Никогда такого не делали, и вот опять… Репортаж о том, как Припять возвращали на место

18 сентября 2018 в 9:16
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов. Видео: Владимир Таранов

Никогда такого не делали, и вот опять… Репортаж о том, как Припять возвращали на место

Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов. Видео: Владимир Таранов

Очень тихо и буднично случилось едва ли не самое масштабное инженерное событие в жизни независимой Беларуси. Даже красных ленточек не завезли… Помните, Припять отодвигали на километр в сторону, чтобы построить мост взамен треснувшего? Вчера реку вернули на прежнее место. Ничего подобного белорусы не делали как минимум давно. Если вообще когда-то делали. Мы понаблюдали, как это было.

Что происходит

Вспоминаем диспозицию

Позиция 1: перегородили

Еще недавно перемычка под мостом выглядела незыблемой. Как мы помним, ее насыпали из камней и песка, чтобы по сухому реконструировать (читай: строить заново) треснувший и взорванный туровский мост.

Позиция 2: раскопали

Но нельзя просто так взять и перекрыть реку. Так не бывает. Поэтому весной, одновременно со строительством дамбы воде прорыли дорогу в обход, по старому руслу. Для этого пришлось раскопать другую незыблемую дамбу (с дорогой), сооруженную более 30 лет назад. К ней мы еще вернемся.

Напомним, как это место выглядит на устаревшей карте Google. Вообще-то, спутник окончательно запутался, пытаясь понять, что там сегодня. Итак, это старый вид, до разрушения моста. И в идеале к этому же состоянию местность должна вернуться к завершению работ.

Тепленькая пошла

Мостовики фактически выполнили свой кусок работы. Их жилой городок уже наполовину разобран и вывезен. Вспомогательные конструкции, которые использовались при строительстве, демонтированы, сложены в кучу и ждут отправки на следующий больной мост (он ждет под Гомелем). Объект передан другим подрядчикам — они должны все доделать и натянуть пресловутую ленточку к 7 ноября.

Предприятие «Днепро-Бугский водный путь» отвечает, соответственно, за воду. Это самое интересное. Земснаряды и плавучие краны по обе стороны дамбы, а также береговая техника давно ждали, когда уже можно будет сносить. Вообще-то, предполагалось, что это произойдет 20-го числа, но мостовики дали команду раньше.

…Грейфер выгребает остатки грунта. От могучей дамбы осталась небольшая перемычка. В конце концов она рушится. Дальше Припять уже сама раздвигает берега. Чем меньше пространства, тем сильнее напор.

Река расчищает себе путь. Старенькая мотозавозня (катер для обслуживания земснаряда) с трудом выгребает против мощного течения.

Припять, почувствовав волю, режет и объедает берега.

Через два часа на месте ручейка уже бушует мощный поток. Часть грунта будет отнесена водой и осядет ниже. Земснарядам и кранам предстоит навести порядок в русле после того, как скорость течения снизится.

У прораба Эдуарда Ятченко (для которого это тоже первый такой опыт) выпытываем, какие «подводные камни» обнаружились у этой технологии. Он говорит, они тут как раз в виде подводных камней.

— Когда это все насыпали, использовали в том числе бутовый камень, чтобы сбить поток. Теперь с этими кусками очень тяжело работать земснаряду.

Из-под моста предстоит выгрести 100 тыс. кубометров грунта с камнями. Ни о чем не говорит… Для понимания масштаба: если вам понадобится срочно засыпать песком чашу стадиона «Динамо», то этого количества хватит примерно на три таких чаши. И еще останется для кошачьего лотка.

Отмотаем на 33 года назад

Вообще, этот мост изначально строили в километре от Припяти, приводя в изумление местную фауну. Еще больше фауна удивилась, когда под готовым мостом, нелепо торчащим на суше, просто прокопали реку. Ну потому что умели и могли себе позволить.

О пользе такой гидрологии можно спорить, спрямление русла — довольно жестокий прием. По отношению как к реке, так и к самим себе. Считалось, что, если исключить все эти «лишние» извилины, улучшатся условия для судоходства (в 1980-е это было крайне актуально, белорусский флот возил гигантские объемы грузов). И тут же ускоряется течение, сужается русло, падают уровни, река превращается в водосточную трубу — и судоходство усложняется.

Как бы то ни было, тех инженеров давно нет. А их подвиг пришлось почти повторить потомкам — только сначала насыпать сушу, а потом на ней строить мост.

Закопать!

Между тем надо не забыть запломбировать старое русло, чтобы Припять не утекала туда и не падали общие уровни. Все в обратной последовательности.

В километре от нового моста земснаряды поливают пространство грязью. На бьющую под напором пульпу можно смотреть часами. Единственный минус — коричневой радуги почему-то нет.

За несколько часов такой красоты они засыпали реку.

Устройство земснарядов принципиально не менялось с каменного века: сосун забирает со дна грунт с водой, мощный насос гонит ее по трубам и выбрасывает куда нужно. Вода стекает, песок остается. В данном случае выбрасывать нужно туда, где раньше были дамба и дорога.

Ятченко говорит, на то, чтобы остановить течение, ушло 53 тыс. кубометров грунта (где-то полтора стадиона «Динамо», раз уж мы ввели в СИ эту единицу измерения).

Надо понимать, что там, где земснаряды забирают этот грунт, образуются такие же впадины. Считается, что для рыбы это хорошо: ей пригодятся зимовальные ямы.

Несмотря на шум, бурление и отсутствие коричневой радуги, кое-где в затоне виднеются люди с удочками. Что-то ловят в мутной воде. Объяснили: рыба есть, ее будто бы привлекает поднятый со дна корм.

Течение остановили, теперь осталась довольно трудоемкая рутина: надо восстановить берега по высоте. Это значит, насыпать еще метров пять… Говорят, дней десять понадобится.

Помимо строительства дороги, должна быть проведена рекультивация израненных окрестностей, их надо привести в исходное состояние, как до всего этого технологического безумия. Птичек и рыбок посадить на прежние места.

Этот фокус больше не пройдет?

Стоит все же учитывать, что ситуация с туровским мостом довольно специфическая. Удачно сложилось (если тут можно говорить об удаче), что рядом есть старое русло, которое позволило применить такой финт.

Нынче пришла очередь ремонтировать аналогичный мост через Сож недалеко от Гомеля. Там тоже коробчатая конструкция и, как выяснилось, те же болезни, что у туровского моста. Движение недавно закрыли, транспорт пустили в объезд.

Говорят, набив руку на Припяти, рассматривали похожий вариант с запуском Сожа в обход. Но пришли к выводу, что там этот номер вряд ли пройдет: слишком много придется копать, да еще и застройка мешает. Очевидно, это очередной повод для инженерного подвига.

Пылесосы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by