Соседские конфликты неистребимы, и зачастую одна из сторон чувствует свою полную незащищенность. История минчанки Инны, которая страдает от соседства с и без того неугомонными девицами, сделавшими к тому же перепланировку в квартире, продолжается. До сих пор женщина, решившая бороться с шумом только по закону, не смогла, по ее признанию, обрести у себя дома покой и тишину. «После всех судов стало еще хуже. Только в январе я 3 раза вызывала милицию и сама находила свидетелей из числа соседей и звала их к себе в квартиру послушать и подтвердить шумы. Из четырех пар выходных только одни были без музыки. На остальные приезжала милиция», — рассказывает женщина.
Разуверившись в эффективности существующей системы по борьбе с шумом, Инна решила взять дело в свои руки. В частности, минчанка вместе с опытными форумчанами Onliner.by создала петицию, в которой просит вернуть милиции полномочия по «обузданию» шумных соседей и освободить от этой обязанности ЖЭСы.
«Большинство белорусов — законопослушные граждане нашей страны, — говорится в петиции, созданной руками уставшей и недосыпающей женщины. — И с сотрудниками милиции, а тем более с судами, в своей жизни не сталкивались. Поэтому они очень удивлены, когда, вызвав наряд милиции на шумных соседей (дебоширов, меломанов) в надежде их утихомирить и отдохнуть, узнают, что это не в юрисдикции милиции, а ЖЭСа. А вызвать наряд милиции можно только с 18:00 до 9:00 (период времени, когда ЖЭС не работает). В рабочее время нужно обращаться с заявлением в ЖЭС. И все, что могут сотрудники милиции, — это принять заявление и переслать его в ЖЭС. А также рапорт о зафиксированном шуме. Часто сотрудники милиции присылают только заявление. Так как, если в рапорте зафиксирован шум, то сотрудники наряда уже могут выступать свидетелями. Но это означает вызов в качестве свидетеля сначала в орган, ведущий административный процесс (ЖЭС или ТС/ЖСПК), а затем в суд.
Дальше все еще сложнее. Часто ЖЭСы апеллируют к тому, что не получали никакого заявления. А если получают, то затягивают сроки, в результате чего дело не попадает в суд. Либо отказывают в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием свидетелей. Еще бы! Ведь часто опрос свидетелей производится только через 2—4 недели после совершения правонарушения и многие уже не помнят, что было и когда. Время для привлечения к ответственности составляет не более 60 суток с момента совершения правонарушения. Поэтому при затягивании процедуры оформления документов зачастую привлечь виновника к ответственности невозможно из-за истечения срока привлечения к ответственности. Поэтому устранение из цепочки оформления и подготовки документов организаций, эксплуатирующих жилищный фонд, позволило бы более эффективно привлекать нарушителей к ответственности.
Но даже если дело доходит до суда, то и тут не все так просто. Многие свидетели не являются в суд. А ответчики тем более. Изначально истец находится в незавидном положении и абсолютно бесправный в данной ситуации. А если в квартире проживает несколько человек и отрицают факт шума, то вступает в силу формулировка „неустановленное лицо“ и потерпевший человек сам должен доказать, кто из членов данной семьи это совершил. А тех, кто проживает рядом с квартирами, которые сдаются в аренду на сутки, вообще по-человечески жаль, так как виноватых в шумах там реально невозможно установить. Непонятно, зачем такие сложности в доказательной базе административного правонарушения по ч. 1 ст. 21.16. Практика показывает, что ЖКХ некомпетентны в этом вопросе. Их епархия — обслуживание жилых домов.
Передача ведения дел по ст. 21.16 (О шумах) в систему ЖКХ привела к катастрофическим последствиям. Процент дел, дошедших до суда и закончившихся привлечением нарушителя к ответственности по ст. 21.16, очень мал. Безнаказанность нарушителей ведет к тому, что в некоторых случаях нарушения длятся годами. Начиная с 2015 года ни один нарушитель еще не был выселен из занимаемого помещения за шум. Поэтому некоторые граждане, понимая, как на данный момент работает законодательство Республики Беларусь, почувствовали беззаконие и ведут себя достаточно агрессивно даже по отношению к сотрудникам правопорядка.
Предлагаем: внести поправки в КоАП и передать в ведомство правоохранительных органов административные правонарушения по шумным соседям (ст. 21.16 КоАП).
Дать возможность сотрудникам милиции составлять протоколы об административном правонарушении и выписывать штрафы на месте при установлении факта шума (громкой музыки) либо с указанием данных свидетелей этого шума (громкой музыки), если шум прекратился до приезда наряда милиции, так как иногда они приезжают только спустя час-полтора после вызова.
Возложить ответственность за административные правонарушения по ст. 21.16 на собственника либо нанимателя жилого помещения. Разработать градацию штрафов за нарушение п. 7.10 Правил пользования жилыми помещениями в дневное и ночное время. Предусмотреть повторность. Для первого раза предусмотреть предупреждение. Если люди адекватны, то сделают соответствующие выводы и больше не будут шуметь и мешать соседям. Если правонарушение совершается повторно в течение года, то предусмотреть штрафы от 10 до 30 б. в. В случае, если двери квартиры сотрудникам милиции никто не открыл, но сотрудники милиции подтверждают шум из данной квартиры, — выписывать штраф на собственника.
Жилые помещения предназначены для проживания. Для проведения праздников (вечеринок), прослушивания громкой музыки есть кафе и рестораны. Хотите устраивать вечеринку дома? Договаривайтесь с соседями! Научитесь, наконец, жить в социуме и уважать окружающих людей и их законное право на отдых в собственной квартире!»