Указ, предполагающий адресное субсидирование строительства жилья с государственной поддержкой, будет принят в ближайшее время. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль. Законодательные новшества позволят гражданам брать в банках кредиты на коммерческих условиях и погашать их с помощью выданных государством субсидий. Представитель министерства рассказал и о некоторых других шагах, призванных «разогреть» рынок жилищного строительства в условиях недостатка бюджетных средств.
Новый указ о субсидиях будет распространяться на категории граждан, перечисленные в указе №13 о льготном кредитовании жилья. Но условия выделения господдержки будут несколько иные. Например, если старый указ предполагает выдачу льготных кредитов сроком на 20 и 40 лет, то по новому указу кредиты будут выдаваться на срок до 20 лет. Для получения кредита льготник сможет обратиться в коммерческий банк и взять необходимую сумму (например, под 15—20% годовых). Государство же берет на себя задачу выплачивать гражданину разницу в процентах — между льготными и коммерческими кредитами.
«Смысл здесь еще в том, чтобы уходить от директивного кредитования, которое постоянно критикуется международными финансовыми организациями. Чтобы государство не банки поддерживало, как сейчас, а непосредственно граждан. А банки будут вести свою коммерческую работу, — отметил Александр Горваль. — Указ этот выйдет буквально на днях, все согласования пройдены. После выхода указа будет принят ряд постановлений правительства с детализацией этой процедуры».
Александр Горваль также добавил, что не каждый коммерческий банк может пойти на участие в этой программе, но крупнейшие банки страны в ней заинтересованы. «На фоне избыточной ликвидности и отсутствия каких-то крупных проектов, в которые можно вложиться, они видят здесь свой коммерческий интерес», — заметил начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры.
Еще один механизм, призванный активизировать строительство, — система жилищно-строительных сбережений.
«Эта тема звучит последние лет 10, если не больше, то активизируясь, то затихая. В последние годы мы вновь вернулись к системе жилищно-строительных сбережений. Уже подготовлен проект указа о создании такой системы, завершается его согласование», — отметил Александр Горваль и в общих чертах описал, как будет работать система.
«Будет существовать накопительный период от 3 до 5 лет, в течение которого гражданин должен накопить в рублях 25—30%, может, и до 50% от стоимости жилья. После чего банк выдаст ему кредит на недостающую сумму. На стадии накопительного периода гражданин получит поддержку — так называемую государственную премию, призванную компенсировать потери за счет инфляционных процессов, чтобы вклад был примерно адекватен условиям депозита в банке. А на периоде кредитования ставка по кредиту будет несколько ниже, чем те ставки, которые выдаются на жилищное строительство».
По словам начальника управления жилищной политики, в перспективе с помощью системы жилищно-строительных сбережений свои жилищные условия сможет улучшить примерно 1/3 очередников — порядка 200—250 тысяч семей.
Одна из законодательных инициатив направлена на поддержку государственных застройщиков. Сейчас, чтобы опубликовать проектную декларацию и начать привлекать деньги дольщиков, любой застройщик должен обеспечить 15% готовности объекта. В Минстройархитектуры рассматривают возможность освободить от этой обязанности УКСы и предприятия с долей госсобственности более 50%, после чего они смогут продавать квартиры еще на стадии котлована.
«Почему именно эти категории? С одной стороны, у УКСов в связи со снижением объемов строительства нет таких оборотных средств, чтобы эти 15% обеспечить, а брать кредиты — это значит удорожать стройку. С другой стороны, за УКСами и госпредприятиями все-таки стоит гарантом государство. Чуть раньше, чуть позже — но этот объект будет достроен. Здесь нет ситуации, когда исчезнут деньги, исчезнет застройщик — то, что происходит в коммерческом секторе, — сказал Александр Горваль. — В коммерческом секторе мы предлагаем оставить обязанность строить не менее 15% прежде, чем выйдет проектная декларация».
Государственная жилищная политика предусматривает бурное развитие индивидуального строительства (до 40% в общем объеме). Сегодня множество минчан желают построить дом в пригороде, однако эти мечты зачастую не реализуемы. Хорошие участки стоят дорого, и за них развертывается настоящая борьба на аукционах. Дешевые земельные наделы лишены инженерных сетей и находятся далеко от города.
«Необеспеченность районов инженерной инфраструктурой здорово тормозит индивидуальное жилищное строительство, — соглашается Александр Горваль. — Государство не потянет полное финансирование инфраструктуры. Надо строить партнерские отношения. Рассматривается вопрос долевого строительства инфраструктуры по аналогу долевого строительства жилья. Значительный объем этих затрат будет перенесен на граждан, которые строятся либо уже построились, но инфраструктура у них не в полном объеме».
Представитель министерства уточнил, что эта инициатива пока только обсуждается.