Спецпроект

Едем смотреть полесские скалы! Живописный маршрут на юг Беларуси

18 июня 2021 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
Спецпроект

Едем смотреть полесские скалы! Живописный маршрут на юг Беларуси

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

Возможно, вы даже не догадывались, но в Беларуси есть свои скалы. Правда, скрыты они под землей. Посмотреть на это чудо можно в Микашевичах, где на предприятии «Гранит» уже почти полвека ведется промышленная добыча горных пород. Это будет первая точка нашего нового маршрута в совместном с А1 проекте «Зеленый сезон», где мы путешествуем по Беларуси в поисках природных красот. А после карьера будем продвигаться в таинственную глубь Полесья, где нас ждут старинные голубые церкви, паромная переправа, прогулка на катере по Припяти и тропа на Ольманских болотах. Если вы еще не решили, куда махнуть на выходных, то вот готовый план.

Гранитный карьер в Микашевичах

В 1960-х годах в окрестностях Микашевичей геологическая экспедиция обнаружила большое месторождение строительного камня. Разработка началась в середине 1970-х. Сейчас карьер предприятия «Гранит» представляет собой самую глубокую открытую горную выработку в Центральной Европе. «Воронка» уходит вниз на 150 метров (это как 50-этажный дом) и постепенно растет в размерах. Ее длина уже около 3 км, а ширина — 2 км.

Вот они, полесские скалы. Виды — ух! С высоты смотровой площадки карьер похож на гигантский амфитеатр. Мы насчитали не менее 10 ступеней, которые здесь называют добычными уступами. Карьер настолько огромен, что БелАЗы, бегающие по выщербленным в камне этажам, кажутся спичечными коробками. Работает внизу и другая техника: буровые станки, шагающие экскаваторы, осаждающие пыль поливочные машины.

— Здесь работают в том числе 90-тонные БелАЗы — в Беларуси больше нигде таких не встретите, — говорит сопровождающий группу экскурсовод. — Каждая машина стоит 857 тысяч долларов. За 12 часов смены она проезжает 150 км, сжигая при этом до 700 литров топлива и до 150 литров масла.

По пятницам в карьере проводятся взрывы горных пород. Слишком крупные фрагменты горной породы откладываются в сторону, и их дробит специальная техника. Экскаваторы заполняют кузова БелАЗов, и машины мчатся по серпантину на приемный пункт завода, где горная масса превращается в 57 видов продукции. Щебень пойдет на строительство автомобильных и железных дорог, заполнитель для бетона — на домостроительные комбинаты.

Экскурсовод рассказывает, что в карьере не раз снимали кино. Скалистый ландшафт становился декорациями к фильмам о Чечне и Афганистане, а один американский режиссер даже снимал здесь по ночам документалку о Луне.

Судя по всему, в западной части карьера выработка давно не ведется — каменные уступы живописно покрылись растительностью. Если хорошенько присмотреться, можно увидеть и ручьи, стекающие по 12-метровым ступеням. Это пробиваются грунтовые воды. Особенно четко со смотровой площадки видны два водопада на восточном склоне. Их высота порядка 20 метров. Вероятно, самые высокие в Беларуси. И одновременно самые труднодоступные для туристов.

— На самом дне карьера постоянно работают насосы. Ученые просчитали, что если не откачивать грунтовые воды, то за 20 лет карьер превратится в самое глубокое озеро в Европе. За 6—7 лет заполнятся 6—7 ярусов, а дальше наполнение будет происходить медленнее, — рассказывает экскурсовод. — В Лунинецком райисполкоме лежит план по развитию туризма. Когда прекратится горная выработка, здесь будет дайвинг-центр, теплоход будет катать туристов, по 40-метровым отвалам будут гонять байкеры и горнолыжники. Кто-то уже ждет не дождется.

Когда все это случится? Нескоро. Работ здесь еще минимум на три десятилетия. А в перспективе дно карьера может опуститься еще на 60 метров — до такой отметки предварительно разведаны запасы строительного камня.

Важный момент для туристов. Просто так попасть на обзорную площадку (не говоря уже о прогулках по карьеру) не получится. Все-таки действующее предприятие, опасный объект — есть свои правила. Надо предварительно позвонить в музей «Гранита» и записаться на экскурсию, которые проводятся со вторника по субботу. Стоимость билета на смотровую площадку — 10 рублей для взрослых и 7 для детей. В назначенное время вас пропустят на территорию, посадят в микроавтобус и привезут к месту, откуда открываются захватывающие виды.

Ну а если смотреть вниз с огороженной площадки слишком скучно, можно отправиться в самую гущу событий. Есть в прейскуранте экскурсия «Прокатись на БелАЗе». Сначала водитель 90-тонного самосвала везет вас к 20-метровым водопадам, затем спускается на самое дно, где работают буровые станки. Экскурсия займет 1 час и 30 минут и обойдется в 280 рублей. За одну поездку водитель может взять в кабину только одного человека.

Речной порт «Гранита»

Рядом с карьером есть еще одно интересное место, куда можно ненадолго заглянуть. В конце 1970-х для отгрузки продукции «Гранита» на баржи были построены речной порт и канал, соединивший предприятие с Припятью. Длина этого канала — 6 км, а ширина — порядка 60 метров.

Хороший вид на порт открывается с противоположного берега, где мелкий речной песок, в котором приятно вязнут ноги.

«Падающая» церковь в Кожан-Городке

Голубые церквушки Полесья. Есть в них что-то родное и близкое, от чего на душе становится тепло (независимо даже от отношения к религии). Уникальные памятники белорусского зодчества. Удивительно, как эти деревянные строения, возведенные в XVIII—XIX веках, пережили все войны, ненастья и сохранились до наших дней практически в первозданном виде.

Свято-Николаевская церковь в Кожан-Городке — классический пример самобытной архитектуры Полесья. Она была построена без единого гвоздя в 1818 году, а окончательный вид приобрела в 1876-м с пристройкой трехъярусной шатровой колокольни.

Церковь состоит из пяти срубов. Средний сруб с куполом выделяется своим объемом и высотой, вокруг него симметрично группируются еще четыре небольшие башенки с куполами.

Центральная башня с куполом сильно кренится в сторону колокольни, отчего церковь в Кожан-Городке иногда называют «падающей». Говорят, наклон связан с проседанием грунта. По другой версии, заваливаться на бок башня начала после последнего ремонта, проведенного в 1956 году, когда рабочие меняли фундамент и нарушили оригинальную конструкцию опор (до ремонта здание стояло на деревянных сваях).

Наружная отделка двухсотлетней полесской церкви традиционно проста. А вот внутри — резные элементы, колонны, скульптуры. Мастера потрудились на славу. Жаль, всего этого убранства мы не увидели — церковь была закрыта. Но может, вам повезет.

Паромная переправа через Припять

По пути из Микашевичей на Ольманские болота нас ожидает интересный аттракцион для водителя — паромная переправа через Припять. До ее появления, чтобы попасть на машине из Лунинца в Столин, приходилось делать крюк через Пинск, а это плюс 75 км.

Работа паромщика напоминает игру в тетрис. Жестами он показывает водителям, каким образом запарковаться на небольшой платформе, и плотно заставляет ее автотранспортом. Одновременно на пароме могут поместиться около 20 легковых машин. Затем катер-буксир подает сигнал и начинает толкать платформу к противоположному берегу. В этот момент можно выйти из машины и насладиться видами Припяти. Правда, удовольствие длится недолго. Не прошло и пяти минут — и мы причаливаем к пристани.

Паром ходит строго по графику, выполняя за день два десятка рейсов. Зафиксируем расписание, актуальное на июнь 2021 года.

  • Отправление со стороны Лунинца: 7:15, 8:00, 9:00, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 17:30, 19:00, 20:00.
  • Отправление со стороны Столина: 7:30, 8:30, 9:30, 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:00 19:30, 20:30.

Рассчитывайте время, чтобы не потерять в ожидании на берегу часа полтора.

Прогулка на катере-понтоне

Преодолев переправу, мы попадаем в деревушку Коробье, где находится эколого-просветительский центр заказников «Средняя Припять» и «Ольманские болота». Там же можно совершить водную прогулку на небольшом катере-понтоне (предварительно забронировав экскурсию).

Еще в советские годы этот катерок служил местному ЖКХ, а сейчас катает вверх и вниз про Припяти туристов. Не стоит ожидать от поездки особых приключений. Это чисто расслабляющий отдых — под легкое тарахтение мотора мы неспешно плывем где-то в прядях «полесской Амазонки», разглядывая ее берега, поросшие буйной растительностью.

Когда уровень воды достаточно высок, катер может входить в затопленные пойменные дубравы. Но сейчас наш капитан уже не рискует — можно наскочить на пень и сесть на мель.

Часовая водная прогулка обойдется в 70 рублей. Времени в самый раз, чтобы вдоволь насмотреться на речные красоты и отправиться в дальнейшее путешествие. А для любителей длинных водных маршрутов есть целый тур по Припяти и Горыни с ночевкой в палатке на берегу.

Что еще предлагают туристам в заказнике? Заглянули в прейскурант:

  • прокат моторной лодки в сопровождении егеря (1 час) — 60 рублей в выходной день, 50 в будние;
  • трехчасовая экстрим-прогулка по Ольманским болотам с проводником — 50 рублей с человека;
  • двухдневная прогулка «на выживание» в пойме реки Припять (группа до 5 человек) — 75 рублей с человека;
  • прогулка с гидом по экотропе — 55 рублей;
  • прокат велосипеда — 10 рублей в час;
  • аренда беседки с печью-барбекю в визит-центре — 10 рублей в выходной день и 7 рублей в будние;
  • прокат мангала с шампурами — 10 рублей;
  • прокат палатки — 20 рублей.

Церковь в деревне Рубель

Ради еще одного шедевра деревянного зодчества стоит заехать в деревню Рубель, где сохранилась Михайловская церковь 1796 года постройки. Во время войны немцы сожгли всю деревню, а церковь каким-то чудом уцелела в первозданном виде.

Живут в Рубеле очень уж набожные полешуки. Говорят, что с 1980-х годов около 300 местных жителей стали священниками и служат теперь по всей Беларуси и России. А старенький храм, пропитанный запахами воска и кадила, видимо, стал слишком мал для прихожан, и напротив него в 1990-х возвели кирпичный новодел.

Экотропа на Ольманских болотах

Приближаемся к финальной точке нашего маршрута. По дороге в Ольманы будет пост пограничников — не забудьте захватить из дома паспорт.

Деревня Ольманы словно последний рубеж цивилизации. Дальше — болота, бескрайняя зеленая равнина со своими озерами, песчаными дюнами и островами. Совершенно безлюдные, дикие и труднопроходимые места, завораживающие и одновременно пугающие своей неведомой силой. На десятки километров ни одного хутора, ни одной деревушки.

В 1962 году решением Минобороны СССР в этих местах был образован Мерлинский авиационный полигон, получивший свое название от имени одной из отселенных деревень. Военные несколько десятилетий упражнялись в метании бомб, а доступ обычных людей сюда был закрыт. Это, видимо, и спасло Ольманские болота от экспериментов с мелиорацией и сельского хозяйства. Природе дали развиваться по ее собственным законам.

Если вы не любитель экстрим-путешествий в стиле Беара Гриллса, то вам вряд ли нужен многочасовой марш-бросок с проводником по болотным кочкам и дюнам. Слишком тяжело для неподготовленного организма. Да и воды на Полесье пока еще очень много — не везде можно пройти. Для первого знакомства с болотом будет достаточно прогулки по экотропе — деревянный настил протянулся на 1,3 км и приводит к красивому озеру Большое Засоминое, на берегу которого увидите лодки и кресты с рушниками. Умиротворяющий, истинно полесский пейзаж.

Рекомендуем запастись репеллентами или захватить в дорогу накомарник. Полесские комары лютуют.

Где переночевать?

Конечно, Ольманским болотам пока далеко до статуса и уровня национального курорта. Единственный вариант ночлега, который подсказывает поблизости Booking, — гостевой дом «Вилла Льва» в деревне Кошара. Это большая современная усадьба со своим пляжем и шикарным видом на реку. Цена номера на двоих — 100 рублей в сутки. Создалось впечатление, что комплекс строили скорее для иностранных туристов — охотников и бердвотчеров. Да только нет их из-за закрытых границ.

Если поискать в интернете, то в той же деревне Кошара найдется усадьба подешевле — 40 рублей на двоих. Скромно, но со всеми удобствами и кухней.

Остановиться можно и в визит-центре заказника в деревне Коробье у паромной переправы — 30 рублей с человека в выходные дни. На участке — печь, мангал, беседка и пруд с карасями. А вот от номеров повеяло то ли советской турбазой, то ли детским лагерем.

Считаем бюджет уик-энда на двоих без учета питания

  • Топливо (если ехать из Минска) — примерно 100 рублей;
  • экскурсия на обзорную площадку «Гранита» — 20 рублей;
  • водная прогулка на катере-понтоне — 70 рублей;
  • ночлег в усадьбе — от 40 рублей.

Отправляясь в путешествие по Беларуси — на экскурсию, велопрогулку или в поход, не забывайте делиться результатами фитнес-трекера на сайте благотворительной акции «100 гадзін з А1». Каждый час физической активности поможет оказать спонсорскую помощь МОО «SOS — Детские деревни» в размере 50 тысяч рублей от компании А1. В этом году акция напрямую связана с экологией, и те, кто преодолеет отметку в 100 часов, также получат именное дерево в «SOS — Детская деревня Боровляны».

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «A1», УНП 101528843.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by