Выбрать прораба для ремонта квартиры — задача не из простых. Именно от этого человека зависит, как вы проживете ближайшие полгода: налегке и с удовольствием либо в стрессе и на нервах. Определиться с мастером, особенно если рекомендаций от друзей и знакомых нет, бывает очень нелегко. Ведь каждый, кто приходит на «кастинг», обещает сделать все быстро и в лучшем виде. На деле же мы зачастую получаем брак, затягивание сроков и непонятное расходование денег.
Квартиру на улице Папанина Юля и Максим приобрели еще в 2015 году. «Двушка» стандартной «мапидовской» планировки хоть и возводилась силами коммерческого застройщика, но сдавалась с социальной отделкой: простой линолеум, пестрые обои, белорусская сантехника. Не очень-то стильно и привлекательно, зато уже в день получения ключей можно заселиться и жить. Несколько лет молодые супруги довольствовались таким скромным вариантом, а потом решили, что пора менять жилое пространство. Тем более что и пополнение в семье не заставило себя долго ждать.
Преображение квартиры супруги начали с создания дизайн-проекта и согласования перепланировки, чтобы все было по закону. Пройдя все инстанции и получив на руки красивые картинки, Юля и Максим стали искать того, кто сможет претворить в жизнь все их идеи. После мониторинга рынка и статей решили обратиться к Павлу Савосю.
Читателям Onliner.by этот специалист знаком. В свое время он рассказывал, как делать потолки, а позже решил поставить на себе и своей бригаде эксперимент: отремонтировать просторную трехкомнатную квартиру в «Маяке Минска» всего за 45 дней.
Причем Павел обещал, что все будет сделано с соблюдением технологии — к качеству отделки на 90 квадратных метрах комар носа не сможет подточить. Впрочем, амбициозный проект провалился: через 45 дней мы увидели лишь намеки на ремонт. Строитель оправдывал себя тем, что хозяева не поставили материалы для продолжения работ. Собственники, связавшись с редакцией, уверяли, что выполнять отделку можно и без плитки и ванны. Мы готовы были рассмотреть ситуацию и осветить ход процесса, а потому предложили хозяйке квартиры провести трехстороннюю встречу на объекте, чтобы заказчик и исполнитель могли высказать все друг другу. Но тогда наша идея не нашла поддержки.
И вот Павел получил новое поле для деятельности — светлую «двушку», которую надо было привести в порядок за три месяца. Несколько недель специалист составлял смету, затем еще немного задержался «по семейным обстоятельствам» — и в конце концов приступил к работе.
— Сумма, которую заявил Павел за ремонт под ключ, нас полностью устроила, — рассказывает Максим. — За $8500 ему предстояло сначала снести, а потом возвести несколько перегородок, выровнять и зашпаклевать стены, развести электрику. Также за отдельную плату он взялся привезти из Москвы системы хранения для двух гардеробных от IKEA и изготовить кухонный гарнитур плюс еще кое-какую мебель: якобы у него есть надежные партнеры, которые недорого берут и хорошо делают. Ничего не подозревая, заключили договор. За работу он взялся где-то в начале июня прошлого года.
На время глобального ремонта супруги съехали из своей «двушки» и арендовали чужую квартиру, рассчитывая, что задерживаться в ней надолго не придется. Часть мебели Юля и Максим вывезли сами, еще часть, по их словам, оставили Павлу для реализации: он заверил, что сможет выгодно ее продать.
— Поначалу все шло нормально. Рабочие снесли стены, казалось, что темпы будут нарастать. Но нет, ремонт почему-то застопорился недели на две. Потом мастера вроде вернулись в квартиру, возвели перегородки и снова пропали. В общем, все так еле-еле и продвигалось: что-то сделают — и исчезнут. Отговорки были самые разные: то отъезд, то в семье проблемы, то бригады нет. Но Павел клятвенно обещал: еще чуть-чуть, сдадим предыдущий объект, рабочие освободятся — мы все наверстаем, — поясняет Максим.
Не обошлось и без денег: за демонтаж, монтаж, электрику и тому подобное минчане рассчитывались по факту выполнения работ. Уверяют, что сразу же выдали аванс на закупку черновых стройматериалов — 7334 рубля, а взамен получили расписку, написанную от руки. Позже, как говорят ребята, Павел предложил «для красоты» видоизменить расписку на печатный вариант — так возникла дата 9 августа 2017 года.
— Честно говоря, мы не очень-то следили за ходом работ, — признается Юля. — Это первый для нас ремонт, поэтому просто доверяли человеку. К тому же я была в положении, хватало других забот. Поэтому объяснения в духе «закончим в конце августа», «точно сдадим в конце сентября» воспринимались нами нормально. Так же, как и отсутствие чеков на покупавшиеся смеси, клеи и так далее. На это мы до поры до времени просто не обращали внимания. А когда стали ненастойчиво просить объяснить, откуда берутся цифры, сколько было потрачено и на что, он спокойно отвечал: «Готовлю отчет, подбиваю сметы». Как вы понимаете, никакого отчета мы так и не увидели. Как и денег за проданные шкафы и другую мебель.
Еще в июле, ожидая, что ремонт будет проходить быстро и по плану, супруги отдали деньги за кухонную и встроенную мебель ($4335 в эквиваленте) и приготовились ждать даты монтажа. К зиме, пусть и очень медленно, но сам ремонт Павел довел до логического завершения. Провозившись вместо трех месяцев почти девять, полы и стены рабочие все-таки одолели. Остались разве что мелкие недоделки по покраске и сантехнике. Настало время монтировать оплаченную мебель и наполнять гардеробные. Но этого так и не произошло. Не помогли никакие разговоры.
— Сейчас даже сложно сказать, сколько именно он нам должен, — объясняют Юля и Максим, которые так и не увидели ни одного шкафчика и вынуждены были обратиться к другим исполнителям. — Так как нормальной отчетности не было, мы можем полагать, что далеко не все переданные деньги ушли на закупку стройматериалов. Но одну цифру можно назвать точно: $4335. На нее есть расписка от Савося, которую еле удалось выбить в конце декабря 2017-го. А плюс к этому надо считать моральный ущерб и деньги, которые ушли на аренду квартиры из-за затягивания сроков ремонта.
Когда уже стало очевидно, что кухни нет и не будет, мы принялись вызванивать Павла. Но делать это становилось все сложнее: трубку он не снимал, сообщения не читал, сам не перезванивал. Буквально чудом все-таки удалось пригласить его в квартиру, где он начал рассказывать о своей сложной ситуации и просить войти в положение. Мы согласились и дали ему рассрочку на возврат долга до марта. До сих пор ни копейки он нам так и не вернул. Слышали, что и некоторые рабочие в его бригаде оставались без зарплаты.
— Ситуация не изменилась до сих пор: на звонки не отвечает, деньги не переводит. Мы уже подали заявление в милицию и собираемся обратиться в суд, — предупреждают минчане.
Onliner.by связался с Павлом. Тот не стал отпираться и бросать трубку, а изложил свою версию предстоящего развития событий:
— В этой квартире мы сделали ремонт и договорились, что установим мебель. Заказчики дали нам аванс за мебель — $2500 по курсу. Но в тот момент у нас случился конфликт с другим заказчиком, у которого мы работали полтора-два месяца, все выполнили (об этом свидетельствуют документы — акты принятых работ), к нам не было претензий. Этот заказчик, огромный коттедж которого мы ремонтировали, обещал нам золотые горы. Но, имея амбициозные планы, он не имел на руках денег (только тысяч 15—20 долларов). В итоге он без объяснения причин выгнал нас, подставил с поставщиком. В итоге я даже не со всеми рабочими рассчитался. Проще говоря, встрял в «косяк». Из-за этого коттеджа я потерял другую работу и не смог брать новые заказы.
С Юлей и Максимом мы вроде договорились, мирно все урегулировали, я написал расписку. За мебель я должен им $2500, остальное — моральный ущерб, чтобы в дальнейшем не было никаких вопросов и они не жаловались. Понимаю, что я немного задерживаю, но планирую до конца апреля полностью рассчитаться с ними. Не знаю, почему они сейчас не хотят немного подождать, я объяснял, что сложилась такая ситуация и что имеющимися деньгами пришлось рассчитаться с людьми. Я от них не бегаю и не скрываюсь. Встрял в «косяк», такое в стройке бывает. Я планировал на следующей неделе, в пятницу уже сделать первый платеж: как раз заканчиваю работу, со мной рассчитаются, и я отдам деньги. Я разруливаю вопросы по мере возможности.
Что касается ремонта, то его мы сделали, вопросов по качеству нет. Правда, немного задержали по срокам.
Onliner.by знает, что Юля и Максим — не единственные, кто попал в непростую ситуацию после сотрудничества с Павлом Савосем. Есть еще как минимум два человека, чьи истории писаны как под копирку. Пока эти люди не готовы озвучить подробности и ожидают, что Павел добровольно вернет им деньги. Если вы тоже пострадали от этого мастера и хотите подать коллективный иск либо посоветоваться по поводу дальнейших действий с коллегами по несчастью, пишите на ok@onliner.by
Отделочников с хорошими оценками ищите при помощи сервиса «Onliner. Услуги»
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by