Дом в прибрежной зоне водохранилища — очень недешевое удовольствие. Участки с выходом к воде в нашей стране вообще не продаются. Но если вам захочется построить дом прямо на воде — милости просим, и совершенно бесплатно. Кто живет в плавучих домах под Минском, как они устроены и сколько стоят — в материале Onliner.by.
Пару лет назад несколько человек, не сговариваясь, не имея ни технологий, ни опыта, вручную построили несколько плавучих домов под Минском. Три дома-судна до сих пор находятся в столичных акваториях, четвертый подтопило и выбросило на мель, да и хозяин куда-то запропастился.
Плавучие дома в Беларуси имеют статус суден, но, в отличие от парома или яхты, обладают должным уровнем удобств: внутри есть полноценная спальня с кроватью, кухня, на которой можно приготовить пищу, а также туалет, душ, свет и отопление. В идеале все это должно быть автономным.
Как и любые другие суда, плавдома могут швартоваться везде, где это не запрещено. Можно причалить к специально оборудованной платной пристани с возможностью подключиться ко всем коммуникациям, но это стоит денег. Поэтому герои нашего материала поступают так, как получается дешевле: причаливают к дикому берегу, бросают якорь, протягивают трап и живут на воде бесплатно.
В заморских городах с развитой системой водного транспорта хаусботы (так тоже называют плавдома) часто изготавливаются на основе отживших плавсредств, например старых барж. Но в белорусских водоемах не так много плавучего хлама, который можно приспособить под жилье. Поэтому хаусботы у нас делают с нуля. А если точнее, уже/еще не делают: несколько производителей пытались поставить их на поток, но тема не прижилась. От робких ростков новой индустрии осталось лишь несколько образцов, о которых мы постарались рассказать в этой статье.
Алексей — человек скромный, поэтому его фото в материале не будет. Все эти годы он не афишировал ни себя, ни свое творение. Мы узнали о его плавучем доме шесть дней назад, когда объект появился в нашем сервисе «Дома и квартиры». До сих пор о хаусботе знали отдельные люди и только благодаря сарафанному радио.
Алексей построил свой дом-судно в 2016 году. Вместе с другом он работал над созданием плавучего жилища три месяца. Стройка шла в деревне Лапоровичи, где друзья жили в режиме робинзонов: ночевали в палатках, ели приготовленное на костре. Как только дом был готов, Алексей стал жить в нем, с комфортом перезимовал и встретил лето.
— Я долго готовился к строительству плавдома, все узнавал, писал письма в другие страны, где люди профессионально занимаются производством плавдомов. Но они все зануды, говорили: «Это секрет фирмы, мы вам ничего не расскажем». «Ну и не надо», — подумал я и использовал в создании плавдома такие конструкции, чтобы у него был тройной запас прочности.
Даже система управления сделана наобум. Я перелопатил кучу статей и формул, но у меня банально не хватало данных для расчета. Так что я просто выбрал мотор побольше. Вроде тянет, хотя у дома большая парусность, и если его словит ветер, то мотор не вырулит. Так что если задумали поплавать, нужно учитывать погоду.
В доме два этажа. На первом находится спальня с видом на воду и камыши, небольшая кухня, совмещенная с гостиной, в которой установлен камин, к ним примыкает санузел с туалетом, сауной и душевой.
На втором этаже расположена площадка для отдыха на свежем воздухе: открытая палуба с большой беседкой и местом для принятия солнечных ванн. Размер понтона (нижней палубы) — 10×7,5 м, верхняя палуба немного меньше.
— Мы все сделали сами вместе с другом и при поддержке приятелей. Септик выкатали из стекловолокна, подключили газовое оборудование (газовщики даже браться не хотели), мебель заказали на распиле и собрали самостоятельно. Единственное, что я делегировал подрядчикам, — это производство дивана. У меня не было интереса к пошиву мягкой мебели и времени этим заниматься.
Себестоимость дома, по словам Алексея, составляет около $70 тыс. В нем есть отопление (двухконтурный газовый котел и алюминиевые радиаторы), а в стену зашито 15 сантиметров утеплителя — столько, сколько рекомендуют для жилых домов в наших широтах.
При −20 градусах снаружи внутри может быть +26, несмотря на большие теплопотери от стеклянных дверей и окон. Но есть один нюанс: в отопительный сезон газовый баллон на 25 литров стабильно приходится заправлять раз в 5—7 дней.
На борту есть система автономной канализации, которая почти не требует обслуживания. Электричество запитали от соседей и подключили на условиях дружбы и договоренности. Кроме того, в доме есть генератор и бензобак объемом 100 литров, позволяющий сохранять автономность вдали от берега. Воду качают из Минского моря через систему фильтров, только для приготовления пищи ее лучше не использовать.
— Если подключать электричество с берега, то оно такое же дешевое, как в квартирах. Генерировать дороже, но я никогда не пользовался генератором в режиме нон-стоп и не могу назвать стоимость. Газовый баллон в отопительный сезон обходится в 10 рублей в неделю. Вот и вся «коммуналка».
Спустя год после новоселья Алексей обнаружил, что слишком много времени проводит в разъездах, а его диковинный дом простаивает без дела, хотя мог бы работать и приносить доход. И решил сдавать хаусбот в свое отсутствие, для чего потребовалось переместить его туда, где «движ».
С тех пор плавучий дом стоит на диком берегу Минского моря рядом с гостиничным комплексом «Ривьера». Алексей даже не занимался интернет-маркетингом: слух о чудо-доме сам разошелся среди знакомых и друзей, клиенты подтянулись по рекомендациям. Аренда плавдома стоит порядка 100 рублей в час с компании из восьми человек. Чистая выручка в сезон — около $1000 в месяц. В холодное время года дом тоже сдавался, правда, спрос был невелик. А теперь Алексей решил продать дом-судно в связи с тем, что уезжает за границу. Желанная цена — $78 000.
Этот плавучий особняк не сдается в аренду и не выставлен на продажу. В нем живет дружная семья одного состоятельного минчанина. В тот день, когда мы отправились на поиски особняка, его хозяин вместе с семьей был в отпуске, так что попасть внутрь нам не удалось, но получилось пообщаться с человеком, который участвовал в строительстве дома-судна и занимается его эксплуатацией.
— Хозяин дома сам его и проектировал, — рассказал молодой человек по телефону. — Он не архитектор, не проектировщик, но у него работает голова и все хорошо с математикой. Сначала я был у него управляющим на водных прогулках, потом мне очень понравилась идея плавучих домов, и я помогал их строить: он ставил задачу, мы вместе с рабочими ее обсуждали и выполняли.
Дом стоит на Волковичском водохранилище, неподалеку от деревни Строчица. Найти его непросто: берег закрыт от посторонних глаз кустами и частной застройкой. Даже жители деревни точно не знают, где пришвартован плавучий особняк. Мы пробирались через болотистую местность, заросли ядовитых трав, сверялись с картой и вновь храбро бросались в тину. В итоге нашли.
Кроме особняка, к берегу пришвартована плавучая баня, да не простая, а с бассейном, который подогревается от камина. Большой дом целиком состоит из таких находок.
Площадь понтона (основания плавдома) — 19×9,5 м, жилая площадь — более 180 кв. м. Внутри 14 спальных мест, в том числе двухъярусные кровати в детской, а также гостевые комнаты, бильярд, пианино, столы. Кроме того, особняк и баня оборудованы моторами — можно плавать и швартоваться к любому берегу.
Для круглогодичного проживания подходит только первый этаж: он утеплен, внутрь проведено паровое отопление, от которого запитывается камин. Когда на улице около нуля, каминный зал прогревается до +20 градусов через 40 минут после забрасывания дров в топку, затем по очереди обогреваются жилые комнаты.
— Под конец недели даже в холодное время собственник начинает топить камин, закупает еду и ночует в плавучем доме, даже если семья осталась на суше. Второй этаж неотапливаемый, похож на банкетный зал. Здесь есть бильярдный стол, способный подстраиваться под колебания воды. А еще его можно закрыть специальными панелями и превратить в обеденный.
На третьей, открытой, палубе смонтированы солнечные панели, благодаря которым дом запитывает сам себя электричеством, обслуживая бойлеры, телевизор, Wi-Fi-роутер и другие электроприборы. Оставшееся место на третьей палубе занято шезлонгами.
Конечно, плавдом не первое и не единственное жилье семьи. Прямо здесь же на суше расположен капитальный дом, принадлежащий его владельцу. Участок на первой линии от берега, но без выхода к воде.
— Не могу назвать плавучий дом постоянным жильем, — уточнил помощник собственника. — Владелец живет в разных местах: и в коттедже на берегу, и в Минске. Но плавдом — излюбленное место его отдыха, особенно летом. Пока другие вкладывали деньги в бизнес, он строил этот дом в свое удовольствие, вложил в него душу, средства, потратил уйму времени, собственноручно рисовал эскизы и в итоге остался очень доволен.
Пару лет назад компания ООО «Современный каркасный дом» изготовила плавучий дом с сауной под заказ. Модель называлась предсказуемо — HouseBoat, ее сборка заняла 28 дней. Общая площадь плавдома составляла 40 кв. м, отапливался он при помощи дров, причем на весь отопительный сезон потребовалось около 2 тонн сухого горючего (это якобы мало и соответствует классу энергоэффективности A+). Модель собирались поставить на конвейер и брать $300—500 за квадратный метр в зависимости от комплектации.
Опытный образец представили на выставке и отдали в руки заказчику. Завели дому сайт и страницу в Facebook. Со временем собирались наполнить их информацией, всесторонне осветив процессы строительства. Но, изучив спрос, поняли, что охотников заплатить немалые деньги за такой экзотический вид жилья в Беларуси, скорее всего, не найдется.
О плавучей даче и друзьях, которые ее построили, мы писали в прошлом году. На понтоне площадью 36 кв. м установлен небольшой домик из бруса. Здесь можно ночевать, рыбачить, принимать солнечные ванны, плавать и даже готовить пищу на газовой горелке. На палубе есть отдельный отсек с биотуалетом.
В прошлом году дача была выставлена на продажу: друзья наигрались и решили построить нечто большее — например, полноценный дом на воде. За дачу планировалось выручить $5000. Предложения от покупателей якобы поступали, но друзья решили повернуть свою затею в другое русло.
— Мы поняли, что производить плавдома на продажу — это не очень интересный сценарий развития, ведь люди опасаются их покупать, — рассказал один из авторов Петр Емельянов. — Есть идея получше, но озвучивать ее я бы не хотел, потому что любой конкурент с ресурсами может обойти меня на вираже, используя мой благой порыв поделиться с вами информацией. Сейчас плавдача пришвартована к водоему неподалеку от моего дачного участка. Иногда я приезжаю туда отдохнуть и расслабиться.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by