16 декабря 2020 в 8:00
Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский

У всех уже антитела? Что творится в торговых центрах перед Новым годом

Беларусь продолжает серфить на гребне второй волны коронавируса. Число инфицированных растет, в поликлиниках прекращают плановые приемы, из-за непростой эпидемиологической ситуации закрываются границы, отменяются массовые мероприятия и еще много-много всего. Хваленая белорусская стабильность в последнее время тоже начала прихрамывать. Но обо всех этих ужасах забываешь, когда заходишь в очередной торговый центр. Там уже вовсю готовятся к Новому году: украшают витрины, объявляют большие скидки и надеются, что люди вот-вот начнут опустошать прилавки. Все это должно хоть как-то компенсировать потери, которые понес бизнес из-за пандемии, роста курса доллара, закрытых из-за протестов дверей по выходным и не только. Но придут ли люди? Или все-таки предпочтут остаться дома вдали от предпраздничной суеты? В субботу мы прошлись по нескольким моллам и рассказываем, что там сейчас происходит.

Dana Mall: движ возле елки и сувенирных лавок, на фуд-корте нет мест

Когда количество заболевших коронавирусом каждый день увеличивается почти на 2000 человек, не думаешь увидеть столько желающих походить по торговому центру. А их, оказывается, много: снуют туда-сюда в поисках чего-то неизведанного, успокаивая совесть натянутыми на лица масками. Наверное, девушка, которая раздает их на входе, не очень любит выходные: у нее ощутимо прибавляется работы.

Больше всего людей возле елки — смотрят, фотографируются. Она, конечно, впечатляет: все эти огромные галлюциногенные грибы, трогательные белые медведи, олени, играющие на скрипках... Пожалуй, у этой елки вообще мало конкурентов среди себе подобных. Наверное, поэтому она и купается во внимании белорусских семей. Суетятся вокруг с блаженными улыбками, которые не скроешь никакими мерами предосторожности.

Среди них — минчане Инна и Денис, пришли сюда вместе с сыном.

— Мы не сторонники посещения торговых центров по выходным, это отбирает очень много энергии. Но ребенок уезжает к бабушке, хотим показать ему елку — и сразу домой, — рассказывает Инна. — Мы еще в мае переболели, второй раз заразиться не боимся: стараемся дружить с иммунитетом, укреплять организм витаминами и хорошим настроением.

— На празднование Нового года коронавирус как-то повлияет?

— Конечно. На этот раз не будем, как обычно, собираться с друзьями, а порадуем своим присутствием родителей, они живут за городом. Как никогда ждем завершения года: есть надежда, что все високосное и сложное останется позади, — уверен Денис. — На финансах все происходящее пока не сказалось. Я занимаюсь дизайном интерьеров, с октября как раз начинается сезон, когда люди хотят что-то поменять. А у тех, кто может позволить себе услуги дизайнера, авторскую мебель, деньги как были, так и есть. Разве что урезаются бюджеты: если раньше речь шла о материалах премиум-класса, то сейчас все сместилось в сторону более дешевых. А так люди как строились, так и строятся.

На фуд-корте почти нет свободных мест. Пандемия пандемией, а обед по расписанию. Много молодых военных, гуляющих за ручку с девушками: видимо, получили увольнение и поспешили на свидания.

А вот с отпуском на песчаных пляжах и горнолыжных курортах белорусы, наоборот, медлят.

— Сейчас крайне мало людей бронируют отдых. На новый год запланировано всего 2—3 тура... Хотя из доступных направлений есть Египет, Турция, Сербия, Северная Македония, Занзибар, Мальдивы, ОАЭ, Мексика и Доминикана... — говорит сотрудница турагентства Coral Travel Виктория, скучающая в своем маленьком офисе в ожидании клиентов.

Они тем временем дышат друг другу в спины на эскалаторах, зажимают друг друга в проходах. Но в магазины заходить не торопятся: видимо, стали более избирательны и просто так тратить деньги не хотят. И даже все эти манящие новогодние огоньки, подсвечивающие скидки, не помогают.

А ведь наплыва ждут и в магазине нижнего белья Milavitsa: после августовских событий посетителей по воскресеньям стало в два раза меньше. «Метро закрыто, люди никуда не ездят и сидят дома», — объясняет Надежда, продавец-консультант. Зато по субботам все по-прежнему: за день может прийти и 800 человек. Вот и сегодня пару женщин выбирают, чем порадовать себя, а может, и не только себя.

— По моим ощущениям, пандемия повлияла и на экономическую ситуацию: у людей начинает снижаться зарплата, и это видно по объему продаж.

А вот у продавцов сувениров, открывших маленькие точки на втором этаже (когда, если не перед Новым годом?), дела идут отлично. Постоянно кто-нибудь останавливается и, прищурившись, как будто пытается понять: белорусский это handmade или все-таки китайщина.

— Мы здесь работаем всего вторую неделю, в пятницу и субботу, и недостатка в покупателях не чувствуем. Раньше у нас было постоянное место в Верхнем городе, но в последнее время мы не выставлялись: сначала «ковид», потом и события августа... Продавали исключительно через Instagram, и выручка упала на 80%. Наши авторские игрушки рассчитаны на туристов, поэтому пришлось напрячь мозги, чтобы привлечь белорусов. Тогда мы придумали новый товар — кашпо. Нас это спасло, — откровенничает Ольга, которая представляет магазинчик «Вуда Юда».

Galleria Minsk: праздничная атмосфера на троечку, некоторые магазины пустуют

По сравнению с Dana Mall посетителей тут намного меньше, да и предновогодней суеты не ощущается. На эскалаторах мелькают недовольные лица. Возможно, это потому, что украсили торговый центр удивительно скромно, на троечку: даже гигантской елки нет, одни только карлики. Так что с праздничной атмосферой тут есть проблемы.

Анна и Мария, присев на пуфики, пьют кофе. Они выбрались в торговый центр впервые за пару месяцев и очень удивились количеству людей вокруг. Как будто и нет никакой второй волны.

— Я работаю в поликлинике, в инфекционном кабинете. Поэтому и несильно часто куда-то выхожу. Даже Новый год буду праздновать одна на дежурстве, — не без грусти в голосе замечает Анна.

Возможно, сегодня девушки присмотрят пару подарков для близких, а может, закажут их в интернете — сейчас это куда безопаснее.

Некоторые магазины пустуют. Например, K beauty, где торгуют корейской косметикой. Здесь даже стройные мальчики азиатской внешности, игриво дергающие конечностями на экране телевизора, ситуацию не спасают. Продавец-консультант Анна говорит, что торговая точка до сих пор не оправилась с тех времен, когда Galleria закрывалась по воскресеньям либо на пару часов, либо на весь день.

Коронавирус по магазину тоже ударил, но еще в первую волну: когда многие страны закрыли свои границы, начались перебои с поставками. Повторится ли нечто подобное после 21 декабря, пока неясно.

А вот у крупных брендов одежды, кажется, все в порядке. По Koton бродят покупатели, присматриваются к ценникам. Правда, очередей в примерочные, как в старые добрые времена, сегодня не наблюдается. Возможно, модники залегли на дно в ожидании более крупных скидок: 50% — это ведь еще не предел.

— Одежда, как и еда, нужна всегда. Зимой люди утепляются: им нужны свитера, куртки. К Новому году ждем еще больший поток: все будут покупать платья, вечерние наряды, чтобы было, в чем отметить, — считает консультант Светлана.

Но настоящая жара сегодня в точках с подарками и новогодней атрибутикой. В хобби-гипермаркете «Леонардо» на кассах — очереди, люди жмутся к стеллажам, чтобы всем хватило места. Вертят в руках елочные игрушки, листают блокноты — в общем, активно к чему-то готовятся. И, конечно, не соблюдают дистанцию. Но кого это волнует, когда нужно набрать всего и побольше?

— Решила посмотреть, что продается, создать себе новогоднее настроение. Но пока не очень-то получается: вокруг практически нет веселых людей, у всех какие-то заботы и проблемы, — вздыхает Ольга.

А вот у Евгения, который пришел в ТЦ погулять с женой и ребенком, наоборот, и с настроением все в порядке, и проблем никаких нет: говорит, в финансовом плане в этом году стало даже лучше.

Green City: елка скучает без людей, хотя парковка забита, торговые точки не довольны выручкой

Здесь, кажется, никогда ничего не меняется: парковка забита, на первом этаже, где находится продуктовый, особенно многолюдно. Возле елки, что стоит в холле, наоборот, как-то подозрительно тоскливо: редкие взрослые фотографируют там своих детей. Чтобы хоть как-то взбодрить окружающих, в ТЦ решили атаковать всех новогодним плей-листом.

— Приехали за крючками для гирлянд — хотим сделать дома праздник, порадоваться и не читать новости. Стараемся избегать толпы, не заходить в магазины — отправили мужа, он уже переболел, — улыбается Светлана.

Возможно, в этом и главная причина того, почему повсюду столько народа: многие уже обзавелись антителами и перестали бояться, так что спокойно оккупируют лавочки и точки общепита. Магазины стороной тоже не обходят — подарки сами себя не купят.

В Zakkа покупатели перебирают милые безделушки. Кто-то уже расстается с хрустящими купюрами на кассе. Казалось бы, чем не повод для радости? Но продавцы жалуются, что этого все равно недостаточно.

— В прошлый Новый год, когда мы только открылись, выручки были очень большие — 6000—7000 в день. А сейчас и 1500 получается не всегда. Стало меньше людей, но по сравнению с первой волной все очень даже неплохо: тогда у нас в зале вместо трех сотрудников работал всего один — почти никто не приходил. Ждем, что ближе к 31 декабря ситуация улучшится, — надеется консультант Дарья.

В Opinions, продающем обувь, тоже отметили, что спрос упал на 30—40%.

— Стало меньше гуляющих и больше тех, кто приходит за покупками целенаправленно. А те, кто только присматривается, выбирают время до обеда, чтобы избежать больших скоплений людей. Раньше они это делали вечером, после работы, — объясняет Анастасия. — Пока люди еще не поняли, как сказалась пандемия на их кошельке. Хотя цены из-за курса доллара уже поднялись, и постоянные клиенты это чувствуют.

Предновогодняя суета затронула и магазины техники: здесь люди пытаются узнать совместимость своей ладони и очередного смартфона. В сети Huawei говорят, что сейчас народ как-то оживился, ненадолго позабыв все страхи на тему «а что будет дальше?», и стал оформлять гаджеты в рассрочку — в последнее время она актуальна как никогда.

На первом этаже жители Каменной Горки продолжают сливаться в единый беспокойный организм, который, окунувшись в поиски, почему-то игнорирует точку с фейерверками. Обычно в декабре у таких ларьков — жаркий сезон, но только не в этом году. С 12 августа Совет министров запретил продавать пиротехнические изделия «до особых распоряжений». Распоряжения так и не случилось. Продавцы по-прежнему ждут, что разрешат хотя бы бенгальские огни. И дают от ворот поворот людям, которые продолжают осаждать их вопросом «А когда уже?». И, конечно, очень грустят по этому поводу.

Кажется, Новый год в этот раз мы будем встречать весьма необычно: в масках и без салютов. А может, снова забьем на все правила. Ведь вторая волна коронавируса вообще мало что изменила в массовом сознании, а призывы оставаться дома от медицинских чиновников явно не были услышаны. Видно, что люди хотят отвлечься от всего, что происходит в стране, и затеряться в кафешках и магазинах.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Анастасия Данилович. Фото: Максим Малиновский
Без комментариев