Четверть века независимости — достаточный срок для подведения определенных итогов, в том числе и в развитии белорусской столицы. Кто-то с ностальгией вспоминает милый и, что самое важное, зеленый Минск, оставшийся на старых фотографиях. Кому-то больше по нраву современный город с его благами цивилизации. За 25 лет он повидал всякое — самое время вспомнить выдающиеся архитектурные достижения и провалы этого периода. Onliner.by выбрал десять новых зданий, которыми Минск может гордиться, и десятку, за которую он должен сгореть от стыда. Свой голос можете отдать и вы, а в комментариях поясните ваш выбор.
Прежде всего хотелось бы, предотвращая дополнительные вопросы, отметить, что в оба топа вошли лишь здания, спроектированные и построенные в годы независимости. Именно поэтому ни в списке лучших, ни в списке худших вы не найдете Национальную библиотеку или Дворец республики, чьи образы сон разума архитекторов родил еще в советской Беларуси, но построены (или достроены) они были уже после 1991 года. Кроме того, в каждом случае оценивался лишь внешний вид того или иного здания, но никак не его внутреннее содержание. Все объекты в списках расставлены в произвольном порядке — определить лучшие и худшие предстоит вам с помощью голосования.
1. Минский международный центр IBB, проспект Газеты «Правда»
О существовании этого комплекса подозревают далеко не все даже коренные жители Минска, а между тем это, по сути, первый образец современной белорусской архитектуры, да еще и созданный в международной коллаборации. Белорус Олег Воробьев и немец Рихард Пиршке еще в 1992—1994 годах творчески переработали наследие не чуждого нашей стране супрематизма, создав объект, который решительно рвал с приевшимся за долгие десятилетия советским модернизмом и одновременно возвращался к его авангардным истокам 1920-х годов. Пусть сейчас центр IBB и выглядит несколько архаично, для своих лет это был настоящий прорыв, плодами которого белорусская архитектура, к сожалению, воспользоваться не смогла.
2. Здание Белорусской калийной компании и Банка развития, проспект Машерова
А вот эта работа бюро Varabyeu Partners, ставшего наследником творческой мастерской все того же Олега Воробьева, можно назвать первым примером действительно актуальной и по сей момент современной архитектуры, появившейся в городе. В процессе реализации проект был немного приближен к отечественным реалиям, но все равно его можно назвать удачным образцом единства формы и содержания. Авторам удалось придать относительно скромному по размерам зданию и определенный символизм: центральный красный объем служит не только ярким контрастным пятном на фоне нейтрального фасада, но и напоминает о кристалле сильвинита — основного ресурса БКК.
3. МФК Green City, улица Притыцкого
Прекрасный пример современного объекта, разнообразившего пейзаж самого одиозного спального района столицы. У комплекса непростая судьба и туманное будущее, однако архитекторам, среди которых были и литовские специалисты, несмотря на это, удалось практически в полной мере реализовать задуманное. Оригинальных конструктивных и художественных решений в Green City не много, но получившийся лаконичный образ, построенный на контрасте минималистичной высотки и распластавшегося у ее подножия здания торгового центра, можно назвать удачным. Разнообразия экстерьеру придают зеленая лиана, напечатанная прямо на темном стекле главного фасада башни и отсылающая к названию объекта, и облицовка ТЦ заржавленной кортеновской сталью.
4. МФК с несостоявшейся гостиницей Kempinski, проспект Независимости
В отличие от Green City, оказавшегося на нужном месте, относительно размещения этого многофункционального комплекса у горожан и многих специалистов возникли вопросы. Отдавая им должное, в то же время нельзя не признать, что вне окружающего контекста предъявить какие-либо обоснованные претензии к этому объекту сложно. Это архитектура европейского класса, которая, может быть, и не получит Притцкеровской премии, но будет выглядеть уместно в любом из модных городов континента — от Лиссабона до Копенгагена.
5. «Минск-Арена», проспект Победителей
Ледовый дворец всея Беларуси и главный символ тучных 2000-х. За семь прошедших после ее открытия лет эта арена стала неотъемлемой частью Минска. Благодаря ей в стране появилась возможность проводить крупные международные спортивные турниры и принимать с масштабными концертами музыкальных звезд мировой величины. Абстрагируясь от всего этого, следует отметить удачно найденный в институте «Белпроект» образ шайбы, простой и понятный на фоне обычно чересчур сложной архитектуры хоккейных сооружений. Единственный недостаток стадиона — его цвет. Как и всякий «резиновый диск», его должны были сделать черным.
6. Galleria Minsk, проспект Победителей
К темным (черному, серому, коричневому) цветам в оформлении экстерьера зданий у нас привыкли относиться подозрительно. Почему-то считается, что наш климат и менталитет непременно требуют исключительно ярких или хотя бы светлых красок. Между тем весь современный опыт прибалтийской или, если говорить шире, скандинавской архитектуры, к ареалу которой, по сути, относится и наша страна, говорит об обратном. У заказчика самой свежей новостройки столицы, спроектированной латвийскими специалистами, к счастью, хватило смелости признать это. Предъявить претензии при желании можно и к данному комплексу: среди модернистского ансамбля начала проспекта Победителей Galleria Minsk смотрится чужеродно, фактически подавляя его. Однако к моменту начала стройки советская ритмика бывшей Парковой магистрали уже была разрушена высоткой Royal Plaza. Хуже уже не стало.
7. Kiroff Center, улица Кирова
Здесь могла появиться очередная поделка (и подделка) авторов, пытающихся имитировать лучшие образцы классической и неоклассической послевоенной архитектуры. К счастью, учитывая эклектичность окружения, в котором есть место и «дореволюционке», и довоенной гостинице, и пышному сталинскому ампиру, и бетонному брежневскому модернизму, был выбран иной путь — добавить в такую среду и современное зодчество. У «Белзарубежстроя», работавшего над объектом, вышло нечто очень редкое: их здание в жизни получилось даже лучше рендера. Правильно выбранные масштаб и строительные материалы (в оформлении фасадов использовалась керамическая плитка) убедительно доказали, что нужного эффекта можно добиться самыми простыми формами.
8. МФК «Сокол», проспект Победителей
За столь крупный и качественно исполненный комплекс, украсивший проспект Победителей, необходимо благодарить бездонные карманы катарских инвесторов и талант архитекторов из Varabyeu Partners. Здесь гостиница с мировым именем оказалась упакована в один сложный объем со спортивно-развлекательным центром. Его главный недостаток заключается в том, что предложенный художественный образ «здание-сокол» читается лишь с высоты полета птиц и дронов да из окон советских многоэтажек напротив. Впрочем, и вблизи объект определенно хорош.
9. Гостиница Renaissance, проспект Дзержинского
Чуть ли не единственное украшение проспекта Дзержинского. Практически вся эта магистраль застраивалась в годы независимости, но создать здесь достойный архитектурный памятник ей не получилось. Цельный ансамбль проспекта распадается на несколько кластеров, жилые дома (преимущественного многоэтажные «стены» московских масштабов) хаотично чередуются с административными зданиями разной степени унылости. На этом фоне изогнутый отель, белые фасады которого прекрасно контрастируют с темным остеклением, кажется глотком свежего воздуха. Данная работа Александра Ивашко тем более впечатляет, поскольку выполнена она в крупном проектном институте «Минскгражданпроект» — а это одна из организаций, которые традиционно ассоциируются с консервативным творчеством.
10. Жилой район «Новая Боровая»
Видеть среди лучших минских построек жилой район, произведенный на конвейере ОАО «МАПИД», безусловно, несколько странно, однако здесь он присутствует именно потому, что самим своим существованием доказывает: даже типовое способно быть оригинальным, даже советское можно осовременить до неузнаваемости, если за дело берутся с талантом, душой и пониманием того, как быть должно. Архитекторы из студии Level 80 architects попытались из индустриальных изделий, которыми застроена бо́льшая часть города, сделать нечто принципиально непохожее на аналоги. Самое поразительное, что по крайней мере внешне у них это получилось, а самое интересное — во что превратится «Новая Боровая» через пару десятилетий эксплуатации.
1. Dana Mall, проспект Независимости
Чтобы понять, что не так с этим многофункциональным комплексом, достаточно сравнить его с аналогичным по своей сути Green City. Вместо благородной кортеновской стали — несуразные металлоконструкции, вместо стильной высотки — пузатая административная пристройка, вместо Каменной Горки на фоне — белорусский не то «Дубай», не то «Венеция», не то «Макао». Ответственнейший с градостроительной точки зрения участок, где некогда проектировали новый кампус БГУ, место, оформляющее торжественный въезд из Москвы и Национального аэропорта Минск в самый чистый из городов, отдали сугубо функциональному «ангару», умудрившемуся заслонить даже Национальную библиотеку.
2. Торговый центр «Немига, 3», улица Немига
При проектировании этого торгового центра авторы архитектурной мастерской «Трайпл» пошли от обратного. Они в меру своего понимания попытались имитировать историческую застройку улицы Немиги, утраченную в 1970-е годы. Для этого муляжи домиков «под старину» водрузили на два стеклянных этажа, которые должны были напоминать воды Немиги. Сложно придумать что-то более несуразное. Над и так уже до неузнаваемости изуродованной после войны улицей надругались еще раз. В итоге и историческая застройка не была восстановлена (что, в принципе, и невозможно было сделать), и современного объекта Немига не получила. Ей достался лишь некий мутант, представляющий собой худшую из архитектур — архитектуру компромисса.
3. Бизнес-центр «Офис-Инвест», улица Тимирязева
Единственным достоинством массивного 26-этажного монстра, которое смиряет каждого человека доброй воли с его существованием, является тот факт, что это здание надежно загораживает собой железную дорогу и очередную из промзон ОАО «МАПИД». Архитектор данного объекта Марат Гродников сравнивал высотные административные здания с парусами, разделенными паркингами. В итоге весь комплекс, судя по всему, должен был напоминать корабль. Если так, то это, возможно, самый страшный корабль в истории человечества.
4. Торговый центр «Новая Европа», улица Сурганова
Наверное, этот этап развития архитектуры нам надо было пережить. Кое-кто, возможно, даже посчитает, что Минск еще легко отделался. «Новая Европа» на Сурганова представляет собой квинтэссенцию всего того, чем увлекались наши специалисты в 2000-х. Это невероятное, невообразимое нагромождение случайных стеклянных объемов, пристроек и надстроек, эркеров и пирамидок, напоминающее игру в конструктор капризного ребенка с расстройством внимания.
Фото: azaitsev.com
5. Застройка переулка Одинцова
Еще один образец подобного подхода при желании можно найти в переулке Одинцова. Правда, это, скорее всего, будет небезопасно для психики. «Это попытка сыграть не по правилам — не по правилам академической архитектуры, — уверяли архитекторы из „Минскгражданпроекта“. — Мы решили архитектурой ничего не утверждать и не прославлять, не воплощать идеи эпохи: величие Древнего Рима, одухотворенность Средневековья, рационализм Нового времени… Не транслировать потребителю свое представление о смысле жизни и смысле данного пространственного построения». Попытка сыграть не по правилам получилась совершенной в своей нелепости.
6. Гостиница «Виктория-2», проспект Победителей
К чемпионату мира по хоккею 2014 года Минск получил множество новых гостиниц. Их было настолько много, что некоторые все никак не могут достроить до сих пор. «Викторию-2», к сожалению, закончить получилось. Вероятно, именно такие отели строили бы в советских областных центрах где-нибудь в Нечерноземье, если бы СССР уцелел.
7. Торгово-развлекательный центр «Замок», проспект Победителей
Внешний вид этого ТРЦ наверняка нравится нашим друзьям из братского Китая. Там точно так же любят играть историческими стилями, копируя мировые достопримечательности целиком или в деталях. В большинстве других стран, не отягощенных подобными комплексами, серьезно подобная архитектура восприниматься не может. Постмодернистская эклектика с объединением невозможного давно вышла из моды, и представить себе нечто такое к западу от линии Керзона совершенно невозможно. Впрочем, вероятно, главное — это что большинству горожан нравится содержимое данного объекта: именно этот комплекс вышел победителем в нашей «Битве торговых центров».
8. Жилой дом «Дюна», проспект Дзержинского
Иллюстрация известной поговорки про благие намерения. Авторы жилого дома хотели как лучше: для пущей оригинальности использовать криволинейный план, сделать крышу в форме волны, разнообразить фасады имитацией иллюминаторов, — но получилось, в общем-то, как всегда: «человейник» с претензией.
9. Гостиница Buta, улица Мясникова
При проектировании этого отеля заказчик, по словам его представителей, хотел уйти от китча, вычурности и резких цветов. Последнее ему удалось, а вот с китчем и вычурностью не получилось. И внешний облик, и внутреннее содержимое отражает все то, что так любят на солнечном Востоке: объект уместно смотрелся бы в среднеазиатском антураже среди любителей сладких дынь и плова. В Европе же это выглядит абсолютно неуместно.
10. Жилой дом «У Троицкого», улица Сторожевская
Объект с лучшим видом на город — прежде всего потому, что его самого оттуда не видно. Памятник всему тому, что хотелось бы побыстрее забыть: волюнтаристскому уплотнению, наплевательскому отношению к исторической среде, гигантомании и бездумной фантазии, расписывающейся в собственной творческой беспомощности, всем этим куполам, пирамидам, шпилям и бежевому цвету. Архитектор комплекса сравнивал его с Эйфелевой башней, уверяя, что потомки обязательно воздадут ему должное. Естественная реакция потомков может быть лишь одна — демонтаж.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by