Каждый год к 1 сентября в нашей стране принято торжественно открывать школу (иногда даже не одну). Как ни странно, это свойственно и всем остальным странам мира — ничего уникального в белорусской практике нет. Причем в большинстве случаев это будничный процесс, а вовсе не повод громогласно рассказать о какой-то особой заботе государства (или инвестора, если учебное заведение строится на частные деньги) о своих гражданах. Onliner собрал пятерку неплохих школ, появившихся в последние годы в совершенно разных странах мира: у братских народов, странах благополучного Запада и в тех государствах, которые пока принято относить к т. н. третьему миру.
Эта небольшая школа стала очередным объектом в масштабной программе по строительству новых учебных заведений, которая реализуется в данном российском регионе. При этом, несмотря на относительное финансовое благополучие Московской области, бюджет проекта был невелик (около $7 млн), что, впрочем, лишний раз подтверждает: недостаток денег — не повод использовать скучные типовые проекты. Более того, к работе над объектом было привлечено известное архитектурное бюро Александра Асадова, у которого получилось в достаточно скромных условиях создать неординарное здание.
Ограниченный бюджет и его постоянные «оптимизации» в ходе реализации проекта обусловили и основной подход к решению школы. В ней нет ничего лишнего, все учебные и общественные пространства продуманы максимально эффективно и эксплуатируются в полном объеме. При этом учебный комплекс оснащен полной номенклатурой помещений для комфортной учебы и рекреации в ее перерывах.
В плане здание представляет собой трилистник с расходящимися из общего центра лучами-крыльями. Между крыльев устроены открытые зоны (для школьных линеек и иных торжественных мероприятий), а также спортивное ядро. На солнечную сторону выходят учебные кабинеты, где существуют нормативные требования по инсоляции. В торцах других лепестков находятся спортивный и гимнастический залы. Кроме этого в школе имеется и современная библиотека, представляющая собой, по сути, скорее медиатеку, а центром всей внутренней жизни является просторный атриум с амфитеатром, разместившийся при входе на высоту всех трех этажей. Авторы настояли на отказе от демонстративно ярких цветов, почему-то считающихся актуальным трендом для детских учреждений. Во внешней отделке использованы алюминиевые кассеты пастельных оттенков.
Эта средняя школа в пригороде Парижа примерно в два раза больше домодедовской постройки (площадь чуть превысила 15 тыс. кв. м). Однако на самом деле она представляет собой вариацию все той же идеи — долой скучные параллелепипеды в пользу сложных несимметричных объемов. Если в Домодедово главным художественным образом стал трилистник, то в Сен-Дени объект представляет собой переплетение лент, внутри которых находятся учебные помещения.
Такая форма позволила создать просторный внутренний двор, служащий для социализации учащихся и преподавателей. Экстерьер выполнен на контрасте отделок. Со стороны улицы здание облицовано фактурными бетонными плитами, а стены, выходящие внутрь двора, наоборот, оформлены панелями из деревянных вертикальных реек. Еще одной особенностью проекта является то, что к собственно школе пристроен объем общежития для студентов и преподавателей, на первом этаже которого устроена столовая, обслуживающая и учебное заведение.
Еще один пример работы на ограниченной площадке и с ограниченным бюджетом (конечно, по китайским меркам). Школа находится в интенсивно развивающемся районе Юйлиня, где сконцентрированы предприятия, работающие в сфере высоких технологий, и жилые районы их сотрудников. Бурное по обычаям страны развитие территории вызвало острую потребность в новых учебных заведениях, и появившаяся в сердце района школа стала одним из ответов на этот вызов.
Здесь архитекторы работали уже с более простыми формами, что было обусловлено участком и требуемой вместимостью объекта. Каждая из шести параллелей (в свою очередь состоящая из шести классов) получила свой отдельный корпус, выделенный на общем белоснежном фоне школы цветовой дифференциацией. В отдельный блок вынесены актовый зал и столовая, а в центральном корпусе расположены помещения для общего пользования (например, библиотека с читальным залом и выставочный зал). На территории хватило места и для полноценной спортивной зоны, а блоки параллелей разделены уютными озелененными внутренними дворами.
Это целый учебный комплекс, состоящий из начальной школы, спортивного зала, а также детского сада. В общей сложности объект рассчитан на 650 учащихся: 18 классов школы и 12 детсадовских групп. Спортивный зал обслуживает обе части комплекса.
Учитывая возраст тех, для кого объект предназначен, здание выполнено в малоэтажном формате. Множество корпусов позволило организовать небольшие внутренние дворики, закрытые от посторонних, где удобно разместились детские площадки с полной номенклатурой игрового оборудования. Кровли многих крыльев озеленены и предназначены для активной эксплуатации. В частности, здесь устроен амфитеатр, служащий для проведения мероприятий. Данный объект вновь-таки выполнен в спокойной колористике с редкими яркими цветовыми акцентами. Часть здания при этом отделана деревом.
Этот объект — подтверждение того, что оригинальные учебные заведения могут появляться не только в зажиточных странах. Трехэтажное здание само по себе вызывает интерес у учащихся, т. к. его форма позволила превратить объем в игровую площадку. Здесь устроен и амфитеатр, и горки, и сад, и «гоночная трасса».
Эта рекреационная зона устроена с безопасной стороны двора. Уличный фасад, со стороны которого устроены классы, перфорирован множеством небольших окон, размер которых обусловлен климатом региона. Кровля эксплуатируемая, на самой верхушке посреди тропических растений устроена детская площадка. Этажи сделаны каскадом, что позволяет детям в игровой форме и безопасно спуститься с самого верхнего этажа на уровень улицы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by