Во время войны на территории нынешнего района Масюковщина находился лагерь «Шталаг 352». Позже на этом месте появилась воинская часть, которую сегодня уже начали сносить. Одно здание разрушили осенью прошлого года, другие сдаются в аренду. Бывшая казарма заброшена. Неравнодушные горожане провели экскурсию и рассказали о лагере смерти. Их цель — приостановить разрушение непризнанного исторического памятника.
Лагерь в Масюковщине считался одним из самых больших в Минске. Здесь погибло около 80 тысяч человек — никто и никогда не узнает точное число.
Мы собираемся у жилого дома на Лынькова, 83, и по брусчатой дороге идем к бывшей казарме. Узников привозили сюда по железной дороге, и они, как мы сейчас, по этой брусчатке шли в лагерь смерти. Нам демонстрируют фотографии, которые показывают, что происходило на этом месте во время войны.
Все началось задолго до войны. До 1930-х годов здесь был лес, до Минска всего 6 километров. Потом начали строить военный городок из жилой, административно-хозяйственной зон и учебного полигона. В июле 41-го здесь осел ДУЛАГ 126, фронтовой лагерь военнопленных, двигавшийся вместе с армией. В сентябре часть его отошла к «Шталагу». Смертельная машина прекратила работу в день ухода нацистов из Минска — 3 июля 1944-го.
Нам показывают госпиталь, из которого редко возвращались в строй. А когда началась эпидемия тифа, тем более. У узников не было теплых вещей, а дополнительные бараки часто строились без пола и потолка.
Наши провожатые говорят, что до 2015 года эти здания считались военной частью: сейчас все, кроме казармы, сдается в аренду.
Бывшая казарма выглядит заброшенной: она пережила два поджога, а подростки повыбивали стекла. Когда-то были мысли сделать мемориальный сквер, но материализоваться им было не суждено.
Единственное, что осталось от лагеря, — это крем Nivea, самодельная ложка (столовых приборов у узников не было — ели самодельными из банки от тушенки или из шапки) и бритва.
— Найденные предметы — лишь подтверждение ужасного положения в лагере советских военнопленных и комфортного проживания на оккупированной территории немцев. Находок на территории бывшего лагеря военнопленных более 100. Благодаря найденным именным вещам установлены судьбы бывших узников лагеря.
По поводу застройки. От Каменной Горки до Тимирязева одно сплошное каменное гетто. Нет сквера, нет музыкальной, художественной школы, нет библиотек, нет выставочных галерей. Почему нельзя рационально использовать это место. А будущей застройке должна предшествовать работа по эксгумации и переносу мест массовых захоронений, — говорят наши экскурсоводы.
Осенью разрушили еще одно здание. Единственное, что смогли найти, — брусчатки с именами. Поисковики даже пытались разыскать родственников узников: некоторые из них выжили, возвращались к армии. Но внуки даже не знали, что их дедушка был в лагере смерти. И такие ситуации отнюдь не редкость: не принято было об этом говорить.
Пока нам рассказывали, подошла жительница района. Она бы очень хотела, чтобы на месте казармы сделали музей, а рядом построили спортивный центр, дабы у детей не было времени портить историческое.
Как мы рассказывали ранее, застраивать этот участок хотели давно, но все не получалось: сроки переносились, планы менялись. Местные жители энтузиазма организаторов экскурсии не разделяли: на территории заброшенной воинской части много лет собирались бездомные и молодые люди «со стеклянными глазами», здесь складировался мусор и вообще происходило много всего неприятного. «Пустые казармы без окон и дверей, в них организовали притон бомжи и наркоманы. А ведь раньше это было место семейных прогулок», — жаловался нам когда-то местный житель и бывший военный по имени Евгений.
Согласно плану детального планирования здесь может появиться жилая зона площадью до 300 тысяч квадратных метров, а также необходимые социальные учреждения. Отдали территорию УКСу Фрунзенского района.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!