Еще никогда обычная мапидовская панелька, выросшая на ничем не примечательной окраине Минска, не вызывала столько разговоров среди соотечественников. Впервые повышенного внимания и даже истерии новостройка удостоилась около восьми месяцев назад, когда УКС Центрального района опубликовал проектную декларацию с небывало низкой для столицы ценой квадратного метра (от $680 в эквиваленте). Белорусы сломя голову кинулись занимать очередь и дежурить под дверями управления. Второй раз десятиэтажка наделала шума, когда строительство было уже закончено. На торцевой стене дома в Новинках появилась вышиванка, а последние этажи украсили бело-красно-белые полосы. Вышло необычно и симпатично — настолько, что некоторые горожане даже не поверили в существование такого дома и решили, будто нарядная стена — это не что иное, как «фотошоп».
Счастливых семей, ставших обладателями квартир в самом дешевом доме Минска, оказалось всего чуть более сотни. Среди них — молодая пара, построившая «двушку» с отделкой. Супруги знали, что никаких изысков и дизайнерских подходов в оформлении интерьера ждать не стоит. Все предельно просто и социально: линолеум, бумажные обои, межкомнатные двери, плитка на полу в санузле и зашпаклеванные потолки. Но такой вариант их полностью устроил: хотелось поскорее переехать.
По мнению рабочих, квартира в доме №15 по улице Павлины Мяделки готова к заселению (надо только дождаться ключей и документов). Но все ли выполнено так, как завещали ГОСТы, СНиПы и ТКП? Оценивать усердия мапидовских строителей по традиции будет Александр Скок, а о тяготах попадания в виртуальную очередь из желающих и особенностях ночных дежурств расскажет брат новосела Иван (сами супруги присутствовать на приемке не смогли).
— Брат недавно женился, поэтому вопрос отдельного жилья для молодой семьи стал особенно актуальным, — объясняет Иван. — Мы и раньше присматривались к новостройкам: изучали предложения, читали статьи, следили за проектными декларациями. И вот наконец увидели, что УКС Центрального района собрался строить дом с дешевыми квартирами. Признаюсь, были сомнения: а получится ли? До этого мы также пытались начать строиться с другим УКСом, но нам просто-напросто не хватило места: в очереди из желающих были где-то 150-ми. Но все-таки решили попробовать, приехали к дверям управления — а там тоже очередь. Как выяснилось, люди начали занимать места в первый же день опубликования декларации.
— Народ сам скооперировался, составил списки и распределил дни и часы дежурств. То есть до начала приема заявлений сотрудниками УКСа было около десяти дней, и все это время люди дежурили под дверями. Нам выпало следить за порядком всего несколько раз днем (по три часа) и один раз ночью (шесть часов). Квартира по первой, самой дешевой декларации нам не досталась — не хватило буквально чуть-чуть. А вот со второй, где «квадрат» был уже не по $700, а по $770 (для двухкомнатных квартир), все получилось, — искренне радуется за брата и его семью Иван.
Молодые супруги и их родственники вариант однокомнатной квартиры даже не рассматривали: слишком много было желающих. Поэтому нацелились сразу на «двушку». И УКС такую возможность предоставил — 67 метров с просторной гардеробной в коридоре и большими жилыми комнатами. Кухня и санузлы — стандартные.
— Для нас критичными были два параметра: цена и срок сдачи, — продолжает разговор Иван. — Этот дом подходил оптимально. Чтобы можно было быстрее заселиться, решили взять жилье с отделкой. Разница с «голой» квартирой, по устным обещаниям застройщика, должна была составить буквально $20—30 с квадратного метра. На деле же вышло $42. Жаль, конечно, что сдачу затянули на несколько месяцев. Хотя это, если сравнивать с тем, как задерживают сроки сдачи коммерческие застройщики, ерунда.
Самое любопытное, что УКС не захотел корректировать ни один пункт договора, хотя составлен он явно исключительно в пользу застройщика. Но на уступки нам не пошли, пришлось играть по их правилам.
Иван признается, что до того, как вступить в строительство, они всей семьей мониторили и «вторичку», но за такие деньги можно было рассчитывать разве что на панельки восьмидесятых-девяностых годов:
— Это были квартиры площадью около 50 «квадратов», с вертикальной разводкой отопления, без счетчиков тепла, с узкими, а то и проходными комнатами и очень маленькими кухнями. К тому же, покупая «вторичку», пришлось бы еще и риелторам платить не менее $1000. Поэтому решили брать квартиру в не таком развитом районе, но с более высоким качеством жилья.
Окраину и вправду пока нельзя назвать обжитой: в какой-то момент может даже показаться, будто находишься за городом, а не в черте Минска. Видимо, новые Новинки ждет участь всех свежих районов — бурный рост жилых домов на фоне почти полного отсутствия социальной инфраструктуры. Ведь по традиции все упрется в бюджетное финансирование.
— Здесь есть только один детский сад. Ни школ, ни собственных поликлиник. Со временем район будет развиваться, уже началось общественное обсуждение нового ПДП — надеюсь, все изменится. Хотелось бы, чтобы и свалку снега, которую организовали зимой на поле напротив окон квартиры, тоже аннулировали. Это было допустимо, когда кругом находились лишь стройки и пустыри, а сейчас тут станут жить люди… — рассуждает минчанин.
На первый взгляд в квартире все неплохо — настолько, насколько может тянуть социальная отделка. Но и почерк МАПИДа бросается в глаза: по неведомой причине в XXI веке белорусские мастера клеят обои внахлест — но это, видимо, нерушимая традиция. К слову, обои во всех комнатах очень яркие и «активные». Если бы этот взрыв цвета и полосочек располагался только на одной стене, а остальные были бы оклеены полотнами нейтрального цвета в тон, смотрелось бы в разы приятнее. Но обо всем по порядку.
— Брат планирует переехать в квартиру сразу же, поэтому сегодня нас интересуют в основном существенные замечания — те недочеты, которые будут мешать нормально жить, — уточняет Иван. — По мере накопления денег в квартире начнется ремонт, но произойдет это только через год-полтора.
— В таком случае я буду называть все огрехи, которые есть, а вы уже отмечайте для себя, что важно переделать сейчас силами застройщика, а на что нужно обратить внимание в будущем, — объясняет подход специалист «Эво Лэнд». — Самое веселое, что есть в квартире, — это обои. На кухне они моющиеся, со ставшим уже классическим рисунком (за последнее время видел только одну квартиру, где госзастройщик поклеил обои не с чашечкой кофе).
В нашем законодательстве наклеивание полотен внахлест (как сделано во всей квартире) допускается. Но есть нюанс: обои для такого способа отделки в последний раз выпускались очень давно и имели специальную каемку, на которую и ложился новый слой. Мы же видим, что на стенах находятся обои, предназначенные для наклеивания встык, но сделана работа внахлест — припуск составляет от 1 до 3 миллиметров. Швы, естественно, не разойдутся, и основа светиться не будет, но места соединения полотен очень заметны, рисунок по чуть-чуть смещается. Могу сказать, что сделано все более-менее аккуратно, но поражает сам факт: зачем делать эти слои, если можно и нужно клеить встык?
Углы проклеены тоже неправильно: полотнища должны идти вертикально. Благодаря рисунку видно, как убегает линия. К тому же полотна никто не разрезал — получился эдакий полукруг с воздушным карманом. Есть места, где обои отклеиваются, «морщинят», были запачканы краской или случайно порваны, но все равно оставлены на стенах. Обратите внимание и на верхний срез: должна быть ровная и четкая линия, но мы видим оборванные края и волны. Все это нехорошо и некрасиво, но больших последствий иметь не будет. Страдает в первую очередь эстетическая составляющая.
Оказалось, что эти замечания касаются всех помещений в квартире. Вдобавок к перечисленному на одной из стен в гостиной под обоями обнаружились наплывы непонятного происхождения. Скорее всего, это дефекты панелей — пусть разбирается застройщик. В будущей спальне на бумаге видны какие-то полосы на уровне глаз (опять же стоит доверить переделку мастерам).
В прихожей с обоями и вовсе просто беда: испачканные участки чередуются с затертыми, видно, что полотна не раз произвольно рвались, но все равно приклеивались на запланированное для них место. В отдельных местах проступают ржавые точки: дает о себе знать железобетонная плита. Неплохо бы переклеить прихожую полностью.
— МАПИД, как правило, ставит неплохие деревянные окна. В вашем случае отчего-то решили сделать выбор в пользу пластика, да еще с очень хлипкими ручками, — продолжает Александр Скок. — Регулировать надо все створки, иначе, когда похолодает, будет ощутимо дуть. Состояние стеклопакетов неплохое, менять надо только две штуки. Подоконники и радиаторы установлены в уровень. Фасад не закончен, поэтому пленки с отливов еще не сняли, а вот сами отливы не зафиксированы — это надо исправлять.
По полу претензий не так много, и переделывать что-то сейчас, когда уже лежит линолеум, наверное, не стоит. Лучше сделают вряд ли, и на новый кусок напольного покрытия вместо снятого рассчитывать не стоит. Скорее всего, просто поднимут этот линолеум, подшлифуют, необязательно уберут весь мусор и заново приклеят тот же кусок. Тем более что и законодательство допускает перепад при стыке панелей до 4 миллиметров. Просто имейте в виду на будущее: на стыках разных помещений, а также в углах есть небольшие бугры и ямы. То есть ламинат на такое основание хорошо не ляжет. Если впоследствии будете применять именно это напольное покрытие, подправьте проблемные места.
К слову, даже сейчас линолеум приклеен не везде качественно, встречаются «воздушные мешки». Швы между отдельными кусками проварены через раз. А вот и техническая глупость — рабочие почему-то не смогли отрезать кусок линолеума необходимого размера и добирали латками. Для чего-то оставлены наклейки на плинтусах.
Межкомнатные двери вам поставили, конечно, самые простые и дешевые — никакого декора. Пожалели и уплотнительной резинки. Скорее всего, так было по проекту, но ведь для стройки закупка уплотнителей — это копейки, а жить людям было бы приятнее: полотно не стучало бы так сильно при закрывании.
На удивление, потолок в квартире не «закатали» в обои внахлест. Он зашпаклеван и покрашен, притом довольно неплохо. В гостиной есть несколько мест для возможных претензий, но переделка может, наоборот, усугубить ситуацию и поделить потолок на видимые участки «ремонтировали — не ремонтировали». Поэтому если и переделывать поверхность, то полностью (захотят ли так заморачиваться работники — большой вопрос). А вот трещину в спальне надо ликвидировать.
— В ванной комнате на стыке панелей видны трещины. Очевидно, что рабочие не применяли фасадную сетку, а сразу начали шпаклевать-перетирать. Теперь им необходимо будет расшивать эти трещины, все-таки использовать сетку, зачистить участок, чтобы не выделялась полоса, потом заделать это место по технологии и еще раз покрасить. Пожалуй, это самая большая проблема в вашей квартире. Кстати, экран установлен криво. А плитка на полу лежит более-менее нормально. Перепады чувствуются, но они не критичные.
На стенах в туалете видны бугры. Переделывать это будет довольно трудозатратно.
Дверь в гардеробную почему-то категорически отказывалась закрываться. Разгильдяйство было обнаружено и на лоджии: покрасить перила покрасили, а вот про «невидимую» их сторону забыли. Как и про закладные детали для лестницы. Да и в общем над опрятностью лоджии можно было бы поработать.
— В целом все не так страшно, жить можно и с этими нюансами, особенно учитывая тот факт, что переехать надо побыстрее, а ремонт вы все равно планируете через пару лет. Правда, трещины в санузле и на потолке, а также видимые потертости обоев, незакрывающиеся двери, регулировку окон, два стеклопакета и непокрашенные участки на лоджии я бы посоветовал не прощать. Все остальное вы не будете замечать уже через неделю постоянной жизни. На мой взгляд, квартира заслуживает оценки в 6 баллов, — считает Александр Скок.
Не нравится социальная отделка? Мастеров, которые переклеят, перекрасят и все отрегулируют, ищите при помощи сервиса «Onliner. Услуги»
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by