Недавно мы рассказывали историю многодетной семьи, которую могут лишить очереди на квартиру после смерти отца семейства. Все из-за того, что у его супруги не было прописки в Минске. Onlíner пришел ответ из управления жилищной политики Мингорисполкома. Там считают, что женщина имеет право на очередь, а если ее жилищные права нарушат, стоит идти в суд.
Напомним, муж Анны Дикун внезапно умер этим летом, 3 июля. Пара начала строить квартиру с господдержкой как многодетная — в семье трое детей.
Но вдове сообщили: она больше не имеет права на место в той самой очереди в Минске, так как не была прописана в столице. Анна была зарегистрирована в Барановичах, а муж и трое детей — в Минске, в квартире родителей мужа.
Здесь женщина прописалась, но это не помогло. Чиновники из администрации Партизанского района Минска ссылались на разъяснения Министерства жилищно-коммунального хозяйства о том, что претензии законны.
Ответ на запрос Onlíner пришел от начальника управления жилищной политики Мингорисполкома Елены Лукашевич. Для начала кратко: с этой историей в городской администрации знакомы и считают, что многодетная мама права.
Теперь по порядку. В обстоятельном ответе сказано, в какой очередности членов семьи ставили на очередь.
Муж стоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минске с 2008 года.
3 марта 2012 года Анну Дикун, зарегистрированную в Барановичах, включили «для совместного пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в состав семьи супруга».
С 8 января 2020-го семью включили в отдельные списки многодетных семей.
«Законодательство позволяет (и позволяло ранее) принимать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в составе семьи граждан их супругов и несовершеннолетних детей, зарегистрированных в иных населенных пунктах», — сказано в ответе.
То, как после смерти гражданина за членами его семьи сохраняется право на очередь, регулирует статья 48 Жилищного кодекса Республики Беларусь. По этой статье такое право с даты принятия на учет сохраняется, если члены семьи умершего:
совместно с ним проживали;
состояли с ним на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
имеют основания состоять на таком учете.
«При этом в названной статье Жилищного кодекса не указывается об обязательности наличия регистрации по месту жительства членов семьи на определенную дату для подтверждения их совместного проживания с умершим гражданином», — пишет представитель Мингорисполкома.
В управлении жилищной политики считают, что проживание Анны Дикун вместе с супругом в Минске во время учета на очереди — факт. Он подтвержден документально:
актом обследования условий проживания и воспитания детей в семье, проведенном для целей выдачи удостоверения многодетной семьи;
выпиской из медицинских документов об обслуживании ее в учреждении здравоохранения Минска по фактическому месту проживания.
Таким образом, пишет Елена Лукашевич, «в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта, что имеет место в данном случае в содержании ст. 48 ЖК, решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан».
При этом начальник управления жилищной политики Мингорисполкома отсылает к требованиям директивы №2 президента Республики Беларусь «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
Это «документ прямого действия для обеспечения системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение».
В Мингорисполкоме отмечают, что условия ст. 48 Жилищного кодекса Анна Дикун соблюдала: жила вместе с супругом, вместе с ним стояла на учете из-за обеспеченности общей площадью жилья в занимаемой квартире менее 10 «квадратов» на человека.
Поэтому управление жилищной политики Мингорисполкома еще 29 сентября высказало в адрес администрации Партизанского района Минска мнение, что в этом случае нужно применить директиву №2 и рассмотреть вопрос на заседании администрации с учетом всех документов.
Но администрация района Анне Дикун в таком рассмотрении отказала со ссылкой на разъяснения Министерства жилищно-коммунального жилищного хозяйства от 16 августа о том, что у нее нет оснований для сохранения права стоять на таком учете.
На этот счет в ответе сказано так:
«Следует отметить, что согласно решению Конституционного суда Республики Беларусь от 03.10.2019 „О правовом регулировании письменных разъяснений применения нормативных правовых актов“ разъяснения уполномоченных государственных органов (организаций) не обладают нормативными свойствами, и в Законе Республики Беларусь „О нормативных правовых актах“ отсутствуют предписания о юридической силе и характере таких разъяснений, вследствие чего они не являются официальным толкованием норм законодательства.
Верховным судом Республики Беларусь отмечено, что ввиду отсутствия обязательного характера такие разъяснения также не могут влиять и на принимаемые судом решения.
При этом Конституционным судом Республики Беларусь обращено особое внимание на недопустимость ослабления конституционных гарантий прав и свобод человека по причине наличия в нормативных правовых актах пробелов и других дефектов правового регулирования».
В Мингорисполкоме добавляют, что администрация Партизанского района Минска до настоящего времени не приняла решение о снятии Анны Дикун с учета.
«В случае принятия ущемляющего жилищные права Дикун А. С. решения она вправе обратиться за их защитой в суд, которым в совокупности будут оценены все имеющие значение факты и обстоятельства», — заключила Елена Лукашевич.
Наш канал в Telram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро