UPD
28 апреля 2018 в 7:07
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

Коттедж за 64 часа. МАПИД презентовал двухэтажный дом и рассказал о планах

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий

К новостям о том, что китайские строители за одну ночь возвели эстакаду, а за неделю — небоскреб, мы уже привыкли. Нам до таких скоростей как до Луны. Но Китай — это где-то там, далеко, а тут, в Шабанах парни из МАПИДа поспорили, что соберут коттедж за 64 часа. Эксперимент, за которым можно было следить в режиме онлайн, заинтересовал многих белорусов. Что получилось в итоге? Корреспонденты Onliner.by осмотрели новостройку, узнали ее стоимость и поинтересовались дальнейшими планами застройщика.

Коротко. О чем тут речь

С чего все начиналось?

О том, что МАПИД способен строить не только однотипные панельки, минчане с удивлением узнали еще в конце 2014 года. Тогда на северной окраине города, в Зацени, появилось три экспериментальных коттеджа, предназначенных для многодетных семей. Дома были собраны из тех же трехслойных железобетонных панелей, которые широко используются при возведении многоэтажек в Каменной Горке. Другими словами, мапидовцы нашли простое решение: взяли свою же типовую серию М464-У1 и адаптировали ее под масштабы коттеджа.

В результате получились двухэтажные усадебные дома с чердаками общей площадью под 140 кв. м. Фасад оштукатурили и покрасили, в отделку добавили декоративные элементы в стиле фахверк — закрепленные на стенах деревянные доски скрыли межпанельные швы. Получилось интересно.

Несмотря на все преимущества загородного дома, экспериментальные мапидовские коттеджи не были лишены недостатков. Ведь это, по сути, панельная квартира, только двухэтажная — с потолками высотой 2,5 м, неидеальной звукоизоляцией между комнатами, размер окон в которой не отвечал современным представлениям о загородном жилье.

С тех пор в Минском районе было построено еще несколько таких же коттеджей — и на этом все. В чем причина?

— Дома в Зацени были для нас пилотным проектом и строились по распоряжению председателя Мингорисполкома для обеспечения жильем многодетных семей. Поскольку сроки были сжаты, проект разрабатывался на базе существующей серии М464-У1, — говорит Иван Хичевский, первый заместитель генерального директора ОАО «МАПИД». — На протяжении двух лет мы мониторили состояние этих домов и получили ряд замечаний и рекомендаций от жильцов. Коттеджи оказались действительно теплыми и комфортными, люди тратят сравнительно небольшие деньги на их отопление. Из минусов — высота потолков и устаревшие архитектурные решения.

На сегодня этот проект в МАПИДе называют пройденным этапом. Новые коттеджи, с которыми предприятие выходит на рынок, проектировались литовскими архитекторами и воплотили в себе прибалтийские представления о загородном жилье.

Успеть за 64 часа. Зачем?

Консервативный МАПИД прежде не был замечен в громких пиар-акциях и экспериментах, рассчитанных на привлечение внимания многотысячной аудитории. У предприятия, главная задача которого испокон веков сводилась к обеспечению жильем очередников, не было никакой необходимости в саморекламе. Но времена изменились: портфель государственных заказов похудел, загрузка заводов значительно снизилась — и это вынудило организацию самостоятельно искать заказчиков (в том числе за рубежом) и разведывать новые ниши на рынке. Одной из таких ниш стало малоэтажное строительство. Идея с трансляцией сработала. Об эксперименте построить дом за 64 часа написали многие СМИ. За происходящим на стройплощадке в режиме онлайн ежесекундно следили по 400—600 человек. Сборка коттеджа превратилась в своего рода реалити-шоу: интересно же, успеют или нет.

Трансляция нужна была МАПИДу и для того, чтобы продемонстрировать свои возможности на рынке Евросоюза. В эти дни в Вильнюсе проходит строительная выставка Resta 2018, где стрим из Минска показывался на экране.

Конечно, обустройство фундамента в отведенные 64 часа не входило: бетон попросту не успел бы набрать нужную прочность. Работа кипела круглосуточно в три смены. Каждые восемь часов бригады монтажников сменяли друг друга.

В отличие от своих заценьских предшественников, коттедж на улице Селицкого собирался по иной технологии. Здесь использовались однослойные панели, изготовленные на новой современной линии МАПИДа. Эта линия отличается гибкостью и позволяет придавать панелям практически любую конфигурацию в зависимости от проекта.

Всего было использовано 37 железобетонных элементов, которые уже в первые сутки были собраны в единую конструкцию. Крепились они при помощи болтовых соединений (для сокращения сроков монтажа частично использовалась сварка) с последующей механизированной заделкой стыков безусадочной монтажной смесью. Боковые стеновые панели прибыли с завода на площадку уже в утепленном виде. Торцы здания, имеющие сложную конфигурацию, утеплялись в процессе стройки. Утепление минватой производилось в два слоя: нижний — 100 мм, верхний — 50 мм. Для круглогодичного проживания этого достаточно. В последнюю очередь был смонтирован вентилируемый фасад.

Для того чтобы вписаться в график, строителям не хватило буквально одного часа. Говорят, помешала дождливая погода. В 16:00, когда стройка должна была финишировать, мапидовцы заканчивали монтаж вентилируемого фасада.

$33 000 за 66 «квадратов»

Как и было обещано, руководство МАПИДа озвучило стоимость дома. Так, в базовой комплектации стоимость квадратного метра составит 1000 рублей. Сюда включены фундамент, комплект железобетонных изделий с монтажом, кровля, окна, входные двери, отделка фасада (с утеплением и штукатурными работами). Таким образом, коттедж площадью 66 кв. м будет стоить 66 000 рублей, или в районе $33 тыс. В выставочном же образце метр оказался дороже — 1299 рублей (за счет дорогого вентилируемого фасада из фибробетона), его цена — 85 734 рубля (примерно $42 900).

На первом этаже расположены тамбур, объединенная с кухней гостиная (21,7 кв. м) и санузел, на втором — две спальни (13,4 и 14,1 кв. м) и санузел. Высота потолков — 2,75 м. Внутренняя чистовая отделка в число первоочередных задач не входила, но будет выполнена позже.

Для загородного дома площадь совсем невелика, и целесообразность наличия второго этажа в таком случае вызывает вопросы. Узкий коттедж смотрится словно фрагмент таунхауса, состоящий из одной квартиры. В МАПИДе уточнили: проект «Тихий Дон» действительно предусматривает реализацию в формате таунхауса, но может быть реализован и как одноквартирный жилой дом.

Сборный железобетон — это не хрущевки

— МАПИД был создан в Минске для обеспечения квартирами жителей столицы, но с учетом сокращения объемов строительства на предприятии задумались над выходом в регионы и созданием новых продуктов, — говорит Иван Хичевский. — Особый интерес представляет рынок коттеджного домостроения, который сегодня развивается, на наш взгляд, несколько хаотично и бессистемно. На нем действует множество небольших производителей, но почти нет крупных игроков.

Набирающая сегодня популярность каркасная технология строительства при всех ее преимуществах не ассоциируется у белорусов с надежными домами, которые простоят десятки лет и будут служить детям и внукам. Упоминание же о железобетонных (то есть панельных) коттеджах рождает ассоциации с хрущевками. Однако важно понимать, что за последние годы технология производства сборного железобетона сделала колоссальный шаг вперед. Характеристики таких зданий иногда даже превосходят по качеству дома в монолите, поскольку все элементы производятся на заводе, где высокий контроль качества. В Скандинавии и Прибалтике сегодня есть огромная потребность в сборном железобетоне для строительства и многоэтажных, и частных домов.

В МАПИДе не скрывают, что, разрабатывая новую линейку коттеджей, ориентировались не только на внутренний рынок. За счет чего белорусский железобетон может стать востребованным в Восточной Европе? Транспортные расходы никто не отменял, как и конкуренцию с местными застройщиками.

— В Прибалтике себестоимость производства железобетона выше, чем у нас. Дороже как сырье, так и энергоносители. В итоге даже с учетом логистики наша продукция будет иметь весьма привлекательную для местного рынка цену, — полагает Иван Хичевский. — Местные же производители сборного железобетона в большинстве своем переключились на рынок Скандинавии, где маржинальность значительно выше, чем в Прибалтике. Таким образом, мы четко видим нишу, в которой хотели бы закрепиться. Польша нам тоже интересна: сейчас там нет заводов по производству сборного железобетона.

Будут ли коттеджные поселки?

Озвученная сегодня цена вполне укладывается в рыночные реалии. Само собой, $33 000 — это только «коробка» с внешней отделкой. Итоговая же сумма с учетом покупки земельного участка, подвода коммуникаций и выполнения внутренней отделки может сильно отличаться от стоимости самого дома. Насколько сильно, зависит от места, бюджета, амбиций. Сегодня белорусов, мечтающих вырваться из города, от покупки дома удерживают многие факторы, в том числе отсутствие нормальных дорог, неразвитость социальной инфраструктуры, неоднородность застройки и так далее.

Привлекательность жизни за городом повысилась бы благодаря строительству коттеджных поселков со своей инфраструктурой. В Минском районе уже были попытки создать такие жилые массивы. Некоторые из них превратились в долгострои, другие стоят полупустыми… Появится ли когда-нибудь поселок, застроенный не элитными особняками, а компактными домами по типовым проектам (как в Гродно, например)?

— По такому пути идут Польша и Литва. Людям нужен не просто загородный дом, а еще и жилая среда, включающая в себя самое необходимое: магазин, детский сад. Поселок Лососно-4 в Гродно — первая попытка сделать что-то подобное в Беларуси, но там пока нет социальной инфраструктуры, — говорит заместитель генерального директора МАПИДа. — Буквально на днях у нас была встреча с руководством Минского райисполкома, где обсуждался вопрос выделения площадок. Сегодня наше предприятие готово выступать не только как застройщик, но и как инвестор в таких проектах.

Площадка в Шабанах (на улице Селицкого, 31) станет демонстрационной. До конца июня МАПИД планирует построить здесь еще два коттеджа по новым проектам с различными конструктивными особенностями. На наш взгляд, самый интересный из них — проект «Наша нива» площадью 139 кв. м. — дом с черным фасадом в скандинавском стиле. Ты ли это, МАПИД?

Что же касается уже построенного дома, то в ближайшие дни застройщик намерен провести приемку коттеджа с привлечением независимой организации.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by