В июле прошлого года белорусская погода устроила настоящую истерику и знатно потрепала наши широты. Всего за несколько дней было повалено 14 тысяч гектаров леса, сорваны десятки крыш, повалены дома и разрушены целые деревни. Сражаться с последствиями стихии пришлось долго: некоторые территории до конца не удалось восстановить даже сегодня. Как выглядят пострадавшие деревни спустя год после трагедии, — в фоторепортаже Onliner.by.
Непогода шагала по белорусским землям несколько дней подряд: уничтожила пару деревень около Шарковщины, разрушила дома под Минском, пробежалась по Дзержинскому району, положила гектары леса, который приходилось вывозить сотнями вагонов, — и исчезла, оставив после себя горы мусора и реки слез.
Смолевичский район пострадал больше других. Дорога в деревню Кулешовка была завалена упавшими деревьями, поле усыпано кусками шифера, нажитое имущество породнилось в свалках и стало общим.
Сегодня здесь относительный порядок. Если не замечать сломанных деревьев, залатанных крыш и достроенных кирпичами другого цвета домов, ничего и не поймешь.
Год назад 83-летняя Галина Тарасовна наводила порядки с самого утра: пыталась собрать в кучу разбросанный по улице шифер. Получалось плохо (возраст не тот), да и в целом ситуацию это не спасало: после стихии «в живых» осталась только половина дома.
После напасти старушка загремела в больницу с сердечным приступом. Говорит, здоровье после этого совсем оставило.
— Я ж тогда подумала, что война началась, — так все грохотало. Так переживала из-за дома, что в больницу попала. Чуть вернули меня. Сейчас еле-еле хожу — годы не те.
Дом мне дети отремонтировали. Все за свои деньги починили, а потом страховка пришла, и я им все вернула. Ко мне тогда девочка из страховой пришла, посмотрела, что тут натворилось, и сказала: «Бабушка, я постараюсь добиться, чтобы вам все хорошо выплатили». Через неделю заплатили 20 миллионов старыми. Да, этого на все хватило.
Конечно, с суммой выплаченных страховок согласны оказались не все. Некоторые утверждали, что денег не хватило даже на половину ремонта, другие убеждали, что даже «обязательной» страховки было достаточно для восстановления. Так или иначе, сейчас починенными выглядят все дома в округе.
Соседние дома тоже отремонтированы, как минимум снаружи. Старушке по соседству, которой ураган снес свежий забор, поставили новый. Кто помог — так и не разобрали: бабушка с тех пор практически потеряла слух.
Многие дома помогали восстанавливать слуцкие коммунальщики. Для некоторых одиноких стариков это стало единственным спасением. Любопытная бабушка, выглядывающая из-за забора, рассказывает, что помогали даже тем, у кого дома не были застрахованы.
— Хлопцы из Слуцка на следующий день приехали, все быстренько убрали, залатали — молодцы! Зато лес до сих пор не убран, сколько ни писали мы в райисполком. У нас уже змеи завелись, ползают по всей деревне, возле колонки собираются, — кривится женщина и показывает в сторону сломанных пополам старых дубов. Зеленый участок действительно выглядит удручающе.
В деревне Зеленый Лужок, что неподалеку, ситуация хуже. Рядом с красивым озером до сих пор остается неубранным огромное лесное кладбище. По песчаной дороге, которая отделяет дома от торчащих из земли корней и сломанных сосен, неспешно ползет молодой уж. Местные говорят, что змеи завелись именно из-за нерасчищенных завалов.
Бороться с проблемой люди пытаются уже давно: пишут коллективные жалобы, обращаются к журналистам, но пока безуспешно. Конечно, выглядит картина удручающе, но и справиться с последствиями — дело не одного дня.
Наборы инструментов в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by