Перезагрузка «Колизея». Что стало с недостроенным паркингом, где часто происходили несчастные случаи

18 марта 2018 в 8:00
Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий, Влад Борисевич

Перезагрузка «Колизея». Что стало с недостроенным паркингом, где часто происходили несчастные случаи

Автор: Николай Градюшко. Фото: Максим Тарналицкий, Влад Борисевич

За покрашенными и остекленными фасадами многих минских зданий прячутся «скелеты» из прошлого. Onliner.by расскажет о судьбе известных столичных долгостроев, которые смогли переродиться из архитектурного хлама во что-то полезное для общества. Начнем с «Колизея» — несостоявшегося паркинга машин скорой медпомощи, получившего печальную известность из-за происходивших там несчастных случаев.

В 1989 году возле трамвайного депо в переулке Козлова началось возведение многоуровневого гаража-стоянки по проекту архитектора Марата Гродникова. Закрученное по спирали здание предназначалось для станции скорой медицинской помощи и было рассчитано на 500 машин. Строители успели завершить монолитные работы, застелили крышу рубероидом, установили лестничные перила. До отделки и монтажа коммуникаций дело так и не дошло. В хаосе начала девяностых финансирование прекратилось и степень готовности детища плановой экономики замерла где-то на 50%. Строители ушли, оставив после себя открытые пропасти лифтовых и вентиляционных шахт, зазоры между бетонными плитами и дыры в перекрытиях.

«Схватка», страйкбол, роупджампинг

В отсутствие охраны мрачная бетонная глыба начала жить своей жизнью, постепенно превращаясь в парк экстремальных и опасных развлечений. В какой-то момент за долгостроем закрепилось название «Колизей». Здесь играли в «Схватку» и страйкбол. Следом потянулись роупджамперы. Благодаря своей высоте (более 30 метров) «заброс» в переулке Козлова стал одной из главных минских локаций у любителей прыгнуть с веревкой. Время от времени «джамперов» «паковали» в милицейские уазики. Но они возвращались сюда снова.

YouTube хранит немало видеороликов, снятых в разные годы на крыше «Колизея». Вот один из них.

Даже далеких от неформальных тусовок и экстрима подростков неведомая сила тянула перелезть через забор: «А что там?» Будучи местом жутким и опасным, «Колизей» манил индустриальной романтикой, вдохновлял начинающих фотографов и художников. Вместе с мазней на стенах паркинга попадались атмосферные граффити.

Одна из работ была посвящена Саше Феррари — в октябре 2010 года известный минский мотоциклист и чемпион Беларуси по картингу погиб в центре города, врезавшись на своем мотоцикле в машину скорой помощи.

«Наташа. 1989—2010. Будем помнить»

Несчастные случаи в минском «Колизее» происходили регулярно. Только с 2008 по 2011 год здесь погибли четверо молодых людей. Упоминания об этих трагедиях можно найти в новостях и сводках милиции. Что было раньше, интернет не знает: 10—15 лет назад далеко не все происшествия попадали в СМИ.

Вечером 8 июля 2008 года компания старшеклассников решила поиграть в заброшенном здании в страйкбол. Подростки бегали по этажам, стреляли друг в друга пластиковыми пульками. Один из них, 16-летний парень, забрался на крышу, оступился и упал в лифтовую шахту. К приезду медиков он скончался…

Вскоре на стене шахты появилась надпись в память о трагедии. А спустя полтора года на том же месте, упав с высоты, погибла 20-летняя девушка. Тоже несчастный случай. Друзья оставили граффити: «Наташа. 1989—2010. Будем помнить».

Октябрь 2010-го. Поздним субботним вечером компания молодых людей зачем-то поднялась на крышу здания. В темноте одна из девушек не заметила вентиляционную шахту и упала с высоты 30 метров. Жива осталась только потому, что шахта узкая — падение не было свободным.

А в ноябре 2011-го с разницей в 10 дней в «Колизее» разбились два человека: сначала девушка сорвалась в вентшахту, затем 24-летний парень упал с крыши. Оба случая произошли в темноте.

— В шахты падают «фотомодели» и подростки, которые приходят с рюкзаками пива, а затем, поддатые, впотьмах блуждают по этажам,
рассказывал нам в 2011 году Алексей — один из организаторов прыжков. — Сколько раз мы выгоняли из здания дурачащихся малолеток! Приходилось и спасать людей. Однажды во время прыжков снизу прибежала девушка. Ее парень упал в затопленный подвал и не мог выбраться. Без нашей помощи не выкарабкался бы. Людей там гибнет и становится инвалидами немало, обо всех случаях в новостях не рассказывают. Лично я знал пятерых, кого уже не вернуть…

Перерождение «Колизея»

Долгие годы недостроенный автоцентр числился на балансе УКСа Мингорисполкома. Предприятие не слишком заботилось об охране объекта, заниматься реконструкцией не хотело и надеялось на инвестора. Несколько раз паркинг безуспешно выставлялся на аукцион. Наконец в декабре 2011-го произошло чудо. Ливанская компания, которая прежде принимала участие в завершении долгостроя на ул. Лещинского (Sky Towers), приобрела «Колизей» за 3,6 млрд рублей (по тем временам примерно $430 тысяч).

Поначалу инвестор собирался реконструировать несостоявшийся паркинг в торгово-развлекательный центр, который включал бы в себя магазин, ресторан, кинотеатр, диско-клуб. Здание планировали надстроить двумя этажами и открыть в 2014 году. Таким было эскизное решение комплекса.

Работы начались в 2012-м. Существующие оконные проемы строители заложили блоками и нарезали по всему фасаду новые окна. С тех пор для экстремалов, любителей «индастриала» и бездельничающих компаний «Колизей» был потерян. Впоследствии ливанцы отказались от развлекательной составляющей и надстройки. На паспорте объект был заявлен как «многофункциональный комплекс с многоярусной парковкой, автосервисом, офисами и другими объектами». К паркингу пристроили «стекляшку» — пятиэтажное административное здание.

Один из главных минских долгостроев ввели в эксплуатацию в прошлом году. Это событие почему-то не освещалось в СМИ и осталось незамеченным. Основное здание, как и задумывалось в 1980-х, используется как гараж-стоянка. Только паркуются здесь машины физлиц, а не скорой помощи. Часть первого этажа занял автоцентр Subaru, в пристройке разместились офисы. В частности, здесь обосновалась компания Regula — крупнейший производитель приборов для проверки подлинности документов и банкнот.

— Комплекс работает, но пока не в полную силу, — рассказали Onliner.by в компании «Эс Ди Кей Констракшн», которая выступала заказчиком строительства. — Продолжаем поиск арендаторов. Здесь можно открыть все, что связано с обслуживанием автомобилей: шиномонтаж, тюнинг-мастерскую, автомагазин и т. д.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by