«Сэкономить на обедах» и купить дом. Ищем в Вилейском районе заброшенные хаты за одну базовую

06 октября 2021 в 7:55
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

«Сэкономить на обедах» и купить дом. Ищем в Вилейском районе заброшенные хаты за одну базовую

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Малиновский

Весна этого года взбудоражила умы горожан, давно мечтавших о деревенских сотках. После того как был подписан указ №116 («Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами»), многие, отринув реальность, а вместе с ней и основное содержание документа, начали представлять, как, «сэкономив на обедах», всего за 29 рублей приобретут крепкий домик в живописной деревушке. Спустя полгода, когда «передовые» исполкомы обновили списки ветхих и пустующих хат, Onlíner решил посмотреть, что, где и в каком состоянии выставили на продажу. А еще узнать, действительно ли можно разжиться домом и землицей за символическую сумму. Осмотр возможностей начнем с курортного Вилейского района, привлекающего горожан не только стандартным загородным набором «свежий воздух и лес где-то поблизости», но и огромным водохранилищем, в котором можно купаться и ловить рыбу.

Домов много. Будем брать?

Вилейский районный исполнительный комитет — настоящий молодец, без преувеличения. По крайней мере, в плане выполнения указов. На сайте администрации размещен огромный — на 101 дом — список «заброшек», которые когда-нибудь будут проданы. По каждому дана краткая справка.

И пусть хат немало, истории у них типичны: хозяин умер, налоги не уплачены, договоры на обслуживание не заключались, постройка не застрахована. Еще и участок, как правило, не зарегистрирован.

Очевидно, проблемы есть и у наследников, если они существуют, разгребать их не с руки — в какой-то момент стало не до «родовых гнезд». Впрочем, список на сотню объектов вовсе не значит, что можно забирать любой за базовую. Прежде чем очароваться жизнью на природе, придется столкнуться с суровой реальностью.

Согласно указу, до того как продать дом за 29 рублей, исполкомы должны попытаться найти покупателя на полную стоимость (она определяется оценщиком). Если этот шаг провалился, тогда цена поэтапно снижается на 20%, 50%, 80%. И только после этого можно рассчитывать на заветную базовую. Также можно рассчитывать на рассрочку до трех лет без индексации платежей.

Впрочем, и «горячие пирожки» изначально по 29 рублей тоже должны быть: исполкомы могут сами определить территории, где «заброшки» будут сразу выставляться по такой цене. Стоит ли говорить, что если такие варианты и есть, то находятся они в дикой глуши, а от дома осталось только название.

Но мы в надежде на лучшее решили позвонить в Вилейский райисполком, чтобы узнать, есть ли у них в багаже «однобазники».

Пока еще нет, — разочаровали нас в отделе архитектуры и строительства.

А когда будет?

Когда никто не купит за полную цену, а потом со снижением на 20, 50 и так далее процентов, тогда уже будет за одну базовую. По-другому никак.

Что ж, не прокатило. Оно и понятно: Вилейский район — слишком сладкое место, чтобы отдавать дома (а на самом деле землю) просто так. Поэтому смотрим, что можно взять за другие деньги прямо сейчас.

До 11 октября (это следующий понедельник) администрация собирает заявки от всех желающих на пять объектов: четыре из них расположены в Людвиновском сельсовете, один — в Кривосельском. Если на каждый дом будет только один желающий, то ему и отдадут «прелесть» по заявленной цене. Если претендентов окажется несколько — проведут аукцион.

Деревня Кочанки Кривосельского сельсовета

Погожий осенний денек да за пределами города — настоящее очей очарованье. Оставив позади спешащий на переговоры и сделки Минск, держим путь в деревню Кочанки, что расположена совсем недалеко от водохранилища. Здесь, на улице Центральной, 18, стоит заброшенный, но с виду вполне крепкий желто-зеленый дом.

И пусть название улицы не вводит вас в заблуждение: участок находится в конце деревни, до леса — рукой подать. Место относительно уединенное, тем более что надел справа и вовсе пустует (правда, неизвестно, надолго ли).

Хозяин 40-метрового дома на одну жилую комнату умер еще в 2016 году. С тех пор в бревенчатой хате с печным отоплением никто не жил. К дому прилагается участок площадью 25 соток, но он пока не зарегистрирован.

В деревне гравийная дорога и частично брусчатка — да, еще сохранилась, — охотно и приветливо рассказывают об особенностях дома в Кривосельском сельсовете. — Живут в Кочанках в основном дачники, коренных осталось немного.

Что касается этого дома, то рядом с ним как раз есть соседи из местных (пожилая мама с дочкой). Неподалеку — дачники, которые довольно часто приезжают. А вообще, там через пару домов лес начинается, место хорошее.

И дом сам неплохой — ошалеван (оббит снаружи деревянными рейками. — Прим. Onlíner), крышу менять не надо. Но, конечно, нужен косметический ремонт, а все хозпостройки под снос, они уже легли. Колодец починить (он там есть), поросль скосить.

Электричество пока отключено, так как дом пустует, но столб стоит. Вернуть свет довольно просто: дом является абонентом в «Энергосбыте».

На этом из благ цивилизации все. Канализации нет, что вполне предсказуемо. Газ — только в баллонах, осуществляется подвоз (как и во всех последующих случаях). Ближайший магазин (сразу три) — в четырех километрах, в Кривом Селе, где также находятся сельсовет, ФАП и другие прелести более-менее крупного населенного пункта. Зато в деревню приезжает автолавка — если все правильно спланировать, голодным не останешься.

Перед домом выгон, где раньше коров пасли, потом канава, поэтому следующий дом только метров через сто, не так что окна в окна, — продолжает специалист. — Общественный транспорт прямо до Кочанок не ходит, только до Кривого Села, оттуда уже пешком примерно четыре километра.

Своей речки или озера нет, но доехать на велосипедах до пляжей Вилейского водохранилища вообще не составит труда.

Правда, документы на землю надо будет делать: там 25 соток, но участок не зарегистрирован. То есть вы сначала заключаете договор на покупку, а потом подаете документы на оформление земли. Обмер участка стоит 200 рублей, регистрация — где-то две базовые, техпаспорт на дом — еще рублей сто. В общей сложности 300—350 рублей за это надо будет заплатить. Но все делается поэтапно, так что сразу отдавать такую сумму не придется. Заказали — оплатили.

Продают дом за 2240 рублей, объявление выставляется второй раз, поэтому оценочная стоимость была снижена на 20%. Как говорят в сельсовете, люди объектом интересуются. Будет ли продан дом в ближайшее время — узнаем.

Деревня Глебенки Людвиновского сельсовета

В деревне Глебенки будто прописалась вселенская тишина. Ни один посторонний звук не тревожит покой немногочисленных местных жителей. На горизонте — лес, внизу — ручей. Красивое и уютное место, которое ждет новых хозяев. Конечно, речь не про всю деревню, а про одну брошенную хату.

Чтобы увидеть «исполкомовский лот», сворачиваем на улицу Яблоневую, ищем 11-й дом. Вот он — прячется в старом саду: невысокий, покосившийся, с «уставшей» кровлей, которой явно требуется срочная замена. Богато тут не жили. Но, может, это как раз шанс на вторую молодость для дома, который был возведен в 1955-м?

37 с половиной квадратных метров условного жилья расположены на 15 незарегистрированных сотках. Значит, тоже предстоит пройти этап с оформлением документов. Отопление печное, водопровод и канализация отсутствуют.

Все дома, которые мы выставили на продажу, судом признаны «бесхозяйными» и переданы в коммунальную собственность сельсовета. То есть они все прошли через суд, на который приглашались наследники и заинтересованные лица. Этот вопрос решен, переживать не за что.

Домики, попавшие в реестр заброшенных, пустуют минимум три года, поэтому не ожидайте там дворцов или чего-то такого. Руку приложить придется. Но если в семье есть мужчины, все поправимо.

Что касается Глебенки, то дом стоит посреди деревни, поэтому с электричеством вопрос решается легко. Но предупрежу: там срочно надо делать крышу — она накрыта рубероидом, и уже появились дыры. Нужно быстро восстанавливать, дом так стоять не может, — уточнили в сельсовете.

Цена этой хаты, очень ждущей лучших времен, 1600 рублей.

Деревня Андоловщина Людвиновского сельсовета

Это самое загадочное и уединенное место нашей поездки. Чтобы отыскать хутор на Васильковой, 21, придется пройти испытание расстоянием и колхозным полем: хата расположена «на выселках», давно необитаема (по данным исполкома, с 2011 года), а потому к ней заросла народная тропа.

Ориентиром не станут даже столбы электропередач: строение обесточено, а опоры пропадают метров за 300—400 до участка. Придется бродить наугад, выбирая, куда свернуть, или воспользоваться помощью сотрудников сельсовета (они готовы провести до пункта назначения по предварительной договоренности).

Строго говоря, этот дом на 35 «квадратов», построенный еще в 1920-м, довольно проблемный, покупателю придется с ним повозиться.

Дело не только в очевидно ветхом состоянии (хотя, судя по окнам, попытки реанимации когда-то были), но и в возможности привести все в порядок: без трактора/коня/джипа к хутору не подобраться. К тому же зимой дорогу совершенно точно будет заметать, и, в отличие от деревень, централизованно чистить ее вряд ли станут.

В общем, объект для интровертов, которые готовы к испытаниям и денежным вложениям.

— Земельный участок оформлен, там 25 соток. Провода с электричеством обрезаны, так как в доме давно никто не живет, нужно будет восстанавливать. Проезда как такового сейчас нет: доезжаешь до поля, а потом пешком. Все дело в том, что предыдущий собственник, который приобрел дом году в 2009-м, только пару раз там в итоге появился. И со временем землю запахали, чтобы она не простаивала. Если вы купите этот дом, надо будет договориться с хозяйством, чтобы дорогу не запахивали.

В саму Андоловщину приезжает автолавка. С общественным транспортом все более-менее в порядке: рядом трасса, пешком можно дойти до остановки, а автобус ходит каждый день, — с энтузиазмом рассказала представитель сельсовета, которая была готова сопровождать нас (и вас) в поездках по окрестностям.

Продают хутор, который для кого-то может стать настоящей отдушиной, за 1920 рублей. Это тоже вторая попытка, поэтому первоначальная цена снижена на 20%.

Деревня Новоселки Людвиновского сельсовета

В деревне с оптимистичным названием на продажу выставлены сразу два дома по Родниковой, 13 и 18. По-хорошему это тоже глушь, но со своими «плюшками». И речь не про «брукаванку», которая служила сто лет и еще столько же без проблем прослужит, а про речку, протекающую совсем рядом. Нет желания ехать к водохранилищу добро пожаловать на Сервечь.

Дома стоят довольно плотно, что не очень приятно. Но уж как в деревне повелось. Зато и жизнь какая-то есть: одни люди восстанавливают старые дома, другие строят каркасники на «насиженном» месте.

Ощущение от Новоселок следующее: можно провалиться в свои мысли, оторвавшись от забот, но при желании и словом-другим с соседями переброситься.

Что касается выставленных домов, то они, конечно, старенькие. Тот, что под 13-м номером, имеет площадь всего 24 «квадрата». Второй чуть больше практически стандартные для того времени 36 квадратных метров. В обоих случаях отсутствуют водопровод и канализация, а отопление печное.

— Эта деревня — окраина Вилейского района, уже граничит с Мядельским. Но самое главное — там протекает река, — уточнила представитель сельсовета. — Деревня жилая, дома хорошо продаются, плюс люди активно берут участки под строительство.

Магазина нет, но приезжает автолавка. И раз в неделю заходит рейсовый автобус. Вроде бы по пятницам. Подъездные пути хорошие: сначала асфальт, потом гравийка, по которой ехать километров пять, но она в хорошем состоянии — ее грейдируют, зимой чистят. Она не заброшена, проблем никаких. Если вы на машине, то место просто отличное.

Сами участки не оформлены, эта обязанность возлагается на покупателя. По площади они будут около 15 соток, не больше. Землю можно оформить и в частную собственность, но это обойдется дороже: надо смотреть кадастровую стоимость и уточнять курс доллара.

Теперь о ценах: 24-метровый домик выставили на продажу за 1100 рублей, снизив его рыночную стоимость на 50%. Хата на Родниковой, 18 поступила в продажу с прайсом в 1150 рублей и аналогичным дисконтом.

В сельсовете также рассказали, что по такой схеме ими уже были проданы три дома по цене от 580 (с дисконтом в 80%) до 2900 рублей за добротный вариант. Своей очереди на оценку ждут еще четыре хаты, которые со временем также будут выставлены на продажу.


А что же участки у воды? Вилейское водохранилище создавалось таким образом, что деревень, выходящих к его берегам, буквально пару штук. И лотов в них почти не отыскать. В списке на сотню адресов мы нашли только один из «прибрежной» деревни Рабунь. Его пока не выставили на продажу, но нас уже предупредили, что Рабунь аукционная зона, на одну базовую можно не рассчитывать. Сам дом выглядит так:

Не первая линия, но зато 25 соток, пусть пока и не зарегистрированных! Собственник умер еще в 1996-м, налоги за последние годы не уплачивались.


щетки стеклоочистителя, бескаркасная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 600 мм/400 мм
щетки стеклоочистителя, каркасная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 650 мм/400 мм
щетка стеклоочистителя, гибридная, крепление спереди, вид крепления: Hook (крючок), 650 мм

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by