«Не раз думали: “А может, ну его к черту”». Как дела у пары, которая вместо «двушки» купила старый дом в Минске

27 июня 2020 в 10:07
Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

«Не раз думали: “А может, ну его к черту”». Как дела у пары, которая вместо «двушки» купила старый дом в Минске

Автор: Николай Градюшко. Фото: Александр Ружечка

С самого начала эта история была похожа если не на авантюру в чистом виде, то как минимум на неоднозначное вложение средств. Вместо «двушки» в какой-нибудь «Новой Боровой» молодая пара покупает старый деревенский дом в черте Минска. И, не боясь возможного сноса, вынашивает идею его реконструкции. Полтора года назад, когда мы познакомились со Стасом и Юлей Навацкими, стройка была лишь в планах, теперь же она становится частью их жизни. Узнали, сколько денег вложено в проект на начальном этапе и какие сложности уже возникли.

Кратко напомним, кто, зачем и почему. Юля работает в IT, Стас — ведущий мероприятий. Раньше пара жила в обычной «однушке» в панельном доме. В какой-то момент задумались о расширении жилплощади и захотели свой дом в пригороде. Изучили результаты земельных аукционов — взгрустнули. Потом посмотрели объявления — а ведь есть недорогие дома с участками в самом Минске. И если продать свою «однушку» и немного добавить… Заплатив $70 000, ребята стали обладателями старого, но отнюдь не ветхого деревянного дома на улице Кулешова (это частный сектор недалеко от МАЗа). Участок крохотный — 5 соток (дачный формат), дом 1950-х годов постройки. Зато своя земля, все центральные коммуникации и станция метро «Партизанская» в полутора километрах. Что особенно важно, по действующему генплану район не подлежит сносу. Значит, разрешение на реконструкцию исполком выдаст без проблем.

Так дом выглядел в ноябре 2018 года
А так выглядит сейчас

«Работы нет, нужно заниматься домом»

Осенью 2018 года, когда мы впервые встретились с Юлей и Стасом, они не планировали тянуть с перестройкой. Справить новоселье в обновленном доме рассчитывали ближе к концу 2019-го. К этому времени вместо чердака, где хранился всякий хлам, должна была появиться мансарда с двумя комнатами. Однако с началом работ пришлось повременить.

— Изначально мы недооценили стоимость такой реконструкции. Кажется, ориентировались на $30 000. Разные бригады строителей озвучили другую цифру — приблизительно $70 000 с учетом ремонта и внутренней отделки. Так что решили сначала подкопить денег, а уж потом ввязываться, — объясняет Стас.

— Раньше я думал, что в один день мы просто съедем отсюда, передав дела нашим строителям, и спустя какое-то время вернемся в обновленный красивый дом. Но весной случился коронавирус — все мероприятия, на которых я мог бы работать ведущим, отменили. Летом рынок корпоративов и свадеб вообще вымер. И стало понятно: раз работы пока нет, значит, нужно заниматься домом. На чем-то сэкономишь, чему-то научишься — лишним такой опыт не будет. Само собой, основные работы, как и планировалось прежде, будут выполнять профессионалы, но теперь у меня есть возможность и желание вникать во все процессы.

В том, что за строителями нужен глаз да глаз, Стас убедился еще на стадии возведения сарая.

— Знакомые посоветовали строителей — вроде нормальные ребята. Сложили стены, накрыли крышей, и тут изнутри все начало преть. Оказалось, нет специальных вентотверстий. Звоню — приезжайте, исправляйте. «Да, конечно. Да, скоро будем». Так и не приехали, пришлось нанимать других людей, — вспоминает Стас. — После этого случая я понял, что по ходу стройки надо самому во всем разбираться, чтобы хотя бы понимать логику и физику разных процессов. Занялся самообразованием на YouTube. Помогает советами и сосед — он тоже реконструировал свой дом.

Согласования: все сложно

Прежде чем приступить к реконструкции дома, понадобилось собрать кучу бумаг и обойти множество кабинетов, где заседают те, кто уполномочен согласовывать, разрешать и запрещать. Повторить этот опыт во второй раз Юлия и Стас вряд ли решились бы.

— Ох, это целая эпопея. Нам было сложно. Наверное, потому, что мы совсем не из этой сферы, не разбираемся ни в архитектуре, ни в стройке, ни в нюансах законодательства, — говорит Юля. — Согласование переноса газовой трубы вылилось для нас в четыре месяца бумажной возни. Прихожу в Мингаз, объясняю — вот тут у нас будет терраса, нужно как-то перенести трубу. А в ответ — и как вы собираетесь это делать? Как будто не они мне, а я им должна объяснить, куда пойти, какие документы оформить и как что сделать.

Проект реконструкции дома разрабатывал архитектор, которого нам подсказали в исполкоме. К нему никаких претензий. А вот когда занимались согласованием, пришлось ездить в администрацию района раз 15. И здесь тоже все устроено как-то не для людей. У районного архитектора часы приема два раза в неделю по три часа (а сейчас и вовсе раз в месяц из-за коронавируса).

Десятки телефонных звонков, порой совершенно бесполезных. Выбиваешь какую-то справку, а потом оказывается, она выдается только после сдачи дома в эксплуатацию… Как организатор я вижу, что можно было бы упростить процесс — для начала сделать хотя бы какой-то чек-лист, пошаговую инструкцию на человеческом языке, где четко прописано, к кому обращаться, за какими документами и в какой последовательности. Это очень облегчило бы нам жизнь.

Разработка проекта реконструкции дома и его утверждение, а также согласования переноса инженерных сетей — все это заняло около 9 месяцев. Хотя, как признаются Юля и Стас, при желании можно было управиться в два раза быстрее.

Сносить все или оставить сруб?

На время реконструкции пара переехала к родителям — все же выгоднее, чем снимать квартиру, а сэкономленные деньги лишними не будут. Сейчас крыша снята, от дома остался только сруб и фундамент. Старая часть сруба еще из 1950-х годов, причем, судя по номерам на бревнах, в середине прошлого века дом перевозили из какой-то снесенной деревни и собирали здесь заново. А та часть, где была кухня, пристраивалась в 1976 году — она отличается по цвету и форме бревен.

— Все, кто ни приезжал сюда, говорили в один голос: сноси все и строй из газосиликата. Мы решили оставить сруб. Он вполне еще годный, только в двух местах гниль, которая будет вырезаться. Мы с Юлей не сторонники родовых поместий. На наш век этих бревен хватит, — рассуждает Стас. — И потом, если бы была стопроцентная гарантия, что нас не снесут через 10 лет, — еще можно было бы подумать о новой стройке.

В ходе реконструкции общая площадь дома увеличится с 62 до 137 квадратных метров — главным образом за счет мансарды с двумя полноценными комнатами. Снаружи стены утеплят и закроют фасадом (каким — еще не решили). Со стороны двора появится терраса, а в торце дома — новая входная группа. Под эти пристройки уже залито бетонное основание.

Выглядеть дом будет примерно так.

Нашли «строительного психолога»

Опыт возведения сарая подсказывает, что выбор бригады мастеров — один из важнейших моментов всей стройки.

— Приходили разные бригады. Все говорили: «Зачем вам эти бревна, сносите, да и все». Было бы странно иметь дело с теми, кто не поддерживает твою идею, считает ее дурацкой, — говорит Юля. — Потом мы вспомнили, что у нас есть знакомый, который занимается отделкой и в прошлом построил себе дом своими руками. Мы попросили его помочь нам и, к нашей радости, он согласился стать нашим консультантом и кем-то вроде «строительного психолога». Он же нашел нам несколько бригад, подсказал, где взять подешевле материалы. Он не заинтересован в финансовом плане. Просто говорит: я бы делал на вашем месте так — и мы ему доверяем.

$30 000 — стройка, $40 000 — ремонт

Что выходит по деньгам? Ниже — статьи основных затрат на данный момент:

  • архитектурный проект дома — $300;
  • проект переноса газовой трубы и работы — $800;
  • проект по электрике и работы — $1000;
  • демонтаж дома до состояния сруб, вывоз мусора, начальный этап работ — $1500;
  • забор — $3000;
  • ворота с электроприводом — $1000;
  • сарай из газосиликата со стеклянной дверью — около $2000.

— Пока выходит что-то около $10 000—$12 000, — прикидывает в уме Стас. — Забор, конечно, оказался дороговат. Посмотрим, как пойдет дальше. Разные строители называли нам сумму в $30 000—$70 000 на саму стройку и $40 000 — на ремонт. Хотелось бы, конечно, не выйти за эти рамки.

С учетом стоимости дома бюджет проекта получается около $140 000. А стоило ли оно того?

— Да, бывало, накатывали раздумья: а может, ну его к черту, а не лучше ли продать и купить квартиру. Даже присматривали что-то в «Новой Боровой». А потом смотришь объявления по Минску — а нормальных вариантов, равноценных нашему будущему дому по комфорту и за такие же деньги, в общем-то, и нет. Чтобы квартира была в доме невысокой этажности, в хорошем районе, с потолками выше 2,7 метра и общей площадью 130 метров — не найдешь такого. А у нас еще и участок свой, и никаких соседей за стеной, и 10 минут до центра. Сейчас есть чувство, что все делаем правильно и все получится, — говорит напоследок Юля.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by