525
12 июня 2018 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий
Ты ли это, МАПИД? Что главный застройщик Минска делает в Вильнюсе

Современная архитектура, вентиляционные установки с рекуперацией тепла в каждой квартире, уютные дворы без машин и взрослые деревья под окнами. Мы стояли посреди нового квартала на улице Смоленско в Вильнюсе и завидовали его настоящим и будущим жильцам белой завистью. Кто бы мог подумать, что это — панельное жилье (вернее, дома из сборного железобетона, как здесь принято называть). Но еще более невероятным кажется другой факт: возводит этот комплекс (никогда бы не догадались) белорусский МАПИД. Что заставило крупнейшего минского застройщика податься в Литву, какие объекты он там строит и будет ли полезен этот опыт для Минска, читайте в материале Onliner.by.

Дома из сборного железобетона: литовский стандарт

Жилой комплекс B23 — это восемь домов высотой в 6—8 этажей, объединенные общим двором, в котором нет автомобилей. Все парковки располагаются под землей и в гараже-стоянке, а дворовое пространство целиком отдано в распоряжение жильцов. Несколько домов уже сданы и заселены, еще несколько готовятся к сдаче в эксплуатацию, остальные строятся.

Это третий по счету объект МАПИДа в Вильнюсе, где предприятие выступает в качестве одного из основных подрядчиков. Сначала заказчик (литовская компания Hanner) доверил белорусам достраивать один из домов. А после, оценив скорость и качество, отдал МАПИДу остальные.

Наши строители работают здесь с железобетоном местных производителей. Из Минска привезли свою опалубку и мелкий инструмент. Работа организована вахтовым методом (две недели через две). Мапидовцы живут в хостеле неподалеку, а питаются прямо на стройплощадке — еду подвозит местная служба доставки.

Глядя издали, никогда не скажешь, что это панельное жилье. И только при внимательном рассмотрении бросаются в глаза характерные швы на фасаде. В сравнении с Минском разница видна во всем: размеры окон, высота этажа, конструкция балконов (здесь они больше напоминают террасы). И это лишь внешние отличия. Самое интересное — внутри.

Дверь в подъезд прозрачная и находится на уровне земли. Никаких ступенек и пандусов — оказывается, так строить тоже возможно. Лифт расположен на одном уровне с дверью подъезда, а шахта не имеет общих стен с квартирами. Лестничные пролеты освещены солнечным светом за счет огромных окон. Инсоляции здесь уделяют особое внимание: того требуют жесткие нормы по энергосбережению.

Интересный факт: в двухподъездных домах используется один общий лифт, расположенный посередине здания. Его двери открываются на обе стороны.

Спускаемся на цокольный этаж, где находятся кладовые комнаты. Эти помещения без отделки покупаются за дополнительную плату и, учитывая небольшие площади квартир, весьма востребованы у жильцов. Можно хранить стройматериалы, шины, велосипед — да что угодно.

Так выглядит планировка одного из этажей.

Жилье в Вильнюсе строится преимущественно компактное. Повсеместное распространение получил евроформат. Привычных нам комнат-кухонь здесь нет. Зона приготовления еды вынесена в гостиную, а на месте кухни организована полноценная спальня.

Квадратный метр в комплексе B23 стоит в районе €1700—2150 в зависимости от площади квартиры и степени готовности дома. «Однушку» площадью 36 кв. м можно взять за $77 500. За счет большого окна и высокого потолка такое жилище не смотрится как тесная коморка. 60-метровая квартира, позволяющая организовать три комнаты, обойдется в €110 000. Для Вильнюса это жилье классом чуть выше среднего — главным образом благодаря расположению недалеко от центра города.

И все же не слишком ли дорого для панельного дома?

— Эти дома превосходят по качеству привычные нам многоэтажки, которыми застроен Минск. За последние годы в Европе технология производства сборного железобетона сделала колоссальный шаг вперед. Такое жилье адаптировано под жесткие требования тепло- и шумоизоляции и соответствует классу A по энергоэффективности, — говорит начальник строительных объектов ОАО «МАПИД» в Литовской Республике Евгений Станюш. — Посудите сами: толщина стен — почти полметра, тогда как в Беларуси — 360—370 мм, высота потолка — 2,8 метра. Вентиляция с рекуперацией тепла — обязательная опция для каждой квартиры.

Для стыковки панелей используются петлевые соединения и специальные болты (в Минске — сварка), а межпанельные стыки заполняются плотным бетоном под давлением, что обеспечивает их полную герметичность.

Но больше всего нас удивили планировочные решения: этажи перекрываются пустотными плитами больших размеров, что позволяет обеспечить широкий шаг несущих конструкций и организовать свободную планировку, как в монолитно-каркасном доме. Позже под потребности жильцов возводятся межкомнатные перегородки из гипсокартона и хорошо утепляются.

Машины жильцов хранятся на подземных паркингах, дворы же предназначены для отдыха. Особенностью B23 станет фонтан в центре квартала и взрослые деревья, растущие буквально в нескольких метрах от фасадов.

— Штрафы за вырубку зеленых насаждений измеряются в тысячах евро. Застройщику дешевле переделать проект прокладки инженерных сетей, чем спилить мешающее взрослое дерево, — говорит Евгений. — Да и зачем пилить, когда деревья повышают привлекательность жилых комплексов? Кто купит бетонную коробку на пустыре, когда есть дворы, напоминающие ботанические сады? Литовские застройщики соревнуются друг с другом в создании комфортной среды и достигли в этом направлении невиданных для Минска высот.

Как МАПИД оказался в Вильнюсе

Чтобы понять, как мапидовцев занесло в Вильнюс, достаточно вспомнить события пяти-шестилетней давности, когда программа льготного кредитования жилья в Минске начала плавно сворачиваться. Одновременно с ослаблением господдержки сельскохозяйственные земли были возведены в ранг неприкосновенной государственной ценности, что поставило крест на возведении новых спальных микрорайонов на северных окраинах города. Для МАПИДа, плотно вплетенного в госпрограмму строительства жилья, столь резкие перемены могли иметь непоправимые последствия. Если раньше предприятие буквально сидело на государственных заказах, то после смены курса оно было вынуждено осваивать нехарактерные для себя виды работ и пробиваться на внешние рынки, чтобы сохранить загрузку заводов и обеспечить людей работой.

С 2013 года МАПИД начал застраивать российскую Калугу, где уже появилась своя панельная «Малиновка». Следующим шагом стал Вильнюс — за последние полтора года предприятие поучаствовало в возведении нескольких жилых комплексов и нового здания пятизвездочной гостиницы Radisson Blu в центре литовской столицы.

— На руку нам сыграла ситуация, сложившаяся в последнее время на строительном рынке Прибалтики. Большинство местных компаний устремились на заработки в Скандинавию, где сейчас строительный бум и стоимость квадратного метра в домах из сборного железобетона начинается от €2500 и доходит до €4000 (в Вильнюсе — €1200—2200). Средняя зарплата в Литве у разнорабочего — €700—1000, инженерно-технические работники получают от €1200, тогда как заработки в Скандинавии в полтора-два раза выше. В итоге литовские строители начали мигрировать туда, где больше платят, и местный рынок оказался открыт, чем мы и воспользовались, — говорит Иван Хичевский, первый заместитель генерального директора ОАО «МАПИД». — Пройдя обязательную сертификацию, мы получили допуск к строительству жилых домов и общественных зданий на территории Евросоюза. Осталось только получить сертификат на фасадные работы, и мы сможем выполнять весь комплекс работ.

Новый корпус для отеля Radisson Blu

Первым объектом МАПИДа в Вильнюсе стал жилой комплекс в районе аэропорта, где предприятие выполняло несвойственную для себя работу — кирпичную кладку в одном из подъездов. Там наши специалисты показали не только качество, но и скорость, после чего им предложили поучаствовать в тендере на возведение гостиницы в центре Вильнюса. Решающим фактором в победе МАПИДа оказалась возможность обеспечить круглосуточную работу.

Новый корпус Radisson Blu из стекла и бетона удачно вписан в застройку делового центра Вильнюса. Стараниями МАПИДа и других подрядчиков восьмиэтажное здание выросло ровно за год. Наши строители занимались здесь гидроизоляцией, монолитными работами, монтажом каркаса здания из сборного железобетона и металла, перегородок и крыши. По мере роста доверия со стороны заказчика белорусам поручали сопутствующие работы: утепление, прокладку коммуникаций, на одном из этажей МАПИД выполнил отделку номеров, коридоров и лестниц. Литовские компании отвечали за остекление, инженерную начинку, геотермальное отопление и так далее.

Что интересно, объект был полностью запроектирован в 3D-модели. Никаких бумажных чертежей на руках не было, приходилось работать с планшетами и компьютерами. Для белорусов такой опыт оказался первым в своем роде.

— Из-за близкого расположения реки условия строительства были достаточно сложные, особенно на начальном этапе. Перед тем как приступить к работам, наши специалисты прошли дополнительную подготовку, в некоторые тонкости вникали в процессе стройки, — говорит Евгений. — И все-таки показали очень достойный результат — это характеристика со слов заказчика. В один из месяцев, когда работали на полную мощность, построили четыре этажа. Если бы не задержки с поставками материалов, закончили бы работы еще быстрее. Литовские подрядчики такими темпами похвастаться не могут, их сложно заставить работать в выходные дни. Сейчас на литовский рынок пробиваются еще и украинские компании, но они не слишком хорошо зарекомендовали себя по части качества, у многих хромает дисциплина.

Так выглядят номера с отделкой, выполненной силами МАПИДа.

Виды из окон отеля.

Поедут ли белорусские панели в Литву?

Пока МАПИД работает в Литве со сборным железобетоном от местных производителей. А как насчет выхода на новый уровень и поставок в Вильнюс белорусских панелей? В Калугу же за 670 километров возят и умудряются получать прибыль при стоимости метра от $640. Вильнюс гораздо ближе, да и цена «квадрата» здесь в два-три раза выше.

— Поработав полтора года на различных объектах в Вильнюсе, мы видим перспективу, которая позволит нам продвигать на литовский рынок не только рабочую силу, но и продукцию наших заводов. Такая потребность есть и у литовских застройщиков, поскольку в стране сложился дефицит железобетонных изделий, — описывает ситуацию Иван Хичевский. — Наше СУ-246 уже получило сертификат и может маркировать всю свою продукцию знаком качества Европейского союза, то есть мы сможем поставлять в ЕС целые домокомплекты для возведения жилых домов, соответствующих строгим европейским нормам по энергоэффективности и качеству. Это будут однослойные панели новой линии, которые учитывают требования современной архитектуры.

Сейчас мы уже наработали хорошую репутацию, и нам поступают различные предложения из Литвы и Польши. В основном это монолитные и мелкоштучные работы, монтаж сборного железобетона. Однако мы чувствуем, что уже созрели к продвижению своей продукции, и ищем заказчика, который доверит нам возведение хотя бы одного дома из белорусского железобетона.

Что мешает строить так же в Минске?

Погуляв по новому кварталу на улице Смоленско, мы совсем иначе взглянули на белорусского застройщика, имя которого ассоциируется в основном с панельками в Каменной Горке. В самом деле, а что мешает проектировать и строить точно так же в Минске? Не обезличивать город однотипными многоэтажками, а создавать комфортные кварталы со своим лицом, где хочется жить.

— Само собой, мы не сбрасываем со счетов внутренний рынок. Поработав с новыми для себя технологиями, мы получили новый опыт, изучили проекты. Наш первый демонстрационный коттедж в Шабанах возводился по литовским технологиям, а в ближайшее время совместно с одним из застройщиков мы приступим к возведению первого дома из сборного железобетона новой серии. Он будет кардинально отличаться от привычных минчанам мапидовских домов. В Минске у нас есть и другие, более масштабные планы, о которых мы объявим чуть позже, — отметил первый заместитель гендиректора МАПИДа.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий