14 936
22 ноября 2018 в 10:45
Автор: Оксана Красовская

Прошла девять судов, но все еще без квартиры. Продолжение истории минчанки, которая заключила сделку с любителем двойных продаж жилья

Автор: Оксана Красовская

Читатели Onliner уже успели подзабыть эту историю, гремевшую в конце прошлого года: нежданно-негаданно выяснилось, что в Минске процветают двойные продажи квартир в определенных новостройках. Главных деятелей, проворачивавших весьма выгодную схему, задержали, следствие по этому делу ведется тихо, без промежуточных заявлений. А судьбы почти двух десятков человек, заключивших договоры и заплативших деньги, остались за кадром. О том, как продвигается (а точнее, буксует) ее случай, решила рассказать Елена, купившая у «Копинстроя» и «Белкоммунстроймонтажа» трехкомнатную квартиру на Сморговском тракте. Еще в феврале казалось, что хеппи-энд близок: женщина, которая приобретала не долевые обещания, а конкретные квадратные метры в доме, готовившемся к сдаче, выиграла очередной суд.

В частности, в суде было решено, что притязать на «трешку» никто, кроме Елены и ее семьи, не может, так как она честно заключила трехсторонний договор с застройщиком и подрядчиком и оплатила метры. «Решение суда Центрального района города Минска от 19 октября 2017 года оставить без изменения. Кассационные протесты оставить без удовлетворения», — поставила точку в безумно выматывающем процессе судья. Дальше, казалось, только небо, только ветер, только радость впереди.

Ситуация Елены изначально отличалась от тех, в которые попали почти два десятка минчан. Вместе с мужем женщина приобретала не воздух, а конкретные квадратные метры. Супруги успели даже побывать в предлагаемой им квартире. Но после сдачи дома застройщик — компания «Белкоммунстроймонтаж», у которой к тому моменту сменилось руководство, — заявил, что понятия не имеет, кто такие Елена с супругом, и никаких документов о том, что «трешка» на третьем этаже должна принадлежать им, в глаза не видел.

После решения суда Елене следовало обращаться в Мингорисполком, чтобы зарегистрировать договор, а затем уже к застройщику, дабы тот выдал справку установленного образца, которая позволит оформить право собственности в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру. И до каких-то пор все шло гладко.

С тем, чтобы зарегистрировать договор в Мингорисполкоме, не было никаких проблем — стандартная и довольно быстрая процедура, — вспоминает Елена. — Буквально через пару дней на моем экземпляре появилась необходимая печать, которая подтвердила законность совершенной между тремя сторонами сделки.

Дальше уже начались сложности. В частности, застройщик «Белкоммунстроймонтаж», который даже на последнем суде пытался довести, что квартира не моя и подпись бывшего директора не имеет никакого веса, всячески уклонялся от того, чтобы выдать мне справку, необходимую для регистрации недвижимого имущества. Эту справку они обязаны были без лишних слов выдать по решению суда. Но, как это часто бывает, решение суда — это одно, а вот его претворение в жизнь — совсем другое.

В закрытые двери билась я, судебный исполнитель, снова я, и так по кругу. Плюс застройщик пускал в ход разные юридические ухищрения: мол, мы находимся в банкротстве, приостановите судебное производство. Это был очень тяжелый период для меня, наверное, самый сложный за прошедшие два года мытарств.

Я поняла, что реального рычага воздействия на проигравшую сторону нет. Максимум, что мог сделать судебный исполнитель, — наложить штраф. А что такое какой-то штраф для компании, которая и без того в огромных, если не сказать миллионных, долгах?..

Справку Елена все-таки получила. Летом. От антикризисного управляющего. Появление этого документа минчанка сравнивает с чудом — столько было приостановлений и возобновлений производства, что в законный исход уже не верилось. С этой справкой Елена обратилась к председателю товарищества собственников, который с радостью передал ей ключи, регуляторы для радиаторов и другие приятные для новосела вещи. Следующий этап — регистрация на свое имя выстраданных «квадратов».

Окрыленная, поехала в агентство по госрегистрации и земельному кадастру. Заказала техпаспорт, чтобы в дальнейшем получить фиолетовое свидетельство о регистрации. Важный момент: до этого меня приглашал на беседу следователь, который ведет дело Кравченко, провернувшего двойные продажи и другие хитрые схемы. Следователь еще раз уточнял, считаю ли я себя потерпевшей. А я в очередной раз подчеркнула, что потерпевшей, в отличие от других людей, которые заплатили за воздух, себя не считаю: квартира была и есть, других претендентов на нее нет, суд на моей стороне. Решение суда вступило в законную силу.

Однако зарегистрировать квартиру я не смогла, выяснилось, что на нее следователем был наложен арест (да еще без санкции прокурора), а значит, никакие процедуры совершать стало нельзя. И без того бесконечный процесс застопорился. Мое моральное состояние в тот момент было не описать: это же издевательство. За спиной с десяток выигранных судов, в том числе Верховный, и этого оказалось мало для нашей системы.

Из ответа Прокуратуры от 27.07.2018 на жалобу минчан

На этот арест в конце июля я написала жалобу. Его сняли, но в тот же день наложили новый, уже с санкцией прокурора. При этом меня и моего мужа, помимо нашей воли, признали потерпевшими, что для нас может иметь фатальные последствия! Да и не вяжется этот статус никак с нашим положением. Согласно закону, потерпевший — это физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред. Но у нас-то все в порядке: суды выиграны, по их решению квартира за нами, все расставлено по местам. По сути, дело осталось за малым, только не мешайте — и вопрос решится сам собой за неделю!

Выдержка из жалобы супругов на постановление о наложении ареста

Более того, во время признания меня и мужа потерпевшими по делу не была соблюдена ни одна процессуальная норма, т. е мы не были ознакомлены с постановлением, не были допрошены! А ведь у нас в стране не могут признать человека потерпевшим без согласия, только если его обманули. Но все девять судов, которые я прошла, доказали, что обмана нет и квартира должна быть за мной. Спор решился.

Следователь, занимающийся этим запутанным делом, выяснил, что квартира, которая по решению суда должна принадлежать Елене с мужем, в 2016 году предлагалась еще двум гражданам — неким Ш. и П. Однако минчанка точно знает, что в суд эти пострадавшие за минувшие два года не обращались в попытке отстоять свое право на жилье. Конкретной информации об этих людях тоже нет, хотя все, кто хоть как-то причастен к этому делу, давно перезнакомились. Ходят слухи, что П. живет в Москве и занимается выдачей денег под проценты. «Я уже даже не уверена, что эти люди вообще существуют — настолько они мифичны и ни в чем не принимают участия», — не может удержаться от шутки Елена.

Арест на квартиру, который был наложен в середине лета, Елена с адвокатом не может снять до сих пор. Женщине по-прежнему остается только ходить мимо высотки и мечтать, что когда-нибудь она вместе с четырьмя детьми и мужем сможет переехать в честно купленную несколько лет назад квартиру.

Кому это надо? Для чего тормозить исполнение решения суда и мешать нашей семье закрыть жилищный вопрос? Закон на моей стороне, все давно доказано и учтено. Что еще можно придумать? За все это время только один чиновник спросил меня, есть ли нам где жить, пока идут суды за эту «трешку». Остальным плевать — за бумажками людей не видят.

Мне ничего другого не остается, как обратиться лично к президенту. Если и так не получится исполнить решение суда, то выход для моей семьи один — уезжать из страны и менять гражданство.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!