Продать квартиру в Минске и оказаться в старом деревянном доме — мы думали, такое возможно только в историях, где замешаны коварные «черные риелторы». Но вот перед нами молодая пара, которая осознанно пошла на нетипичную сделку. Юля и Стас Навацкие счастливы, полны оптимизма (пока что) и спешат поделиться с читателями Onliner своими грандиозными планами. Ведь переезд в старый дом для них — только начало большого эксперимента.
Юля работает на радио, Стас — ведущий мероприятий. Пара уже успела отметиться в информационном поле Беларуси, в том числе на Onliner. Помните полную загадок и эмоций видеоисторию о том, как парень подарил жене машину на крыше паркинга? Это наши герои.
Итак, мы у них в гостях в частном секторе на улице Кулешова. Обычный одноэтажный деревянный дом с советскими люстрами и лакированными коричневыми полами, где в полупустых комнатах витает едва уловимый запах старого деревенского жилища. Как ребята вообще здесь оказались? Это долгая история.
— У нас была своя квартира в панельной многоэтажке неподалеку — уютная «однушка» с приятным светлым интерьером, насыщенным желтыми и зелеными акцентами. Там мы провели вместе почти три прекрасных года. Там впервые ощутили себя хозяевами, дизайнерами, мастерами по поклейке обоев — семьей, одним словом, — говорит Юля. — Но в какой-то момент начала точить мысль о расширении жилплощади и строительстве загородного дома.
— Присмотрели даже место недалеко от Кургана Славы, — подхватывает разговор Стас. — На аукционе продавался бывший приемный пункт с небольшим участком в деревне Орешники. Здание под снос. Рядом трасса, есть газ, электричество, асфальтированный подъезд. Каких-то $7 тыс. И надо же, заявление подал еще один человек, начал поднимать цену и забрал участок тысяч за 10. Мы тогда подумали: да ерунда, за такие деньги найдем даже лучше. Углубились в тему, начали изучать результаты аукционов — и тут взгрустнули. Поняли, что и за $15 тыс. нормальных участков нет. Все, что дешевле, — далеко, нет коммуникаций, бездорожье либо все вместе взятое.
— Решили, что не судьба. Стали заниматься самовнушением: мол, и так живем неплохо. И зачем нам сдался этот дом с миллионом хозяйственных хлопот, когда в квартире тепло и комфортно? — продолжает Юля. — Затем была попытка купить квартиру в «Новой Боровой». В отделе продаж нас, конечно, хорошо обработали, но не сложилось: слишком дорогим выходил кредит, привязанный к ставке рефинансирования. И вот мы снова никуда не переезжаем…
Несмотря на череду неудач, мысли о квартирном вопросе не оставляли. Вскоре супругов захватила новая идея: а не поискать ли недорогой участок с домом в Минске? Безнадежная затея? Только на первый взгляд.
— Мы жили недалеко от частного сектора в районе автозавода и часто прогуливались там. Приятно было видеть, как по вечерам люди культурно отдыхают на участках. Застройка здесь старая, но многие дома реконструируются, а некоторые так и вовсе выглядят как где-нибудь в Европе, — говорит девушка. — Решила узнать, продает ли здесь кто-нибудь старый домик.
Посмотрела объявления. Один из домов предлагался за $70 тыс. Показала Стасу. Думала, скажет «Абы что». Он в ответ: «А что, прикольно». Желто-зеленая расцветка фасада напомнила об интерьере квартиры, где мы тогда жили. Почувствовали: наше.
— Зашли первый раз, осмотрелись: дом как дом, — вспоминает Стас. — Вполне еще приличный, кстати, несмотря на возраст, даже с ванной и туалетом. Больше интересовали участок, коммуникации, расположение. А с этим все было прекрасно: газовый котел, электричество, чистая вода, канализация, в полутора километрах станция метро. И что немаловажно, по генплану снос этого района не предусматривается. По крайней мере до 2030 года.
Решение было принято быстро. Продав свою «однушку», Навацкие стали обладателями деревянного дома площадью 62 квадратных метра и участка площадью 5 соток с сараем и гаражом.
По документам дом 1957 года, но есть основания полагать, что бревенчатый сруб был построен в другом месте еще раньше, а потом был разобран, перевезен в Минск и снова собран. Об этом говорят пронумерованные фрагменты бревен.
— До нас здесь жила бабушка. Держала огород, хозяйство. Но она стала слишком стара для этих забот. Сын забрал ее к себе в квартиру, а дом выставил на продажу, — поясняет Станислав, проводя для нас небольшую экскурсию по почти пустым комнатам, где многие вещи после переезда пока так и остаются в коробках.
Даже без мебели старый дом сохранил атмосферу жилища середины прошлого века. Возраст выдают массивные филенчатые двери, характерные для 1950—1960-х годов, круглые однокнопочные выключатели, высокие пороги и низкие дверные проемы.
— Да, с непривычки можно шишек набить. Отец как-то заходил в гости и не выдержал: «Где моя бензопила!» — смеется Стас.
Конечно, эти странности не случайны. Такая, на первый взгляд, неудобная конструкция дверных проемов помогала сохранять в помещении тепло. Высокий порог делался для того, чтобы в открытую дверь поменьше тянуло холодом, а низкая притолока задерживала отток теплого воздуха. По другой версии (менее распространенной), низкие входные двери нужны были для того, чтобы каждый входящий проявлял уважение к хозяевам, отвешивая вынужденный поклон.
Историю дома подчеркивает и удивительная находка, обнаруженная ребятами на чердаке во время наведения порядка. Среди ненужных вещей и пыли завалялся футляр с очками и выгравированной дарственной надписью, датированной 1936 годом.
— Поначалу все было непривычно. Ведь ни я, ни Стас никогда не жили в частном доме. Проводка оказалась совсем слабенькой, при включении чайника и кофеварки то и дело выбивало пробки. Некоторое время в доме держался характерный запах, — Юлия вспоминает о первых днях после переезда. — Стас разобрался с электрикой, на скорую руку увеличил количество розеток, в несколько заходов отмыли дом, навели порядок во дворе. Конечно, переживали, что можем разочароваться, недооценить трудности. Но прошло уже почти два месяца, и на уровне эмоций дом вызывает у нас только позитивные чувства. Это отмечают и большинство гостей. Находиться здесь тепло и приятно. И есть классные вещи, к которым привыкаешь сразу: теперь у нас свой участок!
Некоторые знакомые до сих под подтрунивают: мол, купили какую-то хибару, сейчас к земле потянемся и так далее. А родственники и друзья, которые живут за городом, искренне говорят: «Как же это круто!» Свой дом — и не где-нибудь, а в Минске.
Впереди — большая реконструкция. Семья планирует сделать пристройку, увеличив общую площадь дома примерно до 100 квадратных метров. Появятся две дополнительные комнаты, терраса, навес между гаражом и домом. Старый сарай, имеющий совсем уж непрезентабельный вид, будет снесен, вместе него появится новый.
— Деревянный сруб сохраним, но, конечно, утеплим стены. Расширим оконные проемы, поднимем высоту потолка, — делится планами Станислав. — Образ пока четко не сформирован, но это точно будет дом в современном стиле.
— На старой квартире мы вместе переклеивали обои — чуть не развелись. Так что ремонт, скорее всего, доверим профессионалам, — улыбается Юля. — С чего начинать и как действовать дальше, уже понимаем. В районном отделе архитектуры нам за 20 минут расписали алгоритм. Сначала делаем эскиз, получаем разрешение на проектирование, утверждаем проект — и начинаем стройку. Само собой, на практике могут возникнуть какие-то сложности (дело-то для нас новое). Мы готовы ко всему и полны желания их преодолеть.
По расчетам ребят, реконструкция дома с заменой коммуникаций потянет примерно на $30 тыс.
— Беда минского частного сектора в том, что люди боятся вкладывать деньги в реконструкцию — даже там, где не предусмотрен снос. Ведь сегодня твой дом сохраняют, а завтра собирай вещи. Не хотелось бы стать героями очередной похожей истории, — рассуждает Юля. — Но мы хотим рискнуть.
Завершить реконструкцию Юля и Стас планируют где-то к ноябрю следующего года. Время от времени мы будем интересоваться, как у них идут дела, возникают ли трудности и как они преодолеваются. А через год, надеемся, заглянем на новоселье и расскажем читателям, чем завершился эксперимент.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by