Жители многоэтажек уже привыкли к тому, что город время от времени предпринимает попытки (разной степени успешности) уплотнить их дворы. Если все продолжится в том же темпе, то через год-другой в старом жилфонде не останется ни одной точки, которую не попытались бы «облагородить» новым и очень нужным «столбиком». Но проблема уплотнения, оказывается, актуальна и для частного сектора Минска, который вроде бы уже давно сформировался. Пример тому — улица Затишье в Сельхозпоселке. Небольшой аккуратный скверик там пережил удивительную трансформацию и вполне официально превратился… в участки под жилую застройку.
О том, что сквер больше никакой не сквер, местные жители узнали совершенно случайно. Один из хозяев частных домов как чувствовал, что на лакомое место могут позариться, и регулярно приходил к главному архитектору района на прием, чтобы узнать, не произошли ли изменения. Чиновник его всегда успокаивал: волноваться нечего, так как в сквере растут в том числе ценные породы деревьев, а значит, спиливать их никто не разрешит.
Минчанин словам верил, но больше — документам. А потому решил проверить, действительно ли сквер — общая территория. Письма, отправленные в 2016 году в администрацию Советского района, обрели в положенный срок ответы. Причем весьма неожиданные: «В соответствии с градостроительным проектом <…> территория существующего сквера подлежит трансформации с заменой на жилую усадебную застройку. На территории существующего сквера, свободной от усадебной застройки, сформировано семь аукционных земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, пять из которых расположены по улице Затишье».
Комитет архитектуры и градостроительства также счел, что все в порядке: детальный план разработан в соответствии со всеми нормами и регламентами, получил одобрение различных инстанций, а значит, «сохранение зеленой зоны по улице Затишье не представляется возможным». В этом ответе также говорится о том, что общественное обсуждение проекта состоялось в 2011 году, но минчане никак не могут припомнить, чтобы кто-то куда-то звал их высказать свое мнение.
— Мы начали искать информацию, чтобы узнать, когда же проводились эти аукционы и была ли куплена земля, — рассказывает Максим, который до сих пор удивлен тому, как тихо и незаметно сквер напротив его дома превратился в «инвестиционный участок». — Выяснилось, что торги на право аренды земли на 99 лет проводились 03.09.2014 в 16:00. На улице Затишье продавалось два участка по пять соток каждый с одинаковой начальной ценой — 386 914 300, по курсу тех лет это примерно $36 500.
Да, за пять соток начальная сумма вроде бы немаленькая, но ведь и речь идет почти о центре города, а не о каких-нибудь выселках. Как удалось узнать из официальной выписки из Единого государственного регистра недвижимого имущества, участки были реализованы мужчине и женщине с одинаковой фамилией, которые законно выиграли свое право на аукционе. Тут никаких претензий не может быть: у кого есть деньги, тот и получает лучшее.
Интересно другое: если верить документу, минчанам участки достались за 750 000 000 и 850 000 000 (почти $71 000 и $80 000 соответственно). Совсем недешево. Но есть огромное «но»: город предоставил женщине и мужчине рассрочку — «50% от общей суммы платы вносится единовременно, не позднее 17.09.2014. 50% оставшейся суммы платы за право заключения договора аренды земельного участка вносится в течение трех лет со дня приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, при наличии этапов строительства — со дня приемки очереди, пускового комплекса ежеквартально равными долями».
— Рассрочка от исполкома — это вообще уникальная и совершенно непонятная опция, неизвестно чем обусловленная, — рассуждает Максим. — То есть изначально человек платит лишь половину, потом спокойно строится и только после того, как полностью построил дом, начинает выплачивать вторую половину суммы. Еще неизвестно, индексируется ли она или плавно превращается в ничто. Это кому и за какие заслуги такие условия предоставляются? Люди, если вам так продали землю — отзовитесь, просто чтобы понимать, что такое бывает и это норма.
В декабре 2017 года, вероятно, эти же участки выставляли на продажу — пять соток за $100 000. Как видим, земля не дешевеет.
Все эти моменты явно никогда бы не вскрылись, если бы в 20-х числах мая этого года собственники наконец не появились на своих участках. Деревья, росшие на Затишье в течение десятков лет, превратились в щепки. Увидев, что деревья одно за другим идут под нож, минчане вызвали милицию. Закончилось все написанием заявления. Посмотрим, что покажет проверка.
— Честно говоря, в какой-то момент мы перестали беспокоиться за судьбу сквера: по закону на строительство объекта на приобретенном участке отводится три года (об этом гласит пункт 1 Указа президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач». — Прим. Onliner). А по условиям аукциона этот участок должны были начать осваивать вообще в течение года, а тут совсем ни к чему не приступали, — продолжает Максим. — То есть максимальный срок для того, чтобы что-то делать, истек еще в сентябре 2017-го. Сейчас уже середина 2019-го. И вдруг они появляются и сразу начинают рубить.
— Вы знаете, так больно было видеть, как спиливают деревья, — добавляет Татьяна, которая также живет напротив проданных на аукционе участков. — Тут было порядка 25 взрослых деревьев — здоровых, сильных. Но самое страшное — видеть, как с громким чириканьем пикировали птицы — видимо, в кронах были гнезда и они пытались защитить птенцов. Как я заметила, хозяева этих участков даже два лишних дерева спилили — те, что не на их территории росли.
Говоря о сроках, отведенных на строительство, исчисляемых тремя годами, стоит отметить, что официальные рамки можно сдвинуть: в исполком пишется заявление с просьбой продлить срок и указываются веские на то причины. Может, в нашем случае так оно и было…
— Здесь был такой приятный сквер — его окашивали, убирали. Птицы пели. А теперь будет непонятно что: если за пять лет люди не нашли средств, чтобы построиться, то кто может поручиться, что сейчас они не возведут просто фундамент и не законсервируют его лет на десять. Так и будем смотреть на руины вместо деревьев. Уже весь Минск вырубили и сюда пришли. Получается, деньги побеждают все, — рассуждает Татьяна.
— Есть и такой нюанс: землю исполком выделил с ошибкой. В начале двухтысячных мы всей улицей самостоятельно собрали деньги, разработали проект, проложили канализацию и передали ее «Минскводоканалу». Все было сделано официально и по закону. А сейчас узнали, что земля, где проходит наша канализация, оказалась частью проданных участков. Поставят новые хозяева забор, а дальше что? Как ее обслуживать в случае чего? Мы вообще настаиваем на том, чтобы право аренды было прекращено, так как люди в одностороннем порядке не выполнили условия договора аренды.
Беспокоит минчан и следующий момент: на этих участках могут вырасти дома на несколько семей. Так, Максим говорит, что хозяйка земли скинула активистам проект будущих построек — два одинаковых дома, каждый из которых, судя по картинке, имеет два (или даже больше) отдельных входа: «Ходят слухи, что изначально собственница хотела согласовать строительство именно многоквартирного дома, но ей не разрешили. Может, вот такой выход был найден».
Мы, конечно же, связались с собственником одного из участков Юрием Михайловичем и попросили прояснить ситуацию. Но уже после первого вопроса о том, почему к стройке приступают только в 2019-м, если по закону завершить должны были еще в 2017-м, мужчина отказался давать какие-либо комментарии. Если передумает — обязательно опубликуем его пояснения.
Саженцы в каталоге Onliner
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!