18 780
28 мая 2020 в 15:07
Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

Перекрытия рухнули полгода назад, а сейчас что? Проверяем на прочность этажи в «Гранд Хаусе»

Автор: Оксана Красовская. Фото: Максим Тарналицкий

В белорусском строительном мире нечасто случаются громкие события — к попыткам уплотнения все уже привыкли, «кричащие» акции по продаже квартир на деле оказываются не такими уж и щедрыми, о заморозке проектов (тьфу-тьфу) давно не слышно. Одно из последних значимых происшествий, заставивших дольщиков изрядно попереживать, а всех остальных поупражняться в злословии и предположениях, — обрушение перекрытий в строящейся секции ЖК «Гранд Хаус».

Все случилось 30 ноября 2019 года. Около семи вечера жители уже сданных секций услышали сильный грохот. Выглянув в окна, обнаружили, что на стройке происходит что-то незапланированное. Так пострадавшая секция выглядела сразу после происшествия.

Такой ее увидел квадрокоптер спустя несколько дней. Что и говорить, масштабы впечатляют.

И хотя для Минска это не первое обрушение (в феврале 2017-го «плановым демонтажем плиты перекрытия» отметилась компания Dana Holdings), но пересудов это вызвало много. А еще беспокойств: что там с качеством дома, если происходит такое. Вопрос не праздный, особенно на фоне истории дома на улице Широкой.

Со временем об этом случае позабыла основная часть минчан, но точно не дольщики тех самых (да и соседних) секций. Жить и бояться — такое себе удовольствие. Чтобы успокоить будущих и нынешних жильцов, а также снять все оставшиеся в воздухе вопросы, застройщик решил показать, что сейчас происходит на стройке и в каком состоянии находятся монолитные конструкции. Оружие убеждения — не слова о том, что все хорошо, а специалисты независимой лаборатории, которые на наших глазах проводят испытания прочности бетона в рандомных квартирах. Отправляемся в ту самую секцию, где полгода назад было неспокойно.

— Применяться будет метод ударного импульса, — объясняет специалист строительной лаборатории «РенессансСтандартСтрой». — Его особенность в том, что нам не надо ничего разрушать, чтобы оценить прочность конструкций. Погрешность прибора 8%.

Суть исследования заключается в следующем: в руках у специалиста находится «пистолет», в который заряжен стальной шарик. «Дуло» приставляется к монолитной поверхности (будь это перекрытие или колонна), а затем следует выстрел. Точнее, 15 выстрелов-ударов подряд на небольшом участке, данные которых фиксирует вторая, электронная, часть прибора. В итоге выводится среднее арифметическое — это и есть наш показатель.

— Нормированные значения прописаны в ГОСТе. Для каждого класса бетона они свои. В данном случае по проекту использовался бетон класса С20/25, значит, итоговое значение должно быть не менее 32 МПа. Плита перекрытия проверяется в трех местах на каждую захватку (захватка — это, грубо говоря, один день заливки).

Итак, пятый этаж. Проверяем бетонную колонну и плиту перекрытия. Непродолжительные манипуляции и результат — 52,6 МПа в первом случае и 52,5 МПа во втором. Выше, чем положено, почти в два раза.

— Надо понимать, что бетон еще будет набирать прочность, поэтому с уверенностью можно сказать, что через какое-то время эти цифры станут выше, — объясняет представитель застройщика.

Идем к тому самому 18-му этажу и по пути останавливаемся на 11-м. Заходим в «евродвушку». Снова внимание стенам и будущим потолкам. Результат — 45,6 Мпа.

Наконец мы наверху — на 18-м уровне, который когда-то наделал шума.

— Вот прямо сюда и упала залитая плита перекрытия, — показывает на будущий пол (пока без стяжки) представитель застройщика Елена Сулай. — Причиной обрушения стало локальное нарушение требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ. Мы искренне сожалеем, что доставили беспокойство нынешним и будущим жителям комплекса, нами были приняты все меры для устранения последствий инцидента и исключения подобных ситуаций.

По результатам обследования, проведенного независимой лабораторией сразу после инцидента, были выработаны проектные решения: монолитные колонны и межэтажное перекрытие были демонтированы и возведены заново. Уточню, что повторно никакие материалы не использовались. Разрешение на производство работ было выдано Госстройнадзором в январе. Чтобы исключить вероятность невыявленных проблем, мы провели испытания монолитных конструкций абсолютно всех строящихся секций — приезжали специалисты из БНТУ, а также от независимой лаборатории. Мы имеем полную картину прочности каждого этажа, и все эти цифры доступны дольщикам.

Также были проверены и пересмотрены процессы производства строительно-монтажных работ — усилен операционный контроль качества, входной контроль материалов со стороны представителей подрядной организации, приемочный контроль со стороны технического и авторского надзора. В новых секциях продолжаем работать над повышением качества отделочных работ, в том числе поверхностей стен и пола.

Результат 18-го, относительно недавно залитого этажа, — 39,5 МПа.

От квартир недостроенных — к почти ремонтирующимся. Максим и Оля купили в «Гранд Хаусе» 60-метровую «двушку». В долевое влились за несколько месяцев до того, как все случилось. И пусть обрушение произошло не в их пусковом комплексе, пара сильно переживала.

— Конечно, это нельзя было просто проигнорировать. Мы сразу позвонили в отдел продаж, начали спрашивать, что и как. А потом немного успокоились и подумали: подобные инциденты всегда привлекают внимание контролирующих органов, поэтому после ЧП здесь будет столько проверок, обследований, что в итоге дом, наверное, окажется самым качественным в Минске.

Плюс мы узнали, что, когда застройщик сдавал городу соседнюю секцию, были официально отобраны пробы бетона. И там по результатам испытаний все было в норме. После этого нас отпустило, переживания ушли. Ну и сам факт, что процесс возведения полностью не заморозили после обрушения, а продолжили вести работы, доказывал, что с остальными секциями-этажами все в порядке. А так — это стройка, всякое случается, — рассуждают минчане.

В квартиру молодой пары мы попали во время повторной приемки. Специалисты «Эво Лэнд» пришли проверить, были ли исправлены недочеты, указанные в прошлый раз.

— Во время первой приемки были вопросы по штукатурке — держалась она хорошо, но в нескольких местах нашлись «ямки». Их исправляли прямо при нас — пришли рабочие, начали «подтягивать» указанные участки. То же самое было и со стеклами — те, где обнаружились царапины-пузырьки, меняли на глазах. К концу приемки осталось только несколько больших стекол, которые не смогли заменить на ходу. Их мы и занесли в акт. А так больше вопросов не было.

Каковы же «бетонные показатели» в квартире минчан? Ведь их секция (идущая вдоль проспекта Дзержинского) уже успела как следует «настояться». После «прострела» прибор выдает самые внушительные цифры — 77,2 Мпа.

— Если у сотрудников лаборатории возникают какие-то вопросы, они возвращаются на объект через неделю, когда бетон наберет дополнительную прочность, и делают новые замеры. Также может использоваться другой метод — отрыв со скалыванием, когда в стену забивается анкер, а потом вырывается специальным устройством. Этот метод еще более точный — погрешность всего 1%. Весь процесс строительства под контролем, и будущим жильцам не за что переживать, — заверяет застройщик.

Квартиры на проспекте Дзержинского

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!