05 апреля 2020 в 8:00
Автор: Евгения Штейн. Фото: Максим Малиновский

Минские торговые центры почти пусты, не считая очередей в аптеку, обменник и за продуктами

Автор: Евгения Штейн. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Магазины, которые делали деньги на моде и импульсивных покупках, продавали впечатления и эмоции, сейчас с трудом борются за выживание. Ведь самое яркое впечатление последних месяцев — пандемия, а единственная эмоция, которая управляет покупателем, — страх перед ближайшим будущим. Минчане сидят по домам, стараются тратить деньги в онлайне и только по необходимости. Согласно исследованию Google, посещаемость торговых центров в Беларуси сократилась на 14%. Звучит терпимо, если не смотреть на это вживую: большинство посетителей занимают очередь в обменник, аптеку и за продуктами. В остальном торговые центры больше напоминают призраки. Onliner прошелся по нескольким точкам, поговорил с посетителями и расспросил продавцов, как они собираются выживать в этой ситуации.

Galileo

Небольшой торговый центр Galileo, расположенный возле ж/д вокзала, в обычные дни кишит посетителями, как муравейник, но сейчас в нем почти нет людей. В магазине Terranova, где продают недорогую моду и в любое время дня можно застать длинную очередь в примерочные, пусто: редкий покупатель в медицинской маске ходит между рядами с одеждой.

— По моим ощущениям трафик упал где-то на 60—70%, — говорит администратор Екатерина. — И это продолжается уже третью неделю. По-моему, мы даже на окупаемость не выходим. Просто ждем, когда объявят карантин и мы перестанем работать себе в убыток. Сокращений у нас, к счастью, не было: по стечению обстоятельств, еще до марта менялся штат, и мы не успели набрать новых людей. Сейчас, конечно, уже не набираем, потому что работы нет: мы открываемся, стоим и закрываемся.

Пара столиков занята на фуд-корте. Обращаем внимание на двух девушек, одна из которых — в медицинской маске. Девушек зовут Даша и Полина, и в торговом центре они вынужденно — на работе.

— Работаем на втором этаже на островках. Самое рисковое место здесь, потому что люди проходят мимо и все бактерии летят на нас. Торговля идет очень плохо. Посетителей почти нет. Обычно людей раза в три больше. Да что говорить, мы и сами, кроме работы, стараемся никуда не ходить. И людей просим: «Сидите дома». Просто ждем команды сверху — когда введут карантин, и все это закроется.

— Поток клиентов упал, наверное, в восемь раз, — рассказывает Ольга, администратор магазина Sister’s. — Руководство думает сократить торговые часы, но пока работаем в штатном режиме. Вводим акции, снижаем цены на весь товар, по некоторым наименованиям даже ниже закупочных цен, боремся за каждого покупателя.

В витрине магазина Mark Formelle — манекен в многоразовой маске. Сегодняшнюю поставку таких масок разобрали всего за полдня. Стоимость маски с принтом — 5,99 рубля, без принта — 3,49. Нам показывают последние два экземпляра, на одном из которых цитата Достоевского — «Молчать хорошо, безопасно и красиво», увенчанная зелененьким коронавирусом.

— Раньше маски были в двух цветах: черные и белые. Сейчас остались только «элечки» белого цвета, остальное раскупили. Маски — самый ходовой товар. Они входят в последнюю литературную коллекцию, посвященную Дню писателя. Коллекция вышла 3 марта, и ее очень быстро разбирают, хотя поток клиентов сейчас сократился. Мы специально замеряли активность в субботу вечером — чек был раз в полчаса.

«Дети гуляют, делают селфи... Это же безумие!»

В холле кинотеатра Silver Screen посетителей нет совсем, если не считать двух школьников, которые закидывают баскетбольные мячи в кольцо игрового автомата. Парней зовут Артем и Захар, и сегодня они впервые выбрались в город за время школьных каникул.

— Мы живем в Серебрянке. Недавно по интернету разлетелась фотография, как у нас на районе забрали женщину в боксе. Потом начались смерти от коронавируса. Родители испугались, и мои одноклассники сейчас сидят дома. С понедельника по четверг сидел дома и я, но сегодня мама сделала исключение и разрешила приехать сюда.

— Я живу в общежитии неподалеку, пришел за батарейками, — говорит Вадим, студент в медицинской маске, которого мы встретили на другом этаже. — Потом зайду в продуктовый — и назад, в общежитие. Мы стараемся поменьше контактировать с людьми — ходим только в университет на занятия и в магазин за едой. Ладно если мы переболеем — с нами ничего не будет. Но дома родители, в университете преподаватели. Поэтому стараемся выходить только в маске и по необходимости.

Не болейте. Медицинские термометры в наличии у магазинов
электронный, ушной способ измерения, память: 9 измерений
Нет в наличии
электронный, подмышечный/оральный/ректальный способ измерения, память: 1 измерение, водонепроницаемый
электронный, оральный способ измерения, память: 1 измерение, водонепроницаемый

Продавцы одежды польского бренда Medicine в отсутствие покупателей развлекают себя как могут: пока одна девушка, стоя на табуретке, поправляет товар на верхней полке, две другие смотрят на нее снизу вверх и, кажется, дают советы. Торговый зал выглядит безупречно, но в нем нет ни одного посетителя.

— Приходят 20 человек в день, да и те — дети, которые просто гуляют по торговому центру во время школьных каникул, — говорит Виктория, администратор магазина Medicine. — Выручка упала практически до нуля. Мы ждем каких-то мер от государства, карантин хоть немного снимет нагрузку с бизнеса. А сейчас нужно платить за аренду, свет и работать в ситуации почти полного отсутствия клиентов. Владельцы Galileo с пониманием отнеслись к ситуации, предоставили скидку на аренду помещения, но кто предоставит скидку им самим? Им же нужно платить охране, клинингу, который весь день натирает дверные ручки и кнопки лифта антисептиком.

— Пользуясь случаем, хочу передать привет всем родителям, дети которых сейчас гуляют в торговом центре и делают селфи, — продолжает Виктория. — Они целый день наворачивают круги по этажам. Фуд-корт, один магазин, другой... Это же безумие! Подростки, видимо, не понимают, что происходит. Но поразительно, что это до сих пор не поняли их родители.

«Столица»

Торговый центр «Столица» еще до пандемии был безжизненным, поэтому с приходом коронавируса изменился меньше остальных: видимо, немногочисленные посетители подземного молла не воспринимают его как место скопления людей.

— Если в начале марта было 30 покупателей за день, то сейчас — от 10 до 17, — рассказывает Александр, продавец аксессуаров для мобильных телефонов. — Правда, прошлая неделя была исключением, и торговля шла на уровне начала марта. Люди вкладывают последние рубли в бытовую технику, телефоны, планшеты, как это часто бывает во время падения курса. Я и сам оформил в рассрочку телевизор за 4500 рублей, сейчас у того же продавца он стоит 6000. К счастью, «Столица» — государственный торговый центр, поэтому ставки аренды здесь довольно низкие. За этот островок на 6 «квадратов» мы платим 600 рублей в месяц. В Dana Mall или Galileo такой бы сдавался за 4500 рублей.

Администрация торгового центра «Столица» ситуацию комментирует просто: действовать будут в соответствии с распоряжениями сверху. Сейчас готов проект указа президента «О поддержке экономики», в рамках которого арендаторам госимущества могут предоставить отсрочку по оплате аренды до 30 сентября с возможностью погашения до конца года. Рассрочка беспроцентная, и это лишь одна из мер, которые могут принять в поддержку экономики Беларуси.

«Замок»

Первый этаж торгового центра «Замок» кишит людьми в перчатках и масках: народ затаривается продуктами, соблюдает дистанцию в очередях в обменник и аптеку. Но стоит подняться на фуд-корт, где обычно с трудом находится свободный столик, и будто попадаешь в зазеркалье, где город пуст, и ходить по нему можно как по музею.

— Вы же видите, какая обстановка. Что тут говорить? — пожимают плечами продавцы магазина Ochnik, увешенного огромными плакатами «–70%». — Хозяева ведут переговоры с ТЦ «Замок» об уменьшении арендных ставок. Штат пока не сокращают, зарплаты не урезают. Видимо, это еще впереди. А пока без конкретики, как и все в Беларуси.

— Трафик упал процентов на 60, — отмечает Елизавета, администратор магазина Mango. — Но выросла конверсия: те, кто приходит в магазин, делают это конкретно ради покупки. По стечению обстоятельств мы недавно открыли онлайн-магазин. Маски не носим, потому что наличие маски отталкивает клиентов и лишний раз напоминает о пандемии. К тому же маска нужна, чтобы не разносить заразу. А мы здесь все здоровые.

На катке тоже почти никого.

— Если раньше мы запускали 100—110 человек за 45-минутный сеанс, то сейчас — 15—20. Ходят только тренеры и их воспитанники, то есть профессиональные спортсмены, которые готовятся к соревнованиям. Если мы за весь день запустим сюда 40 любителей — это будет хороший результат, — говорят нам в прокате коньков.

Green City

Среди гипермаркетов, в которых мы были, Green выглядит наиболее подготовленным к приходу апокалипсиса. Все продавцы работают в масках и перчатках, на кассах организована разметка, чтобы люди соблюдали дистанцию в очереди, транспортная лента и другие рабочие поверхности возле касс регулярно обрабатываются антисептическим раствором. Бутылочки с антисептиком и памятки о том, как вести себя во время эпидемии, стоят на каждой кассе и на стойке инфоцентра, а в торговом зале расставлены стойки с бесконтактным дозатором антисептика и одноразовыми перчатками.

Похожая ситуация в магазине Zara: все продавцы в перчатках и масках, на кассах — дозаторы с антисептиком, на полу расклеена разметка. Последняя мера кажется излишней: никакими очередями здесь сейчас не пахнет. Комментариев бренд не дает в соответствии со своей глобальной политикой.

Поэтому обращаемся к бизнесам помельче.

— Делаем все, что в наших руках, — говорит хозяин кофейни, отвечая на вопрос об антикризисных мерах. — Договорились с поставщиками и организовали онлайн-доставку зернового кофе на дом. Запустили таргетированную рекламу в Instagram и на входах в торговый центр. Многие заведения, наоборот, отказываются от всей рекламы, чтобы максимально урезать свои расходы. Все это очень спорно, и правильного ответа на вопрос «Что делать?» никто не знает. Наш доход сократился примерно в два раза. И это только начало.

Кофе, за которым не обязательно идти в молл, в наличии у магазинов
зерновой, арабика 80%, робуста 20%
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка
зерновой, арабика 80%, робуста 20%, средняя/темная обжарка

Директор ТЦ Green City: «Некоторые ретейлеры от этой ситуации только выигрывают»

Недавно арендаторы Green City обратились к руководству ТЦ с просьбой снизить арендные ставки. Руководство взяло время для анализа ситуации, однако сейчас ответ уже готов. Изменение ставки произойдет соразмерно росту или снижению выручки, как у многих прописано в договоре аренды. Если проседание по продажам произошло на 20% или на 90% — значит, на столько же уменьшится арендная ставка. Если прибыль выросла — подрастет и ставка. По словам Игоря Курача, директора ТЦ, такие случаи тоже не редкость.

— Сейчас важно сохранить не доход, а его источник, — уверен руководитель. — Убытки в ситуации пандемии несет далеко не любой бизнес. Поэтому мы применяем индивидуальный подход сообразно той ситуации, которая складывается у конкретного арендатора.

Многие люди сейчас совершают конвертационные покупки — скупают бытовую технику, компьютеры, ноутбуки, телефоны по старым рублевым ценам. Кто-то покупает мебель, кто-то бежит в ювелирный магазин. У ювелиров выручка выросла. То же самое с товарами для животных. Пока люди сидят дома, они больше кормят своих питомцев, балуют их новыми игрушками, витаминами, удовлетворяют потребности, на которые раньше не обращали внимания. Для зоомагазинов этот кризис открыл новые возможности в плане заработка.

Чтобы побаловать питомца, не обязательно идти в молл. Корм для собак с доставкой в наличии у магазинов
сухой корм, порода: крупная (от 25 кг), пакет
консервированный корм, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг)/крупная (от 25 кг)/для всех размеров пород, банка
сухой корм, порода: мини (до 10 кг)/средняя (от 10 до 25 кг), пакет
консервированный корм, порода: для всех размеров пород, банка

А есть магазины, для которых снижение арендной ставки — вопрос жизни и смерти. Мы с большой тщательностью формировали пул арендаторов, чтобы в Green City был представлен максимально широкий ассортимент продукции. Ведь торговый центр такого масштаба работает только при правильном товарном соседстве. И мы сделаем все, чтобы все наши арендаторы сохранили свой бизнес.

Мы всегда входим в положение арендаторов, но просим, чтоб и у них было полное понимание наших реалий. Ведь торговый центр — это средство производства, которое создавалось не из воздуха. Мы инвестировали в него заемный капитал. И нам самим нужен источник дохода для обслуживания взятого кредита. Другого вида деятельности конкретно у нас нет. Поэтому мы готовы помочь тем арендаторам, которые сейчас в этом реально нуждаются. Арендная плата у многих не фиксирована, а привязана к размеру выручки.

Наша задача — сохранить бизнес наших ретейлеров на будущее, на перспективу. Потому что отложенный спрос никуда не денется. Те товары, которые не были куплены в мае, будут куплены в августе. И тот, кто сегодня закроется, подарит этот отложенный спрос новым ретейлерам, пришедшим на его место.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by