Это только в пословице говорится, что замки нужны разве что от честных людей. На самом деле без толковой двери с надежными засовами в наше время не обойтись — от суперпрофессиональных домушников они, может, и не уберегут, но время, необходимое на проникновение в квартиру, явно увеличат, да еще и отпугнут «ходоков», рассчитывающих исключительно на удачу и хлипкость старых конструкций. Дополнением к хорошей двери идут тепло- и звукоизоляция, приятный внешний вид и возможность выделиться на фоне соседей (если это очень нужно). Современные производители и продавцы готовы предложить белорусам любые изделия — от «бутафории», которую можно вскрыть консервным ножом, до бронированного полотна с биометрическими замками — только выбирай и плати. Из каких элементов состоит правильная металлическая дверь, сколько стоит базовый набор и с какими материалами работают белорусские производители, читайте в репортаже Onliner.by.
На сегодня Меккой изготовления металлических дверей в нашей стране признан Могилев — здесь начинали свое дело крупнейшие производители, от которых впоследствии отпочковались новые фирмы. Позже подтянулись и другие города. Сейчас огромный производственный кластер сосредоточен в Минске, а точки продаж и вовсе можно найти чуть ли не в каждом более-менее крупном населенном пункте. Если округлить, то на рынке сейчас активно конкурируют пять отечественных производителей и несчетное количество дилеров, завозящих продукцию из Европы, России и Китая. Наверное, по-прежнему существуют и «гаражники», клепающие двери «на коленке», но это частные случаи, от которых можно уберечься, проверив документы производителя: наличие сертификата качества установленного образца уже будет гарантией того, что изделия испытывались и являются надежными.
Большинство покупателей сосредоточены на том, как будет выглядеть их дверь, а не на том, из чего она состоит. Над тем, какой металл используется, гнется или сваривается полотно, какой утеплитель для полотна и коробки применяется, задумается не каждый: вроде надежная дверь — и все на этом. На самом же деле красоту навести может каждый — с этим все достаточно легко, а вот обеспечить прочность и долговечность конструкции — задача посложнее.
Любая металлическая дверь предсказуемо начинается с металла. Заготовки размером 2500×1250 миллиметров и толщиной от 1,2 миллиметра наши производители закупают в основном в России и Казахстане. Промасленные листы собраны в пачки весом около 5—7 тонн и ждут своего часа — того момента, когда очередная партия отправится сначала в цех, а потом на «раскроечные» столы станков.
Несмотря на непрезентабельный внешний вид упаковки, внутри все 30—50-килограммовые листы как на подбор: без заусенцев, ржавчины и других дефектов.
Сначала безликий металл, который в будущем может стать как неприметной дверью в подвал, так и воротами в дорогую усадьбу, попадает на координатно-пробивной пресс, где, согласно заданным программой координатам, пробивает полотно, коробку и остальные элементы, из которых состоит дверь. Работа над одним листом занимает до 5 минут и проходит отнюдь не беззвучно: если находиться в цеху целый день, без берушей не обойтись.
Альтернативой координатно-пробивному прессу, который стоит от $100 тыс., может служить лазерная резка, но удовольствие это слишком дорогое. Да и окупаемость такой резки под большим вопросом.
После шумного первого станка заготовка попадает на листогибочный пресс. За считаные секунды прочное металлическое полотно, кажущееся недеформируемым, обретает новые формы и очертания: сила механизмов — большая вещь. Понаблюдав за работой сотрудников, можно стать свидетелем того, как плоский блестящий лист превращается в будущую коробку и полотно. «Полуфабрикат» двери начинает свой путь.
— Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются цельногнутые конструкции, — рассказывает заместитель начальника цеха компании «Медведев и К» Александр Костюкович. — Объясняется это просто: заготовка, сделанная из цельного листа металла, прочнее, так как не имеет сварных точек, предпочтительнее с точки зрения скорости изготовления и имеет более эстетичный вид. Ну и, что немаловажно, правильную геометрию и зазоры.
Каркасно-сварная конструкция все еще существует, хотя и доживает свой век. Выглядит она следующим образом: к листу металла приваривается гнутый профиль либо профильная труба, отдельно ввариваются ребра жесткости. Коробка в такой двери изготавливается из профильной трубы, но бывают и исключения в виде гнутого профиля. Как правило, сварка такого изделия производится без кондуктора, и изделие имеет большое количество точек сварки. В итоге в одном изделии мы имеем несколько слабых мест: по геометрии, герметичности, долговечности. А в случае с коробкой из трубы — еще и невозможно правильно утеплить ее.
В следующий цех дверь попадает для врезки замков, а также сварки усилительных пластин и F-образных планок для надежной фиксации запорных устройств. Здесь же происходит окончательная правка изделия. Минут 20 усилий — и у клиента уже есть гарантия, что дверь не перекосит, а добраться до замков будет не так-то просто.
Следующая задача — покрасить «полуфабрикат». Существует как ручной способ нанесения порошковой краски, так и полностью автоматизированный. У каждого есть свои плюсы и минусы. Но каким бы образом ни был нанесен краситель, после «напыления» изделие в любом случае отправляется в печь.
Там при температуре от 100 градусов краска запекается. На выходе получаем знакомый всем структурированный вид поверхности.
Очередной этап — приклеивание уплотнителя. Делается это вручную и при кажущейся простоте очень влияет на итоговое удовлетворение клиента от изделия: если из двери поддувает вплоть до свиста, мало кто поставит лайк странице производителя в соцсетях.
— Сейчас устанавливается в основном два или три контура уплотнения, гораздо реже — четыре. Поверьте, при качественном изготовлении и монтаже даже двух контуров хватит для того, чтобы обезопасить квартиру от сквозняков и проникновения посторонних звуков. Кстати, возлагать повышенные надежды на дверь в плане звукоизоляции тоже не стоит: да, она «отрежет» звуки из подъезда и квартиры, но не стоит забывать, что шум передается не только через дверь. В старых или панельных домах у него хватает лазеек, куда можно проникнуть. Поэтому сходить с ума по поводу уплотнителей не стоит: в панельке, где звуки распространяются очень просто, двух контуров вполне хватит, от большего количества вообще ничего не изменится, — поясняет Александр.
В отдельном помещении происходит укладка утеплителя.
— Белорусы, конечно, не законодатели моды в сфере дизайна дверей, — продолжает сотрудник компании «Медведев и К». — Мы по-прежнему выбираем что-то классическое, неброское. В последнее время клиенты стали тяготеть к скандинавской простоте. В отличие от России, «цыганщина» с вензелями и позолотой не прижилась. Если раньше все поголовно выбирали темные двери, то сейчас вкусы разделились — примерно половину заказов составляют изделия светлых тонов.
Если говорить об отделке дверей, то от винилискожи и ДВП люди уже давно отказались. Все предпочитают видеть панели МДФ, покрытые пленкой требуемого цвета. МДФ ставят от 8 до 16 миллиметров — чем он толще, тем бо́льшую звукоизоляцию обеспечат двери, но и тем дороже в итоге она обойдется.
Фрезеруются панели нужного размера и формы тут же, на производстве.
Если обобщать, то сама по себе конструкция входной двери достаточно простая: гнутый металлический каркас с ребрами жесткости, утеплитель полотна и коробки, отделочный материал снаружи и внутри и, конечно же, замки плюс фурнитура. Что касается «тонкостей», то тонким для дверей считается металл до 1 миллиметра, от 1,2 до 2 миллиметров — в самый раз, толще — на усмотрение клиента, но целесообразность такого хода под вопросом.
При изготовлении дверей сэкономить производитель может на очень многих моментах (что останется при этом незамеченным): например, на толщине металла (вместо 1,2 или 1,5 миллиметра взять 1) или «хитрой» методике ее измерения (сложив толщину самого листа с уголком коробки, можно получить великолепные 7 миллиметров или, загнув (завальцевав) край листа, измерить толщину именно в этом месте и объявить, что она составляет не жалкие 0,8 миллиметра, а гордые 1,6). Толщину металла в изделии может прибавить даже напыление краски — недобросовестный изготовитель и эти миллиметры припишет непосредственно листу, а не его декоративной отделке.
Выиграть в деньгах производитель может и на наполнении: уложив в полотно твердую каменную плиту, которая тоже является утеплителем, но при этом лучше проводит звуки. Дополнительный плюс такого «финта» — вес: каменная плита довольно тяжелая, и образовавшиеся «лишние» килограммы можно списать на якобы увеличенную толщину металла. Эта же плита добавляет конструкции жесткости, а значит, можно сэкономить на ребрах жесткости по всей высоте изделия.
Пленку тоже можно использовать дешевую — ее толщину сегодня не составит труда «откалибровать». Клей на водной основе тоже можно разбавить или не добавлять дорогой отвердитель. Первое время это будет незаметно, но через пару лет скажется на состоянии двери.
— Проверить заявления производителей, по сути, никак невозможно. Никто же не даст вам разбирать дверь, чтобы померить толщину металла. Глазок и места врезки замков — это тоже не доказательство: под них можно (и нужно) приварить дополнительные листы металла, поэтому за счет усилительных пластин будет казаться, что дверь изготовлена из очень толстого материала. Остается только рассчитывать на порядочность и на то, что компания дорожит своей репутацией, — считает Александр.
Лет десять назад китайские двери порвали наш рынок: недорогие, глянцево-красивые и подходящие под стандартные проемы. Поначалу они казались глотком свежего воздуха в океане высоких цен и продолжительного процесса изготовления. Но со временем возникли проблемы: замки летят, звуки с лестничной клетки (и обратно из квартиры) слышны на ура, металл может погнуться, даже если по двери случайно стукнуть кулаком. В общем, тут уже стало понятно, что даже модная подсветка замочных скважин и дверной ручки не компенсирует минусы «декоративного» изделия.
Однако «китайские двери» — понятие не универсально-ругательное. Рынок этой страны настолько гибкий, что изготовить трудолюбивые рабочие могут что угодно — от эксклюзивных суперпрочных моделей до откровенной дешевки, которую даже дети вскрывали консервными ножами. Но по традиции, чтобы порадовать карманы, дилеры везли к нам откровенный, но очень симпатичный шлак, оправдывая все возникающие у потребителей нарекания фразой «А что вы хотели, это же Китай».
Та самая китайская металлическая дверь, готовая к установке, на заводе-изготовителе продавалась по цене от $50. Транспортировка, растаможка, хранение накидывали примерно еще столько же или немногим больше. Но в продажу «богатым» белорусам двери поступали по $300 в эквиваленте. Хороший бизнес, что и говорить.
— Сейчас все, у кого еще остались эти двери, стараются от них избавиться: нет сервисного обслуживания, так как замки и ручки были не универсальные, хромает геометрия — двери со временем начинает перекашивать. В общем, принцип «за что платите, то и получаете», работает во всех сферах. Не стоит ждать от двери с толщиной металла до 0,8 миллиметра каких-то чудес, — объясняют специалисты.
Если с дверями для квартир все более-менее понятно (они не подвержены воздействию солнца, воды, мороза), то со входными дверями в коттеджи все сложнее. В Onliner.by не раз прилетали жалобы на то, что изделие, не простояв и года, начало ржаветь, зимой покрываться наледью, а то и прощаться с краской. Всему этому, как оказывается, есть простое объяснение.
— В какой-то момент наши люди начали возводить дома по проектам, которые подошли бы для Испании, Италии и других жарких стран, но никак не для Беларуси, где зимой то холод, то оттепель, то снег заметает. Так, владельцы строящихся коттеджей забыли о существовании тамбуров, изолированных веранд, козырьков над входом. В итоге зимой мы получаем что? Правильно, промерзание двери. И в наших широтах избежать этого крайне сложно, даже если установить дверь с терморазрывом (в металле делается термоизоляционная вставка из пробкового дерева, пластика или другого материла, чтобы металл снаружи двери и внутри не соприкасались). Это просто физика: с одной стороны холодно, с другой — тепло. Чего можно ожидать?
Терморазрыв — это очень хорошо, но сам по себе он не решит все проблемы. И даже в гарантийном талоне на такие двери написано, что образование наледи внутри допускается. То есть это не панацея, и отвечать должен в первую очередь тот, кто строил дом и принимал решение воплотить в жизнь именно такой проект. Вешать всех собак на дверь не стоит. А что уж говорить, если зимой ведутся штукатурные работы, которые дают огромную влажность? Куда пойдет вся эта сырость?
Уточню: чтобы входная дверь в дом служила хорошо, надо сместить мостик холода. Самый простой способ — сделать холодный сухой тамбур с двумя дверями: одна отделит жилье от улицы, вторая отсечет теплый воздух из комнат от тамбура. В итоге внешняя дверь не будет успевать промерзать, а внутренняя никогда не покроется наледью. Причем вторую дверь обязательно надо закрывать, сохраняя в помещении нейтральную температуру. Также надо избегать размещения у самого входа мест для сушки обуви, ванных комнат, бань — всего того, что будет влиять на температуру и влажность.
Козырек от солнца и прямых осадков надо устанавливать не в самом конце стройки, а в начале, как только вы смонтировали дверь. Нарушив это правило, люди потом очень удивляются, почему предназначенная для улицы пленка начинает выгорать, менять структуру и отслаиваться. Помогите своей двери: защитите ее от воздействия природы. Нелишне будет помнить и то, что все имеет свой срок эксплуатации, вечного ничего не существует. Как бы ни было неприятно это осознавать, но уличная металлическая дверь рано или поздно начнет ржаветь внутри. К ремонту и смене машины мы относимся спокойно, как к чему-то само собой разумеющемуся. Но как только дело касается обслуживания двери, формируется мнение, что все должно работать бесконечно.
Как и почти все в нашей жизни, толщина дверного полотна диктуется модой. Раньше все нарадоваться не могли на полотно толщиной 40 миллиметров, сейчас же этого катастрофически мало и народу подавай 80, 90 или даже 100 миллиметров (с учетом накладок из МДФ). Хотя по большому счету с главной задачей справится и тонкий, и толстый.
— С замками сейчас нет проблем, врезать можно какие угодно — все упирается только в кошелек клиента. Чаще всего в белорусских дверях устанавливают устройства из России, Турции, Италии и Китая. Совсем дешевые брать я бы не советовал, но вот на средней ценовой категории вполне можно остановиться. К примеру, сувальдный российский замок «Бордер ЗВ8-8» будет стоить около 32 рублей, цилиндровый — 77 (вместе с броненакладкой и цилиндром), сувальдный турецкий Каle 257L — 71, сувальдный итальянский Securemme — 234. Платить баснословные суммы или нет, каждый решит сам, важно помнить, что любой, даже самый дорогой замок можно вскрыть. Это лишь вопрос времени, за сколько справится специалист криминального профиля — за 30 секунд или 10 минут.
Если вы очень боитесь за сохранность имущества, установите сигнализацию, ведь попасть в квартиру можно не только через дверь: у вас еще есть окна, вентиляция, стена с соседями, в конце концов (были случаи, когда ради того, чтобы обворовать жилье коллекционера, злоумышленники разбивали стену соседней квартиры). Сейчас есть возможность еще на производстве установить в двери герконовый датчик, который сработает, как только дверь «несанкционированно» откроется. Четыре минуты — и наряд уже у вас на пороге.
Также существует такой элемент, как ночная задвижка. Это и хорошо, и плохо одновременно. С одной стороны, вскрыть такой замок невозможно, так как он не имеет опознавательных знаков снаружи. С другой — если задвижку повернет маленький ребенок, пока родители выбежали выкинуть мусор, другого способа вернуться в квартиру, кроме как взломать дверь при помощи МЧС, не будет. Или если пожилому человеку станет плохо — та же история. Единственный выход в ситуации с маленькими детьми — поставить заглушку, которая будет служить до тех пор, пока ребенок не подрастет и не станет понимать, как открыть и закрыть дверь.
На сегодня самая дешевая дверь стоит около 370 рублей. За эти деньги клиент получит ширину полотна 65 миллиметров, крашеный 1,2-миллиметровый металл снаружи и МДФ-накладку внутри, два российских замка. Максимальный предел не ограничен, причем сама дверь может быть нестандартной как по высоте (до 2,5 метра), так и по ширине (одна створка — до 1 метра).
— А вообще, дверь — это своего рода конструктор, который может быть как предельно простым, так и усложненным до максимума. Мое мнение: надо уметь вовремя остановиться. Улучшать изделие можно бесконечно, добавляя замки и отделку. Вопрос только соотношения цены и отдачи, — советует Александр Костюкович.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by