До сих пор не верится в слова проектировщиков и не терпится на все это взглянуть. Похоже, два маленьких, но очень важных инвестиционных участка в центре города станут площадкой для смелых архитектурных экспериментов. Вчера градостроители презентовали проект трансформации бывших территорий троллейбусного парка №1 и завода «Горизонт». На месте депо построят достаточно масштабный жилой комплекс с дворами, свободными от автомобилей, а старые заводские корпуса переделают в жилые лофты и общественные пространства. Это не фантастика, это проект, который сейчас проходит общественное обсуждение.
На территории бывшего троллейбусного депо в границах улицы Куйбышева, проспекта Машерова, улиц Киселева и Красной построят жилой комплекс на 877 квартир (57 000 кв. м жилья) с элементами общественного обслуживания и подземными паркингами. Освоить территорию собираются до 2025—2026 года. По масштабам эта застройка будет сравнима с шестью 10-этажками.
На первых этажах появится около 9000 кв. м коммерческих помещений, назначение которых предстоит определить застройщику. Кроме того, в границах квартала должен быть построен детский сад. Придомовая территория будет свободной от автомобилей — там будет сплошная зона рекреации. Автомобили жильцов будут храниться исключительно в подземном паркинге, никаких наружных стоянок проект не предусматривает. В мае 2018 года был обнародован проект известного московского архитектора Сергея Скуратова, который может быть реализован на месте старого троллейбусного депо.
Участок уже приобрел с молотка крупный застройщик «А-100 Девелопмент». До сих пор он успешно и привлекательно осваивал площадки в Минском районе, где нет жестких ограничений по площади осваиваемой территории и других сложностей, с которыми ему предстоит столкнуться в центре города.
Бывшая территория завода «Горизонт» в границах улицы Красной, проспектов Машерова, Независимости и улицы Киселева будет реконструирована. Здесь все еще сохранились старые корпуса, но само предприятие вынесено за пределы города. Ветхие постройки в глубине квартала планируют снести и построить на их месте многофункциональный культурно-развлекательный центр, а здания по периметру квартала сохранить. Большинство из них будет реконструировано под объекты общественного назначения, но один из цехов (пр-т Машерова, 9, к. 8) переделают в жилой лофт. Почти как в Нью-Йорке 1950-х, только в Минске 70 лет спустя.
Судя по технико-экономическим показателям, в старых цехах создадут 277 квартир общей площадью 18 000 кв. м. Подробней о том, как реконструируют бывшую территорию завода «Горизонт», читайте здесь.
Сейчас население этих двух кварталов составляет 800 человек. После строительства жилого комплекса добавится 1800 жителей. После того как цеха переделают в жилые лофты — еще 540 человек.
Поскольку на обсуждаемой территории находятся дома с охранным статусом, новая застройка будет ограничена по высоте. На территории бывшего троллейбусного парка дома не должны по высоте превышать отметку в 21—23,5 метра, на бывшей территории завода «Горизонт» — 24—31 метра.
В перспективе 40% территории будет озеленено, то есть в центре города высадят дополнительные деревья.
Больше всего жителей квартала волновали пробки на кольце вокруг монумента Победы. Существующие дорожные сети уже сегодня не выдерживают транспортную нагрузку, а после того, как население обсуждаемых кварталов увеличится на 2,5 тыс. жителей, трафика станет гораздо больше. При этом детальный план, который выставлен на общественное обсуждение, не предусматривает реконструкцию улично-дорожной сети.
— Добавьте 100 машин на выезд с площади Победы, и там будет очередь с 8 до 10 утра. Все жители района эксплуатируют транспорт в одно и то же время, и это будет критическая масса машин. Добавляя 2500 жителей, нужно менять инфраструктуру, иначе ничего хорошего не получится.
— Опыт не только Минска, но и всех мировых столиц доказывает, что расширение проезжей части не влияет на пропускную способность улиц, — объяснил такое решение главный архитектор проекта. — Скорее, наоборот, увеличивается количество автомобилей, а вместе с ними — пробок.
Минчане высказали опасение, что общегородская озелененная территория окажется в пользовании небольшой группы людей, живущих в элитном квартале с закрытой придомовой территорией, и это сократит озелененность района для остальных жителей. Кроме того, на этом участке может появиться новый дом: детальным планом не определено, где именно здания будут построены.
Участок, который компания «А-100 Девелопмент» приобрела с аукциона, находится на детальном плане в границах темно-синей пунктирной линии. Таким образом, чуть ли не единственный пятачок зелени (сквер между зданиями на Киселева, 10, и Киселева, 4) тоже принадлежит застройщику.
Много вопросов вызвала концепция двора, свободного от автомобилей, которую проектировщики хотят реализовать на бывшей территории троллейбусного депо. По мнению некоторых минчан, отсутствие наземных парковок во дворах комплекса приведет к тому, что жильцы будут парковаться по периметру квартала.
— У застройщика есть хороший опыт проектирования жилых кварталов в спальных районах, но в центре эта концепция не применима. Учтите, что здесь появится самая плотная на сегодняшний день застройка центра, несравнимая по плотности с окружающими «сталинками». А паркинги, с учетом белорусского менталитета, будут стоять полупустыми, ведь наши люди все еще предпочитают до конца жизни платить штраф, нежели купить машино-место за $15 тыс. Кроме того, в отличие от «спальника» центр города выполняет административные и прочие функции. И если застроить его по принципу спального района, то это создаст большие проблемы, — поделился мнением один из присутствовавших.
Присутствующих интересовало, почему одно из бывших зданий завода «Горизонт» переделают в жилые лофты. В чем смысл такого нехарактерного объекта для квартала, наделенного общественными функциями?
— Мы на уровне градостроительства заинтересованы в том, чтобы любой, даже самый мелкий квартал был как можно более многофункционален. Что касается жилья в одном из бывших заводских корпусов на проспекте Машерова, то там был разработан целый ряд концепций, инициатором по многим из них был сам «Горизонт», и перед вами последняя версия, поддержанная Мингорисполкомом как заказчиком. Здание останется в существующих габаритах, то есть не будет надстроено и перестроено. Изменится только его назначение. Может получиться достаточно интересный объект. Мы это делаем в том числе для разнообразия, — признался главный архитектор проекта.
Право на реконструкцию этого объекта, скорее всего, будет продано с молотка. Существующие нормативы не рассчитаны на изменение назначения промышленных зданий, поэтому вопросов и проблем у проектировщиков будет масса, и под это дело нужно будет разработать какие-то изменения и дополнения к нормативным документам. Это будет экспериментальный, самый первый проект в Беларуси. Но, я думаю, будет неплохо, если его реализуют.
Инна Ковалева, директор компании «Горизонт-Белинвест-Девелопер», рассказала, что был проведен расчет каждого здания по фактическому износу: в бывших корпусах завода «Горизонт», которые расположены по периметру квартала и подлежат сохранению, он составляет около 30%.
— Они еще лет 300 простоят! — убеждала она присутствовавших. — Прежде чем предложить такую концепцию, в «Минскградо» изучили мировой опыт: Литва, Берлин, Германия, Россия. Ни одна страна мира сегодня не сносит свое наследие. Есть такое понятие, как жизненный цикл здания, и сносить его следует только тогда, когда наступил полный износ. Я считаю, что здания №5 и №7, которые определены под снос, тоже целесообразно сохранить: именно с них начиналась история бытовой техники и электроники, и это наследие стоит оставить потомкам.
Общественное обсуждение продлится до 19 апреля, а до 18 апреля можно направить в адрес администрации Центрального района (220004, г. Минск, ул. Мельникайте, 6) замечания и предложения по проекту с пометкой «Общественное обсуждение».
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by