30 июня 2019 в 7:41
Источник: Владимир Швайбович

Купили дом, чтобы не пропасть с голоду. Уникальная дача советских художников-оформителей

Источник: Владимир Швайбович

В сегодняшнем выпуске конкурса «Дачный сезон» свою историю рассказывает Владимир Филиппович Швайбович, который до девяностых годов работал художником-оформителем. После распада СССР они с супругой остались без заказов и решили искать выход из сложной ситуации — так у них появился небольшой домик в деревне Степуры Копыльского района, который со временем обзавелся множеством арт-объектов, красивым садом и даже собственным бильярдом. В ближайшее время Владимир получит 200 рублей от ТЦ «Ленинград». Аналогичная награда ждет автора следующей интересной истории. Не стесняйтесь присылать рассказы и фотографии!


Дача приобреталась нами в труднейшие для нашей семьи времена. Это был 1990 год. Великая страна рушилась вместе с ее идеологией. А мы с женой по профессии художники-оформители, и наша деятельность была тесно связана не только с оформлением окружающей среды, но и с так называемой наглядной агитацией, которую проводил райком партии. Работы было много, и она была интересная. Но к началу девяностых, как я уже говорил, советская идеология исчерпала себя, и мы, художники-оформители, остались без заказов. Кому тогда в провинции нужно было оформление? Пришлось готовить «тылы», чтобы не пропасть с голоду, и мы решили найти в ближайшей от нашего Копыля деревне дом с участком, чтобы обустроить там вожделенную дачу. Думали, что будем иметь огород, выращивать картошку, даже кур и поросенка хотели завести.

Но постепенно мы встраивались в новое время, доходы возобновились, и мы сосредоточились на обустройстве дачи, приводя ее среду к той гармонии, какой требовала наша художественная натура. Деревянный дом обложили красным кирпичом, избавились от не нужных нам построек и пристроек. Со временем уменьшили количество грядок, без которых не мыслит себя моя жена, зато увеличилась площадь газонов.

Все планировалось по законам пластики, то есть у нас не должно быть длинных прямых линий и углов: в природе этого нет. Мы даже форму грядок создавали пластичную, закругляя углы, и старались, чтобы эти закругленные линии переходили из одной грядки в другую. Их поддерживали такие же закругления и в нашей дачной архитектуре: большая округленная терраса, куполообразная крыша на гаражом-мастерской, круглые окна с паяными витражами в ней, закругленная внутрь стена на улице с очагом круглой формы в центре. Иногда я даже траву в саду кошу, импровизируя и рисуя эту пластичную атмосферу среды. На фотографиях, конечно, это передать невозможно, но, находясь внутри этого, ощущаешь некую гармонию.

Постепенно в это пространство вкраплялись декоративные насаждения: туи, кустарники вдоль заборов, цветы. Появился фонтанчик, опять же круглой формы, с куполом воды над ним, потом — альпийская горка с мельницей на верху, из-под которой бьет криничка и ниспадает вниз ручейком, через который перекинут горбатый мостик с перилами. Рядом качели. Что может быть лучше звука журчания воды… Лопасти мельницы медленно вращаются, делая десять оборотов в минуту. Умиротворение полное, только долго сидеть не приходится: все какая-нибудь работа находится.

Еще один декоративный мини-фонтанчик разыгран рядом с декоративным столом под яблоней. Там акцентами являются полированный шар из нержавеющей стали диаметром 40 сантиметров и вырезанная из дерева пластичная изогнутая форма. Все окружено низкими группками цветов с широкими листьями, а к струйке воды подошел ежик попить водицы.

Еще одной особенностью нашего дачного пространства является то, что старый сад подталкивает нас на создание все новых арт-объектов. В разное время три яблони упали от старости, не выдержав большого ветра. Ну конечно, можно было попилить их на дрова, но, глядя на замысловато распростертые ветки-руки, было жаль портить такую находку, захотелось использовать их для формирования сказочной атмосферы в этом пространстве. Походив вокруг, прикинув, представив, мы рождали какое-то решение, и этим погибшим стволам придавались новые форма и содержание, тем самым давалась новая жизнь. Так у нас появился динозаврик, вылезающий из яйца.

Притом в этот процесс вовлекались наши четыре внука, приезжающие на лето из Минска и Ирландии. По мере их возможностей требовали от них идей, а потом привлекали к исполнению. Кто-то из них воскликнул: «Яйцо!» Глядя на поверженный ствол яблони, мы увидели длинное тело какого-то ящера с двумя ногами и вспомнили, что динозавры рождаются из яйца. Остальное было делом техники. Так и появился наш милый динозаврик, только голова и шипы на спине у него стали из литого стекла. Где я доставал стекло — это другая история, но художники всегда помогали друг другу. Например, отдельные фрагменты стекла были из остатков того, что применялось при оформлении станции метро «Октябрьская». Большое яйцо сделали из бетона и облицевали битой керамической плиткой белого цвета.

Следующий упавший ствол стал причиной возникновения в саду жар-птицы, выполненной в технике паяного витража из цветного стекла (спасибо Минскому художественному комбинату, работая в котором я научился делать витражи). У основания ствола была построена хижина из камня, и ее хранитель-дедок с фонарем в руке (которого мы купили в отделе керамики и дополнили своим костюмом), вышедший посмотреть, кто там шумит… Мы любому объекту стараемся придать некий смысл, содержание.

Третья упавшая яблоня подвигла нас на обустройство стола в саду. Он состоит из трех частей эллипсовидной формы, условно (с юмором) предназначенный для родителей, детей и внуков, поэтому и имеет три уровня по высоте. Здесь же встроены и освещение стола, розетки, включатели. Одна из веток служит крышей над столом, полностью обвитой виноградником, создавая своеобразный зонт от солнца. Стол выполняет как практическую, так и эстетическую функцию.

Как вы заметили, в оформлении дачи мы часто применяем цветное стекло. Этот материал вносит неожиданный эффект в естественную природу, оживляет ее. Так, гривы декоративных лошадок, выполненных из доски, сделаны из кусочков литого стекла, а на их телах имеются стеклянные цветные вставки, изображающие яблоки, что напоминает нам о «конях в яблоках» — редкой и дорогой породе лошадей. Легкий оттенок юмора привносит особое, мажорное настроение.

Также в витражной технике исполнен павлин, стоящий на камне-валуне. Для его хвоста использована, кстати, решетка от типовой дачной оградки, продающейся в магазинах садовой техники.

В дальнем углу участка на небольшом холме установлена декоративная форма, символизирующая бесконечность движения под солнцем. Металлическую трубу венчает шар с лучами, а ниже располагается вращающаяся от дуновения ветра всегда в одну сторону, изменяющаяся в движении (в этом и состоит эффект передачи бесконечности движения) конструкция. Для захвата воздуха использованы коричневые пластиковые бутылки. Но можно применить и более дорогой и солидный материал. Для нас всегда еще стояла задача удешевить свой проект: ничего не поделаешь, мы не так богаты. Общий эффект этого спирального движения описать трудно, это надо увидеть. Если кто видел на экране компьютера визуальное изображение формулы ДНК, то это оно.

Ну куда же на даче без альпийской горки! Нашу горку венчает вечноцветущий букет больших цветов, сделанных из мозаики цветного стекла (авторская техника). Непередаваемо красивое зрелище, когда лучи солнца проходят сквозь кусочки цветного стекла, заставляя их переливаться калейдоскопом красок. Я знаю часы, когда это происходит, и люблю сесть в выдолбленное мною деревянное кресло, установленное низко и под определенным углом, и получать тот релакс, за которым многие ходят в специальные салоны, платя там деньги. А у меня это бесплатно.

Наша дача — это средоточие арт-объектов. И нам приходится сдерживать себя, чтобы не «переборщить», не перегрузить среду художественными акцентами. Желательно, чтобы с одной точки их воспринималось не более трех в разных направлениях взгляда. Но у нас уже, пожалуй, и побольше будет. А что делать — участок не резиновый, а творить хочется.

Терраса имеет полукруглую форму, и ее линия переходит в извилистые линии крыльца и примыкающего к нему цветника. Она открыта, не имеет стенок, в центре — опора из бруса, в нее встроен круглый столик, а вверху — окно в крыше. Стена оформлена хитросплетением корней деревьев, найденных в озере и отшлифованных подводными обитателями — шитиками. Там же нашли мы и огромный пень с корнями — этакое подводное чудище, которое мы притащили и установили на площадке у ручейка. Два куска литого стекла, вставленные в глазницы, придают ему устрашающий вид, но это почему-то совершенно не пугает детей. А еще терраса служит и сценой для семейных концертов по случаю дней рождения.

На стене гаража имеется барельеф льва (в традициях Петергофа), который дает струю воды, когда нажмешь кнопку включателя. Вода поступает из колодца в гараже. Рядом, за кустом поречки, скрывается птах, высеченный из камня. Как-то, проезжая мимо, увидел у дороги камень интересной формы — погрузил в багажник. Осталось только отсечь от него лишнее — и получилась скульптура.

Интерьер дома также изобилует художественными произведениями, созданными своими руками. В прихожей — небольшой бильярд и треугольные окна с витражами. В зале — камин с оригинальным оформлением в виде панно на керамической плитке с плавленым стеклом. Это герб семьи. По обеим сторонам камина стены оформлены опять же корнями, вынутыми из-под воды.

Последним нашим строительным движением было обустройство мансарды на чердаке дома. Прошло 25 лет, прежде чем мы решились на это. Заглянуть туда было страшно. Ведь раньше в сельских домах потолки утепляли листьями, сеном, песком, закидывали на чердак всевозможную ненужную утварь. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. В конце концов получилась уютная светлая комната. Здесь мы творчески обыграли дымовую печную трубу. Сперва у ее основания уложили толстый слой стеклоткани, потом облицевали керамической плиткой, а затем обшили металлическим каркасом, декорировав его полупрозрачным поликарбонатом с цветными стеклами и подсветкой. Получился этакий витражный четырехгранный столб, служащий декоративным акцентом мансарды. Дверь и почти вся фронтальная стена стеклянные. Видна листва крон сливовых деревьев. Это создает особое состояние души. Лестница сварена из металлического уголка и обшита деревянными ступеньками и перилами со встроенными в них круглыми декоративными элементами. Она тоже органично вписана в ветки деревьев, мы старались не обрезать их.

Наша дача — образец ручного труда, чем мы и гордимся. Здесь почти все сделано нашими руками, начиная со времен тотального дефицита строительных материалов и заканчивая нашими днями, когда можно купить все, были бы деньги. Но творческий подход к оформлению дачи позволяет придать ей неповторимый, оригинальный вид. Кто бы к нам ни приезжал, все удивляются и восхищаются, говоря: «Это райский уголок, сразу видно, что здесь живут художники…»

О цене говорить нам сложно, поскольку за эти 28 лет с ценами была такая свистопляска, что не стоит и голову ломать. Скажу только, что сам дом с участком мы купили за 1000 советских рублей.

От редакции. В ближайшее время Владимир получит 200 рублей от ТЦ «Ленинград», которые сможет потратить на что угодно. Ждем ваши дачные истории на ng@onliner.by.

Правила участия в конкурсе можно почитать здесь.

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by