02 марта 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

«Мы действительно берем дорого. Но пока клиент платит, цена будет такой». Честное интервью с отделочником

Автор: Дмитрий Мелеховец. Фото: Максим Тарналицкий

Трудно представить ситуацию, чтобы отделочник публично жаловался на жадного, дотошного клиента, который все сделал не так, как хотелось бы. Обычно строители находятся по другую сторону баррикад и только принимают колкую критику в свой адрес. Юра — нетипичный отделочник: он не пытается оправдать профессию и видит, что в этой сфере не все гладко. О задранных ценах, белорусских клиентах и совсем не криворуких бракоделах — в интервью Onliner.by.

Юра Иващенко — психолог по образованию. Во время учебы в институте парень подрабатывал в ЖЭСе плотником, о чем даже написал книгу, которая скоро появится на прилавках. Около года Юра работал педагогом в одной из минских школ, по вечерам делал ремонты. Потом окончательно сменил профессию и с головой окунулся в отделку. «Сложно быть педагогом, когда дома ждет беременная жена», — разводит мозолистыми руками интеллигентный парень.


— Зарабатывать руками ты начал еще в ЖЭСе, там же освоил азы отделки. Все знают, как работают коммунальщики. Разве там можно научиться делать хорошо?

— В ЖЭСах работают люди, которые способны сами решать, хорошо им работать или плохо. Да, там есть возможность лениться и делать все для галочки, чем большинство и пользуется, но их же никто не просит сделать криво. Я старался делать на совесть — так учил отец. Это мешает зарабатывать деньги, «гнать объемы», зато репутация не марается, работает сарафанное радио, люди знают о тебе и рекомендуют друг другу.

Первый раз я положил плитку как раз в своем ЖЭСе. Однажды приехали проверяющие и заметили, что у нас отсутствует душ, который по нормам должен быть. Исправлять проблему надо было быстро, пока никто не получил по шапке. Я вызвался положить плитку, решил, что это хороший опыт. Кое-как получилось. Через некоторое время я уже начал брать несложные заказы. Просил за них копейки, учился, совершенствовался. Все зависит только от желания и старания. Тем более я бы не сказал, что отделка требует каких-то невероятных талантов.

— Откуда тогда столько жалоб на криворуких отделочников?

— Не думаю, что основная проблема кроется в криворукости. Большинство «косяков» делается из-за лени и желания быстро заработать. Случалось, что меня просили переделать за кем-то. Я прихожу и вижу, что человек просто украл половину материалов, положил так, чтобы продержалось до сдачи объекта, и свалил. Плитка иногда отдирается шпателем, а под ней куча какого-то мусора. Это же не криворукость, а нежелание делать хорошо.

Иногда слышу истории про отделочников, и в голове не укладывается, как такое вообще возможно.

Как-то я читал, как один «специалист» забыл дома болгарку и отламывал плитку плоскогубцами, чуть ли не зубами ее грыз. У меня вопрос один: кто в этой истории идиот?

Клиент все это видел и ничего не сказал? Не выгнал такого горе-ремонтника, а потом еще и денег ему заплатил? Так держать!

— Многим не нравится, когда процесс контролируют, и они просят не лезть в работу профессионалов.

— Никто не любит, когда у него стоят над душой, но задать несколько вопросов и посмотреть, как идет процесс, можно. Если вы видите, что шов кривой или обои висят неровно, почему бы не указать на недостатки? Несложно ведь простучать плитку, когда она высохнет, и при обнаружении пустот заставить переделать. Профессионал обязан все исправить.

Мои коллеги любят говорить, что всему виной некачественные материалы или неровные стены. Это может быть правдой, но такие вещи обсуждаются заранее. Если я вижу, что стена недостаточно ровная, но штукатурить клиент не хочет, я сразу предупреждаю о возможных нюансах. Если клиент согласен на такой результат, я делаю как есть или же привожу стену в порядок.

Некоторые упорно доказывают, что работают только с идеально подготовленными стенами, а если клиент не согласен на дополнительные расходы, просто уезжают. Чаще всего это просто вранье. Давайте будем реалистами: не все могут позволить себе дорогой ремонт, обычно люди экономят на материалах. Это абсолютно нормально, но работать с некачественными материалами тяжелее. Об этом заказчик тоже должен быть предупрежден, и он должен заранее понимать риски.

Другое дело, когда после укладки плитки становится заметен «разнотон». Это тоже проблема специалиста. Чтобы «разнотона» не было видно, для начала нужно разложить плитку, присмотреться, показать заказчику. Можно ведь загнать плитку другого тона под холодильник на кухне, и ее просто не будет видно.

Если этого сделано не было и заказчик недоволен, надо снимать и укладывать по новой. Конечно же, за свои деньги.

Чего греха таить, и со мной такое случалось. Не выспался, задумался, устал, не заметил. В моих случаях это не было критично и люди прощали, хотя я и был готов к замене.

Элитные мастера все же есть, но их мало. Большинство просто набивает себе цену. Бывало, что я работал на новостройках по договору подряда. Там платят по минимуму и работает несколько отделочников одновременно. Но у кого ни спроси, все элитные мастера, которые делают ремонты под ключ в крутых особняках, клеят обои по $100 за рулон и зарабатывают по $2000 в месяц. Так чего же ты сюда пришел? Клепать дешевую плитку в подъезде? Не сходится.

— Может, дело в тяжелых временах?

— И это тоже. За последние годы цены действительно упали. Причин тому масса. Во-первых, сейчас в принципе тяжело и люди не готовы вкладываться в ремонт. Во-вторых, много рабочих приезжает из соседних стран, где ситуация не легче, они работают за совсем небольшие деньги и сильно сбивают ценник всем остальным. В-третьих, рынок перенасыщен: в отделочники в какой-то момент бросились все.

— Цены и дальше будут падать?

— Уверен, что будут, но рынок от этого вряд ли станет менее насыщенным. Я начинал в золотые для отделочников времена.

Тогда среднестатистический мастер запросто мог заработать больше $1000 за месяц. Сейчас такого нет, но я же не вернулся на работу психолога, люди не ушли обратно на завод!

Любой отделочник заработает себе как минимум среднюю по стране зарплату, чего не скажешь о тех же врачах или учителях.

— То есть профессия переоценена?

— Мне сложно сказать. Я уверен, что работа бюджетников недооценена, а те же банки наглеют. У нас очень гибкий рынок. Пока клиент платит, цена будет такой. Перестанет платить — цена упадет, но работать мы не перестанем. Меня за такие слова заклюют коллеги, но это исключительно мое мнение.

Отделочники всегда просили хорошие деньги. Наверное, это еще советские пережитки. Тогда ценился рабочий класс. Сейчас престижа профессии нет, а привычка осталась.

В то же время я вижу ребят с двадцатилетним стажем, которые сегодня готовы работать за копейки. Но, повторюсь, и они на завод не идут.

Мы же все ориентируемся друг на друга. Я периодически обзваниваю людей по объявлениям и интересуюсь ценами коллег, чтобы выставить свою. А как иначе оценить свою работу?

— Все говорят об отделочниках, но никто не говорит о клиентах. Люди стали более образованными в плане ремонта?

— Да. Сегодня на YouTube можно найти тысячи роликов о том, как надо делать ремонт, поэтому все сейчас считают себя специалистами и норовят учить, как делать правильно. Причем чаще учат женщины, а не мужчины, что неприятно вдвойне (да простят меня феминистки). И сколько такой даме ни объясняй, что на YouTube можно выложить что угодно, им все равно. Грамотный клиент — это неплохо, но надо знать грань и доверять специалисту, раз уж вы его выбрали. Вы ведь всегда можете потребовать исправления «косяков». Рычагов давления на нас хватает.

Отдельный класс заказчиков — понтовщики. Мой знакомый как-то взялся делать венецианскую штукатурку, толком ничего об этом не зная. Но самое интересное, что заказчик тоже не знал, что это такое и как должно выглядеть. В итоге мой коллега напорол какой-то ерунды, но заказчик остался очень доволен: у него ведь теперь венецианская штукатурка в коридоре!

— А как выбрать правильного специалиста? По отзывам в интернете, которые невозможно проверить? По цене, которую выставляет сам ремонтник?

— Это всегда риск. Единственный проверенный способ — искать через знакомых. Пока более надежного метода, чем сарафанное радио, пожалуй, нет.

Дорогой специалист не всегда лучший. Цена зависит в первую очередь от амбиций поставщика услуг.

В идеале дорогие и дешевые специалисты должны работать одинаково хорошо. Никто же не говорит «Я беру недорого, но делаю плохо».

Все обещают хороший результат. Хотя спросить с дорогого специалиста всегда проще.

Как ни странно, хуже всего нанимать родственников и друзей. Нередко заканчивается это плачевно. Не так давно слышал, что отделочник содрал с тещи чуть ли не в два раза больше, чем берет обычно. Думаю, дело тут не только в теще, но и в чувстве безнаказанности и излишнем доверии.

— То есть всегда есть шанс нарваться на бракодела?

— Риск есть всегда, но на любого бракодела можно найти управу и заставить его сделать качественно.

Давайте будем смотреть на вещи реально. Отделочник — это не хирург и не спасатель. Если он допустит незначительную ошибку, никто не умрет, не станет менее счастливым. Это всего лишь ремонт. Неужели стоит ходить по ванной с двухметровым уровнем, вымерять, насколько все идеально, и потом доводить специалистов претензиями? Я не говорю о масштабных недоделках, я про мелочи, к которым сейчас стали придираться. Это всего лишь обои, плитка, ламинат. Есть много других проблем, на которые стоит тратить свои нервы и время.

Есть история о ремонте и отделке? Присылайте на dm@onliner.by

Плитка в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by