Минск и областные центры переживают бум гастрономического ретейла. Тон на рынке стали задавать продуктовые сети и операторы быстрого питания, за которыми уже с трудом поспевают модные бренды и мебельные производители. Об этом рассказал менеджер проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Управление проектами» Артем Давидович.
Лидером остается Минск, где на каждую тысячу жителей сейчас приходится свыше 600 кв. м торговых площадей — больше, чем в Лондоне, Барселоне и Берлине. В ближайшие пять лет их концентрация может увеличиться.
Наиболее активно прирастают новыми объектами продуктовые сети — прежде всего «Евроопт», «Рублевский» и «Корона». Ретейлеры не только арендуют и выкупают торговые площади, но и строят собственные супермаркеты и торговые центры («Е-Сити», «Замок», «Магнит»). Высокая конкуренция на рынке вынуждает компании агрессивно расширять свои сети, чтобы плотно покрыть Минск и «захватить» регионы.
Торговые сети все чаще строят и приобретают объекты самостоятельно — либо сами, либо через собственные организации. Например, сеть «Рублевский» работает через девелоперов «Вондерлэнд Ритэйл» (строительство новых зданий) и «Торговый дом „Немига-Фаворит“», который управляет текущими объектами и вводит новые, например крупный супермаркет в Гомеле.
Продуктовые ретейлеры также активно арендуют площади, особенно в местах с интенсивным трафиком.
— Продуктовые сети отдают предпочтение объектам с удачным местоположением, наличием известных брендов и большой парковкой. Никто не хочет быть единственным «якорем» и вытягивать объект, — отметил Артем Давидович.
В Минске ежегодно открывают около 150 кафе, баров и ресторанов. Среди самых активных — международные бренды, открываемые по франшизе (Domino's, KFC, Sbarro, Baskin Robbins, Burger King, Papa John's). Вслед за Минском сети фастфуда взялись за областные центры.
— Сети фастфуда, как и продуктовые магазины, в меньшей степени прочувствовали на себе падение покупательской способности населения. Фастфуда в Минске и регионах будет с каждым годом все больше, они будут вытеснять традиционные кафе и рестораны, — убежден специалист.
А вот модные бренды открывают магазины точечно. Хотя рынок слегка оживился в связи с открытием в Минске брендов LPP SA (Reserved, Cropp и House) и Inditex (Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear).
— Следующим шагом может стать появление в стране H&M. Уже представленные в стране франшизы станут развиваться более активно, — подчеркнул эксперт.
Свое присутствие расширяют также белорусские производители и обувные бренды, готовые открывать магазины площадью до 1500 «квадратов». Большие ресурсы в свой рост вкладывают и мебельные компании, которые продолжают строить собственные сети и часто отказываются от дилеров. Еще одно востребованное направление — строительные супермаркеты.
В то же время практически «застыли» на месте премиальные бутики одежды и ювелирные салоны. Потребитель старается экономить в первую очередь на покупке дорогих вещей.