документацию и построили. Так мечта стала реальностью, — делится капитан.

Каркасник с мотором за $75 тысяч

По сути, проект кафе — это обычный каркасник, только вместо фундамента используется специальный настил, оснащенный крепким мотором и капитанским мостиком с управлением. Из-за особенностей конструкции и нагрузки на стены остекление не получилось сделать панорамным. Если бы зал был разбит перегородками, то окна можно было бы устанавливать практически по всему периметру.

— Площадь этого строения — 120 «квадратов», из которых 50 можно легко разбить на три жилые спальни. Однако в нашем случае перегородок нет, поэтому пришлось усилить углы конструкции. При проектировании закладывали на проект $50 тыс., но цены на стройматериалы выросли, поэтому бюджет превысил $75 тыс., — рассказывает владелец. — Замечу, что многие работы мы делали своими руками и в смете этого, конечно, нет. Считай, только металлический каркас нам изготовили на заводе, все остальное — сами. Как и с набережной.

Интерьер украшает легендарная байдарка

Название кафе связано с местом его дислокации: пришвартована точка в заливе Мухавца. Вес судна — 6,5 тонны, скорость хода — до 15 километров в час. На строительство и отделку у команды ушло порядка 8 месяцев. 6 ноября кафе открылось для посетителей.

Интерьер кофейни достаточно аскетичен: белые стены, деревянная отделка, простая мебель и зона бара. Но если оторваться от видов за окном и поднять голову наверх, то можно заметить любопытный аксессуар — на потолке красуется шестиметровая байдарка.

— Лодка настоящая, сделана из красного дерева. Интересно, что это раритет: она участвовала в Олимпийских играх 1980 года в Москве. Долгое время байдарка пылилась в гараже знакомого, но мы ее нашли, отреставрировали и решили дать ей шанс на вторую жизнь, — рассказывают представители «Старой пристани».

Второй уровень кафе пока пустует, но к весне здесь планируется обустроить кальянную. Брендировать палубу будет Coca-Cola.

— Там практически все готово для запуска. Осталось лишь постелить искусственный газон и расставить мебель. К сезону откроемся, — делится бизнесмен.

Кафе на воде, туалет на земле

Пока судно прошло только тестовый круг вдоль набережной, наделав шороху на весь Брест, но после этого стоит у причала. Когда прогулки возобновятся, неизвестно. По словам владельцев, есть и более срочные вопросы:

— Стартом в целом довольны, видно, что людям интересно. Посетители к нам уже приходят, невзирая на то, что прогулок по воде еще не предлагаем. Конечно, если бы открылись в мае (в сезон), интерес был бы сильнее. С другой стороны, у нас есть время к весне доработать все нюансы, протестировать технологии и додумать формат, — рассказывает собеседник.

Пока в кафе нет даже стационарного санузла — только капсульный биотуалет в пути, для обслуживания клиентов используется невзрачная кабинка на улице. Не сказать, что это удобно, особенно для морских путешествий, но пока так. Как говорится, придется потерпеть:

— Этот вопрос в процессе решения. Пока ждем доставку, вынуждены использовать помещение на улице. Но, повторюсь, это временно. Скоро в кафе появится и туалет.

Дефицит кадров

Есть вопрос и по организации прогулок. Вместимость зала — 24 человека, но по закону маломерное судно не может плавать в таком составе. Максимум — 12 гостей. Для большего количества нужно расширять штат капитанов, а взять их просто негде:

— По белорусским правилам на маломерном судне во время хода может находиться не более 12 человек. Можно было сделать и на 25—30 человек (судно такие нагрузки выдержит), но в этом случае должно быть несколько капитанов. А где их взять? На теплоходе в Гродно есть два капитана, два человека в Бресте, больше нет. Ехать учиться ради этого в Санкт-Петербург на пять лет, конечно, не вариант. Поэтому приходится ужиматься.

Анонс мероприятий представители кафе планируют распространять через Instagram, там же набирая нужное количество гостей. Услуга будет платной:

— Да, за прогулку на воде нужно будет доплатить. Пока не думали о конкретных ценах, но это точно будет адекватная для аренды стоимость, — анонсирует капитан.

Помимо кофейной карты и водных прогулок, в Zalif будет возможность перекусить. В основе меню заведения — фритюр и фастфуд. Крепкого алкоголя нет, только пиво.

Что по поводу жилья на воде?

По мнению собственника, при желании кафе легко трансформируется в двухуровневый дом площадью 120 квадратных метров. В планах — поставить такое жилье на поток:

— Формат жилья на воде давно пользуется спросом в Европе: такие объекты есть в Италии, Швеции, Дании. И стоят они дороже обычного жилья. Ты не платишь за землю, а стоишь в самом выгодном месте с видом на водную гладь. В Беларуси с этим, конечно, сложно. Водная инфраструктура у нас практически не развита, а потому данная ниша не заполнена. Лодочные станции и яхт-клубы, к которым можно подключить коммуникации, есть разве что на Минском море, а без подключения дом просто не будет функционировать. Даже сюда нам пришлось тянуть сети 600 метров.

При этом проект нашего судна легко трансформируется в жилой трехкомнатный дом. Общая площадь — 120 квадратных метров, из них 50 можно сделать жилыми. Каюты получаются небольшие: примерно 2,5 × 3 метра, но места хватает. Плюс дома на воде — не надо тратиться на участок, а возле того же Минского моря они продаются за $150 тысяч и дороже. Согласитесь, это приличная экономия, — рассуждает собственник кафе.

Напомним, что плавдома, как и любые суда, могут швартоваться везде, где это не запрещено. Можно кинуть якорь в диком месте и стоять там совершенно бесплатно. Если нужны удобства, то есть вариант примкнуть к платной пристани с возможностью подключиться ко всем коммуникациям, но это стоит денег и требует разрешений. Вместе с тем, по подсчетам бизнесмена, проект не будет дешевый: плавдом обойдется примерно в $120 тыс.

— Получается $1000 за квадратный метр. Но, повторюсь, для этого дома не нужен участок, только аренда пирса.

Со слов героя, главная проблема на сегодня — регистрация плавдомов. В Беларуси у них статус судов, но, чтобы объект имел документы, необходимо разработать проект, пройти испытания на подтопляемость, нагрузки и прочее. Если этого не сделать, то дом нельзя ни продать, ни зарегистрировать. На бумагах его просто не будет существовать.

— Попытки строить такие дома в Беларуси были, но они не увенчались успехом, потому что зарегистрировать объекты сложно. Пройти все инстанции непросто, и этот факт тоже закладывается в стоимость строительства. Вместе с тем зарегистрировать судно у нас получилось, и мы уже готовы строить дальше, — говорит собеседник, показывая документ на экране смартфона.

Офтоп: а что говорят бывалые?

Получится ли у команды «Старой пристани» воплотить свою мечту — покажет время. Из того, что мы видели ранее, продать плавдом в Беларуси — задачка со звездочкой. (Один из таких объектов, который выставляли, кстати, меньше чем за $75 тыс. по курсу, до сих пор пришвартован на побережье Минского моря.) Причина — осторожность белорусов:

— Продать плавдом в Беларуси действительно нелегко. Интерес есть, но очень многие предпочитают стандартные строения из-за страха перед необычным. Когда мы выставляли Aquilon в продажу, то спрос был, но не могу сказать, что это были интересные предложения, на которые хотелось согласиться, — делится опытом Петр Емельянов.

Вместе с тем мужчина видит перспективы подобного бизнеса. Как считает Петр, в нашей стране для этого есть условия:

— В Беларуси много красивых локаций — водоемов и рек, там было бы очень круто жить или обустроить объект для туризма. Почему этого все еще не случилось? Можно провести аналогию с яхтами. В Польше столько же водоемов и климат схожий, но там яхтинг развит в разы сильнее. И этому есть объяснение. Там на парусниках ходили еще сто лет назад, есть судостроительные производства, яхту можно купить на вторичке, а вход в это хобби гораздо проще и дешевле.

В Беларуси, по словам Петра, ситуация обстоит куда сложнее: в стране яхт мало, привезти из-за границы и растаможить их дорого.

— Такая же картина и с хаусботами (плавучими домами. — Прим. Onlíner). Развитая культура частного судоходства подстегивает развитие различных форматов, в том числе плавучих домов. Изначально многие плавучие дома в принципе делали из старых судов. Это активно развивалось в Европе, Нидерландах и Франции. Тот же Пьер Ришар одно время жил в плавучем доме, сделанном из переоборудованной баржи.

У нас судоходство развито слабо, а потому раскачивается эта сфера долго. Вместе с тем с каждым годом интерес к яхтингу и домам на воде растет:

— Ко мне периодически обращаются люди за советом, в желании построить себе хаусбот. И, судя по статистике звонков, интерес к этому сегменту растет. Если несколько лет назад плавучих домов было всего пару штук, то теперь их гораздо больше.

«$120 тысяч за такой проект — дорого, но, если дом будет усовершенствован, все возможно»

По мнению Петра, $120 тыс. — высокая цена для аналогичного проекта, но оценивать плавдома в Беларуси — дело сложное, поскольку рынка еще нет:

— На мой взгляд, $120 тыс. — это много. Но, отмечу, вывод лишь исходя из картинок кафе. Если ребята усовершенствуют и переработают проект под жилой формат, то это вполне возможно. Цена зависит от множества факторов, в том числе от «начинки». Вполне вероятно, что дом будет иметь другие характеристики по теплоизоляции, получится выделить больше полезной площади. Возможно, по проекту он будет полностью автономен — с собственной солнечной станцией, несколькими двигателями, дорогим генератором, системой «умный дом» и хорошей техникой. Одно это может отправить ценник к звездам. Но, если проект будет примерно такой же, то, я думаю, цена все-таки завышена. При этом ни в коем случае не хочу пресечь инициативу предпринимателей. Мне нравится это направление, и я бы очень хотел, чтобы оно развивалось. Желаю ребятам только успехов! Если получится продавать плавдома за такие деньги, буду очень рад. Но все же мне кажется, что это будет крайне трудно.

Если ваш дом также отличается от стандартов и вы готовы об этом рассказать, пишите на sm@onliner.by.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Маша Сорока. Фото: Максим Тарналицкий