Площадь Тяньаньмэнь, мавзолей Великого кормчего, Запретный город, пешеходная улица Цяньмэнь с ее утиными ресторанами. В этом ряду значимых пунктов Пекина, посетить которые считает своей обязанностью каждый уважающий себя гость китайской столицы, есть и очень необычный объект. Здесь вы вряд ли встретите организованные группы туристов из глухих провинциальных городов страны, зато вдоволь будет актуально одетой публики, перетекающей из галерей современного искусства сквозь бесчисленные арт-объекты в модные бары. «Зона искусств 798» — бывшая брутальная промзона, сохранившая значительную часть своего индустриального обаяния и при этом не потерявшаяся бы в любом из традиционных городов-трендсеттеров мира. Это удивительная история, как нельзя лучше иллюстрирующая ту степень трансформации, которую за минувшие десятилетия стремительно прошел Пекин. Текст подготовлен совместно с «Белгазпромбанком».
Нет, это не 798-я по счету «зона искусств» в Пекине. Каким бы крупным мегаполисом ни была столица КНР, все же это чересчур даже для нее. Хипстерских кластеров здесь пока гораздо меньше, но этот, вероятно, среди первых (если не самый главный) по значению. Просто образовался он на территории, которую прежде занимал «Военный завод №798», чей номер по инерции и перешел на новое культурное пространство. При всей фантазии китайцев с изобретением для промышленных предприятий красивых названий у них дело обстояло не очень. Это в Советском Союзе индустриальные гиганты, в том числе и оборонные, порой получали красивые, хотя и мало говорящие о специфике завода названия. В Китае никаких «Агатов», «Спектров» или хотя бы «Прогрессов» не было: все было по четкому стандарту. Военные предприятия получали цифровой индекс, начинающийся на цифру 7. Предшественник «зоны искусств» был соответственно 98-м в этом ряду.
Любопытный факт. Произношение цифры 7 в китайском языке созвучно с выражениями «возникнуть» или даже «жизненная сила», то есть в общем-то имеет положительные коннотации. Для жителей страны все это важно.
Строительство коммунизма, начавшееся в Китае в 1940-е годы, невозможно без мощной оборонной промышленности, но очень скоро выяснилось, что с ней в стране дела обстоят не очень. Фактически все необходимые производства приходилось создавать с нуля. Положение спасли народы-братья (пока еще), которые пришли на помощь китайским товарищам. Например, одно из полутора сотен строившихся в 1950-е военных производств решили разместить на северо-восточной окраине Пекина, и должно оно было заниматься выпуском электронного оборудования, только входившего в моду. Советским специалистам хватало занятий и у себя на родине, поэтому китайцы обратились к немцам. Естественно, идеологически «правильным», из Германской Демократической Республики.
Это был крупнейший гэдээровский проект в Китае. В общей сложности дружба таких далеких народов выразилась в застройке целых 640 тысяч квадратных метров территории, из которых примерно половину занял жилой городок работников предприятия. Все «рисовали» немцы, поэтому и предприятие получилось высокотехнологичным, и жилой район на зависть. Работники завода, паявшие секретные транзисторы для Народно-освободительной армии Китая, получили полностью меблированные квартиры со всеми удобствами. Их сопровождала соответствующая социальная инфраструктура. Как можно легко понять, в КНР 1950-х годов это была роскошь.
Предприятие с индексом 718 заработало в 1957 году, в 1960-е оно выросло до настоящего «производственного объединения» и было раздроблено на ряд отдельных производств, крупнейшее из которых получило номер 798, перешедший позже на антимилитаристского потомка-миллениала. На пике развития здесь работало до 20 тысяч человек, но в конце 1970-х Дэн Сяопин объявил политику «реформ и открытости», а у родившегося на этой базе грандиозного китайского экономического чуда были и свои жертвы. На «мирные рельсы» и производство какой-нибудь бытовой электроники «завод 798» переориентироваться отчего-то не смог и к началу 1990-х уже влачил довольно жалкое существование.
Как заканчивают свое существование устаревшие и ставшие ненужными предприятия? В худшем случае их забрасывают, потом сносят и опционально строят на их месте что-то более полезное. Но чаще всего на первом этапе на освободившиеся площади въезжают новые арендаторы: фирмы и фирмочки, прочие коммерческие организации, лучше приспособленные к выживанию при капитализме (в данном случае социализме с китайской спецификой). В истории с «заводом 798» ситуация оказалась действительно специфичной. Неожиданно для всех производственные и административные корпуса бывшего электронного завода начали занимать художники.
Сначала в 1995-м здесь под художественные мастерские арендовала помещения Пекинская академия изящных искусств. Затем постепенно к авторитетной организации стали присоединяться мастера поскромнее. На следующем этапе в этом арт-кластере начали открываться галереи (ведь художникам надо было где-то выставляться). Потом настала очередь книжных магазинов, кафе, дизайнерских студий и прочих аналогичных объектов. К середине 2000-х всего за 10 лет «Арт-зона 798» прошла тот путь, по которому ее минские аналоги, улица Октябрьская или завод «Горизонт», идут до сих пор.
Новых арендаторов все устраивало. Они оказались в среде себе подобных. Свободных помещений было много, а аренда их была дешевой. Район располагался на относительной окраине, но рядом с трассой между центром и главным пекинским аэропортом.
Такое расположение и стало причиной самого серьезного испытания, через которое прошла «Зона искусств 798» в середине прошлого десятилетия. Бывший завод, строившийся на окраине, внезапно оказался окружен бурно растущим мегаполисом, заняв крайне ценный кусок территории по дороге в аэропорт. Арендодатель пытался художников выселить, но в конечном счете не смог противостоять их лобби. Вместо полного прекращения деятельность «Арт-зона» принялась эволюционировать, постепенно джентрифицируясь.
Китайское современное искусство входило в моду, художники и дизайнеры начали неплохо зарабатывать, соответственно меняя обстановку вокруг себя. Кафе и бары становились все моднее, галереи все актуальнее, по соседству открылся Национальный музей кинематографии и целый Центр современного искусства Улленса (на основе коллекции бельгийской пары любителей нового Китая). Новые дизайнерские магазины, ночные клубы, все больше арт-объектов, само кипение художественной жизни, постоянные актуальные выставки и модные показы привлекали не только прогрессивную пекинскую общественность «с деньгами», но и туристов. Апофеозом стал выбор кластера 798 в качестве своей основной пекинской резиденции Ай Вейвеем — крупнейшим современным китайским художником (и одним из самых влиятельных деятелей искусства в мире).
В итоге территория ревитализированного и джентрифицированного военного предприятия стала напоминать похожие арт-кластеры в европейских и американских городах. Здесь сохранившиеся реликты индустриального шика, заводские корпуса, старые паровозы, вагоны, превратившиеся в «художественное высказывание», соседствуют с бутиками, выставочными пространствами, студиями-мастерскими и офисами стартапов и крупных западных компаний. Здесь ежегодно в сентябре проходит Пекинская неделя дизайна и полуподпольно кинофестиваль ЛГБТ-фильмов, крафтовые пивоварни сменяются коктейльными барами, тату-салонами и сифуд-ресторанами. Это уголок Пекина космополитичного, где публика и обстановка выглядят как в Амстердаме, Стокгольме или Мадриде, но не без национального колорита с поправкой на XXI век, ведь художники здесь и в ближайших окрестностях района по-прежнему живут и работают.
«Белгазпромбанк» выпустил карту UnionPay для расчетов в Китае и других странах Азии. UnionPay поможет избежать неудобств, с которыми сталкиваются белорусы в Китае при оплате покупок другими платежными системами. Кроме того, карта дает владельцу некоторые привилегии: например, скидки до 20% в ряде знаменитых китайских ресторанов или до 60% в магазинах Shanghai Village и Suzhou Village.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by