Не так давно Onlíner рассказал историю предпринимательницы из Минска, которая захотела открыть магазин цветов на проспекте, но «споткнулась» о законодательство о рекламе. Напомним, по новым правилам, чтобы разместить вывеску на объекте историко-культурной ценности, надо собрать 2/3 подписей жителей дома. Героиня удивлялась: «Почему бизнес все еще не бьет тревогу? Ведь ситуация патовая!» Оказалось — бьет. После выхода материала в редакцию посыпались письма, а МАРТ даже опубликовал подсказки по спорной теме. Среди тех, кто не может работать, потому что вынужден ходить по подъездам, и минчанин Алексей. Он, к слову, один из немногих, у кого получилось собрать подписи, но и это не помогло. Onlíner поговорил с представителями бизнеса, которых объединила общая проблема. Люди уверены: если эту сферу не урегулировать, то бюджет потеряет деньги, а бизнес зачахнет.
Предприниматель Алексей держит мастерскую в Минске с 1998 года, 20 лет внося в казну города деньги за наружную на рекламу. В ноябре 2020-го мужчина обыденно отправился продлевать договор, где и выяснилось — нужны подписи собственников. Пока согласие не будет получено, вывеску необходимо демонтировать, иначе штраф.
— А мне без вывески вообще никак. Мастерская находится во дворе дома на улице Комсомольской, нет ни витрин, ничего. Если не будет наружной рекламы, то бизнесу конец.
Можно, конечно, рекламироваться в интернете, но зачем тогда помещение в центре города?
Что делать? Пришлось собирать, — делится бизнесмен.
Минчанин согласовал с представителями ЖКХ текст опросного листа и отправился по квартирам. С его слов, никакого типового опросника на тот момент ему не дали, но чиновники документ видели и даже редактировали.
— В доме, где находится моя мастерская, всего 28 квартир, среди которых надо было собрать 2/3 подписей собственников. Казалось бы, немного, но процесс растянулся до января, — вспоминает Алексей. — Это очень сложно! Многие сдают квартиры в субаренду, а там найти концы вообще невозможно. Кто-то в отъезде, кто-то живет в другом месте.
Ладно еще дом небольшой, а как быть тем, у кого под 200—300 квартир?
Собрав подписи, Алексей снова отправился в ЖКХ. Но там вдруг выяснилось — документ не подходит.
— Прежде чем идти по квартирам, я согласовывал текст опроса с заместителем руководителя (директор был в командировке). Но когда вернулся с подписями, руководитель бумагу не принял, сославшись на то, что не хватает данных. Якобы опрос не гарантирует того, что подписи достоверные, в листе не указаны номера свидетельств о регистрации права собственности, метражи квартир, доля в общем имуществе и прочее. Но почему это выясняется постфактум? Я впустую потратил несколько месяцев, — негодует предприниматель. — Мало того, расписаться в опросном листе — это еще ладно, но давать личные данные и номера свидетельств люди не хотят: много мошенников, в том числе квартирных, все боятся. Вот как собрать такой пакет документов?! Здесь есть пункты, которые собственникам даже не знакомы, — к примеру, «размер доли в праве собственности на общее имущество».
С момента второй попытки прошло уже полгода, а все данные Алексей так и не собрал. Предприниматель уверен — эта норма не дает городу зарабатывать. Вместо того чтобы получать деньги с наружной рекламы в бюджет, бизнесменов безрезультатно гоняют по подъездам.
— Я просил: пока вопрос подвешен, разрешите платить как раньше. Но без договора никто брать деньги не имеет права, поэтому уже полгода не плачу в казну ни копейки. И ведь нас таких много!
Пусть это не самые большие деньги, но город их теряет. Сейчас у многих заканчиваются договоры на рекламу, и проблема нарастает как снежный ком, — уверен мужчина.
В желании решить все по закону Алексей добрался уже до главы районной администрации и даже Мингорисполкома. С его слов, чиновники проблему понимают и просят оставить бизнес в покое, но по сути ничего не меняется:
— Самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что ЖКХ не собирают жильцов, хотя по 159-й статье Жилищного кодекса должны делать это ежегодно. Это бы все сильно упростило.
Я просил провести такое собрание еще зимой. С тех пор прошло полгода...
О чем тут говорить? Целый месяц потребовался, чтобы в ЖКХ мне все-таки выдали правильный опросный лист для сбора подписей. Но решить ситуацию я не могу до сих пор.
Вместе с тем, по данным Алексея, в Минске уже есть два дома, где предпринимателям удалось согласовать вывеску, но за это пришлось прилично заплатить:
— Есть в Центральном районе два дома, где вывеску удалось согласовать, но там жильцы выставили какие-то дикие требования: поменять окна, дверь в подъезде и прочее. Как это будет оформляться — вопрос. Нужен же счет расчетный, график платежей, сметы.
В идеале должны быть тарифы, по которым часть суммы за использование имущества перечислялась бы собственникам, часть — городу, но ничего этого до сих пор нет.
Я связывался с Кристиной из вашего материала, сказал, чтобы не тратила время. Она год проведет под дверями в подъезде, а в итоге подписи не примут. Хочется предостеречь и других предпринимателей, которые могут попасть в такую же ситуацию.
Еще сильнее обеспокоены столичные рестораторы. Глава ассоциации Евгений Васильев рассказал Onlíner, что проблема с согласованием вывесок коснется не только помещений в исторических зданиях, а вообще всех, поэтому масштаб куда серьезней, чем кажется на первый взгляд:
— Это проблема не только исторических зданий. Скоро она накроет всех. Еще в феврале, когда к нам уже начали обращаться бизнесмены за помощью, мы ходили к мэру, писали в МАРТ, пытались донести свою позицию о том, что это катастрофа. Но, к сожалению, ничего не получилось.
Объясню, в чем суть. Такое понятие, как согласование с собственником, было всегда, но до внесения изменений в Жилищный кодекс владельцами числились ЖРЭО, ЖКХ, ТС или другие организации. То есть ты вел общение с уполномоченным лицом, и проблемы с получением согласования не возникало. После внесения изменений здания перешли в разряд совместного домовладения. Соответственно, любое согласование, которое раньше ты получал у ЖРЭО или ЖЭСа, теперь надо получать у жильцов, собрав 2/3 подписей «за».
Мы пытались донести до властей, что это невыполнимые условия, но город парирует — люди имеют право зарабатывать на своей недвижимости, находите с ними общий язык.
Как и Алексей, Евгений уверен — необходимы четкие тарифы, потому что в данный момент бизнес загнан в угол. Собственник может просить все что угодно, а предприниматель вынужден потакать.
— Тарифов, по которым собственники могут заработать, разрешив вывеску на доме, нет.
Все на совести людей, а ведь бывают городские сумасшедшие, потребительский экстремизм и прочее.
В итоге просят заменить окна, сделать ремонт в квартире, дать денег, а узнаешь ты об этом только тогда, когда обратной дороги уже нет — аренда оплачена, ремонт сделан, надо открываться. И самое главное — собственники имеют на это право, — отмечает ресторатор.
К слову, жильцам действительно не все равно, что город зарабатывает на их недвижимости, — в редакцию уже обращались с такими вопросами. Поэтому задача бизнесмена — не просто собрать 2/3 подписей, но и договориться о цене. Со слов Евгения, страдают не только арендаторы. Даже если ты собственник помещения, тебе все равно нужно согласие других владельцев:
— Даже будучи собственником помещения, вы не имеете гарантий на использование фасада.
Так и получается, что человек законно приобретает коммерческую недвижимость, а вывеску в итоге повесить не может.
Со слов ресторатора, изменения коснулись и процесса продления договоров. Если раньше все происходило автоматически, то сегодня нет. По истечении срока вам снова нужно собирать подписи жильцов. В среднем — раз в три года.
— Теперь вы понимаете глубину проблемы? Это не просто тяжело, это невыполнимо. Вот представьте: на Рафиева есть дом — 24 подъезда от 9 до 12 этажей, 840 квартир.
И чтобы открыть пивной магазин, кофейню или цветочную лавку, вам надо собрать подписи 600 человек и потом повторять это каждые три года.
Это норма, выполнить которую нереально.
Урегулировать вопрос через МАРТ или «Минскрекламу» невозможно, так как это требования Совмина. Ассоциация уже писала законодателю о проблеме, но повлиять на процесс пока не получилось. Рестораторы планируют вернуться к этой теме.
Вместе с тем согласование наружной рекламы у собственников далеко не единственная проблема предпринимателей. Есть вопросы даже к тексту вывесок, ведь по закону все они должны быть на русском или белорусском языке.
— Я не понимаю, почему нельзя писать на латинице, учитывая, что мы боремся за развитие туризма? А что делать компаниям, у которых лого в латинском начертании? — удивляется Евгений.
Однако самую серьезную угрозу бизнес пережил весной. Тогда был реальный риск, что весь центр останется без ресторанов и магазинов:
— По постановлению Совмина 2014 года, на фасадах историко-культурных ценностей запрещено размещать любые конструкции. А фасад — это все четыре стороны здания. Долгое время по понятным причинам постановление было «мертвым». Никто им особо не пользовался, потому что это просто невозможно. В противном случае нужно закрывать все кафешки, рестораны и магазины. Они же не могут работать без вытяжек и кондиционеров.
Но этой весной начались тревожные звоночки, да такие, что у нескольких ребят из ассоциации дошло до демонтажа с госконтролем и судами. Слава богу, в итоге нас услышали, дело поставили на паузу, а документ наконец-то решили изменить. Но рестораторам это стоило большой крови.
Данный закон привел бы к одному — весь центр города остался бы без магазинов и ресторанов. Других вариантов нет.
Очевидно, что проблема есть, а возмущение только нарастает. С каждым днем все больше бизнесменов будут сталкиваться с необходимостью сбора подписей, ведь закон касается не только владельцев новых магазинов и кафе, но и тех, кто многие годы ютится в одном и том же помещении. Кому-то уже сегодня придется снять родную вывеску, запастись нервами и пойти знакомиться с жильцами.
Onlíner обратился в МАРТ за разъяснениями, и прямо сейчас специалисты министерства готовят комментарий. Как только мы его получим, он будет опубликован. Пока же продемонстрируем подсказки для предпринимателей, подготовленные в ведомстве на прошлой неделе. Возможно, кому-то они помогут снять ряд вопросов.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by