Спецпроект

«Советский Оксфорд»: репортаж из университетского города

12 октября 2018 в 8:00
Автор: darriuss
Спецпроект

«Советский Оксфорд»: репортаж из университетского города

Автор: darriuss

Начнем с нескольких понятных примеров. Солигорск — город шахтеров, Жлобин — металлургов, Новополоцк — нефтехимиков, Новолукомль — энергетиков. Моногородами, все бытие которых определяется одним или несколькими похожими предприятиями, удивить сложно. Но что, если таким градообразующим объектом является вуз? На Западе подобных населенных пунктов много, и их названия гремят: Оксфорд, Кембриджи (английский и американский), Принстон, Беркли, Гейдельберг. Есть свой college town и в Беларуси — это Горки, где с XIX века работает старейшая и крупнейшая сельскохозяйственная академия целого региона. При всем уважении к вузу, воспитавшему даже президента, крупнейшим университетским городом постсоветского пространства является вовсе не славный райцентр Могилевской области. В рамках нашего балтийского цикла совместно с Huawei мы побывали в стотысячном Тарту, интеллектуальном сердце целой нации, городе, где студенты — это все.

Знакомьтесь: Тарту. 185 километров к юго-востоку от Таллинна, но туристы, обуреваемые жаждой эстонской столицы, заезжают сюда нечасто — и совершенно зря. Это древнейший город всей Эстонии (1030 год, старше Минска), и здесь есть все, чего ждешь от Прибалтики, кроме разве что самого моря. За свою историю Тарту успел побывать русским Юрьевом и шведско-немецким Дерптом, и каждый из этих этапов оставил свой отпечаток на его современном облике. Но все же определяющим фактором в его жизни и судьбе был и остается университет. Или в данном контексте будет даже правильнее Университет.

Фотографии сделаны на камеру Leica смартфона Huawei P20 Pro

Рождение университетского города

В почти случайном превращении Тарту в «советский Оксфорд» свою роль сыграли и наши предки. Расположенный на границе столкновения двух цивилизаций, город очень часто менял своих хозяев. Основал его Ярослав Мудрый («В тот же год пошел Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев»), но примерно через 200 лет немецкие рыцари-меченосцы после нескольких неудачных попыток все же захватили Юрьев, заодно убив управлявшего городом князя Вячко, того самого родившегося предположительно в нашем Полоцке персонажа из известного белорусского исторического романа Леонида Дайнеко. Юрьев, превратившийся в Дерпт, немедленно вошел в Ганзейский союз, а в 1582-м на 43 года стал частью Речи Посполитой, получив даже статус столицы целого воеводства. И именно в этот короткий период истории, когда нынешний Тарту был частью общего с нами государства, там появилось первое учебное заведение, которое можно считать предшественником современного университета, — Gymnasium Dorpatense, иезуитская гимназия.

Шведы, ставшие хозяевами Дерпта в XVII веке, посчитали, что именно он — город, находившийся в центре их прибалтийских владений, — достоин стать местом расположения «Академиа Густавиана», и вот это уже был настоящий вуз, по крайней мере в тогдашнем понимании этого слова. Второй университет всей Швеции, на то время европейской сверхдержавы, появился именно в Тарту. Не в Риге (втором по величине городе страны), не в Таллинне, а именно в Тарту. Свой счастливый билет он вытянул.

Все повторилось и в Российской империи. Поразительно, но, когда Россия доросла до появления на ее территории высших учебных заведений, второе из них (после ломоносовского университета в Москве) открылось именно в Дерпте. Он при этом даже не был областной (губернской) столицей, а всего лишь пусть и крупным, но райцентром. И именно в этом уездном городе в 1802 году заработал второй Императорский университет огромной страны. Удивительная честь, но в то же время обусловленная определенной логикой.

Главный корпус вуза, классицистский дворец 1830-х годов, до сих пор работает по своему оригинальному назначению, символизируя преемственность двухсотлетних традиций.

Ярко выраженного кампуса у университета нет, его корпуса разбросаны по всему городу, на вузовские постройки натыкаешься на каждом шагу почти в любом районе. Здесь главный корпус, а за поворотом филфак. Вот ботанический сад (тоже университетский), а вот жилой дом преподавательского состава. Огромное общежитие, еще дореволюционное, и бетонная громада вузовской библиотеки из 1970-х. Университет становится городом, а город — университетом. Редкий, возможно, уникальный на постсоветском пространстве симбиоз.

И все же: почему именно Тарту? Почему его, а не куда более крупные, богатые, значимые города осчастливили редчайшим, почти уникальным на то время объектом? Все просто: географическое положение. Императорский Дерптский университет имел свою специфику. По сути, он был предназначен исключительно для остзейских немцев, в те годы основного населения прибалтийских губерний. Преподавание там велось на немецком языке, соответственно, немцами было большинство и преподавателей, и студентов. Здесь защитил свою диссертацию выдающийся микробиолог Роберт Кох, получивший позже за исследования туберкулеза Нобелевскую премию, здесь работал и немец Василий Струве, астроном, вошедший в историю благодаря «Дуге Струве», предназначенной для определения формы и размеров Земли. Тартуская обсерватория на Домской горке, холме, где некогда стоял Дерптский замок и до сих пор сохранились чрезвычайно живописные руины бывшего кафедрального собора, была центральным объектом «Дуги», объекта столь значимого, что ЮНЕСКО посчитала нужным включить его в список Всемирного культурного наследия.

Обсерватория, сейчас превращенная в музей, была всего лишь одним из структурных подразделений университета. Он постоянно рос, десятилетие за десятилетием, как спрут, опутывая собой город. Тот, конечно, не сопротивлялся, ведь вуз приносил деньги, влияние, наконец, интеллигентное население и задорную бодрость молодости.

Сейчас в Тарту живет 95 тыс. человек (на пике, в конце 1980-х население достигало 115 тыс.), из них без малого 20% (около 17 тыс.) составляют студенты. Если посчитать преподавательский состав, персонал разнообразных научных учреждений, которыми оброс университет, работников организаций, чья деятельность непосредственно связана с обслуживанием студентов и сотрудников вуза, термин «университетский город» не выглядит надуманным. Для Тарту образовательный гигант — это все, причина существования, сделавшая его интеллектуальной столицей пусть и небольшой, но нации.

Кроме университета, здесь работают еще девять вузов, биотехнологический парк, научный парк. В структуру основного вуза входит и огромная клиника, одна из лучших в стране. Здесь, на месте бывшего аэродрома построено новое здание Эстонского национального музея, работает главный архив государства. В Тарту перенесены штаб-квартиры Министерства образования Эстонии и Верховного суда, чье здание на Домской горке занимает один из исторических университетских корпусов. Тарту в пять раз меньше Таллинна, но по своему влиянию, в первую очередь интеллектуальному, сравним со столицей. И в основе его именно университет, за 200 лет существования накопивший беспрецедентный по крайней мере в пределах своей республики авторитет.

Даже во время летних каникул в Тарту очень много молодежи. Это любопытный контраст: патриархальные улочки с малоэтажной, часто деревянной застройкой — и студенты, приносящие на них здоровый хаос, движ, в конце концов, саму жизнь. После начала учебного года Тарту кипит, его многочисленные для такого небольшого города кафешки, бары, клубы наполняются публикой.

Весь быт города подчинен интересам и нуждам университета и студенчества, включая и абсолютно бытовые вещи. Влияние оказывается даже на столь неочевидные вещи, как ЖКХ. В Тарту стоимость жилищно-коммунальных услуг ниже, чем в среднем в Эстонии. Капиталистическое государство заботится о нуждах молодежи, которая пока не может позволить себе самостоятельность в полной мере. То же касается и стоимости съемного жилья, развлечений и многих других составляющих повседневной жизни.

А раз в год, в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) даже власть в городе вполне официально переходит в руки студенчества. Действующий мэр Тарту у стен местной ратуши официально передает полномочия собравшимся на площади молодым людям. До безумных традиций их британских коллег дело, конечно, не доходит, но веселья много и самого разного — от заплывов на лодках, сжигания костра и песенного праздника до мытья шампанским головы памятника академику фон Бэру, одному из самых известных выпускников университета.

С наступлением утра ратуша вновь принимает на себя бремя ответственности за город, но праздничные мероприятия продолжаются целую неделю. Отрыв идет по полной, ведь впереди экзамены, сессия.

Многие выпускники, даже приезжие, после получения диплома остаются в Тарту. Соблазны столицы и даже такой доступной Большой Европы оказываются слабее, чем возможность задержаться в столь комфортном окружении, сомасштабном человеку, предоставляющем все возможности большого города, кроме его суеты.

В том числе и работу. Тарту следует последним веяниям моды, готовя специалистов для IT, биотехнологий, финансового сектора. Работодатели не ждут приезда специалистов, а сами приходят в город, где они производятся. Свой офис в Тарту имеют Skype и множество компаний, чьи названия мало что скажут белорусам. Стекляшки бизнес-центров — новый, но такой естественный в данном окружении элемент городского пейзажа.

На Ратушной площади Тарту у фонтана «Влюбленные студенты» августовским днем стоят пустые стулья. В разгаре театральный фестиваль, одно из бесконечного набора культурных мероприятий, которые принимает город. Растяжка над соседним перекрестком сообщает о грядущем марафоне. В драматическом театре 1960-х годов гастролирует труппа из Дании. Город-университет притягивает к себе интересное, а то, в свою очередь, становится искушением для новых поколений молодежи, приезжающих сюда за образованием. Город будет жить, город будет становиться лучше. Юность полна оптимизмом, и город юности в том числе.


Партнер балтийского цикла — компания Huawei. Линейка Huawei P20 — смартфоны, фото- и видеовозможности которых пригодятся и в работе, и для путешествий. Согласно рейтингу DxOMark, Huawei P20 Pro признан смартфоном с лучшей камерой в мире. P20 и P20 Pro делают снимки с помощью камеры Leica и искусственного интеллекта. Последний сам настраивает съемку, моделирует портреты, помогает с яркостью, детализацией и цветопередачей, дает советы по выстраиванию композиции фото, позволяя в итоге #ВидетьБольше.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Бел Хуавэй Технолоджис», УНП 190835312.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by